Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка путем использования языковых игр на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


Наличие мотивации при выполнении любого дела, а значит, и в изучении иностранного языка обеспечивает его результативность и успех.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации, поэтому учителю очень важно с первых занятий создать на уроках ощущение психологического комфорта у учащихся, радости и готовности к общению на иностранном языке. В книге А.К.Марковой «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» автор указывает, что именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Как и все учителя иностранного языка, я ставлю задачу - развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся. Для достижения поставленной цели в учебный процесс вводятся учебные языковые игры, так как игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности.

1. Любой урок начинается с фонетической зарядки. Каждый раз можно придумывать разные «истории», вовлекая детей в интересные «мини-путешествия». Например, я говорю детям, что они идут от своего дома до школы. Утром они просыпаются и зевают - [æ] ,улыбаются новому дню - [ⅰ꞉] . Возможно, они идут и вот так топают - [ⅾ], [ṯ ], а может, они едут на лыжах - [ꭍ] или на автобусе - [ⅾӡ]. Дует ветер на все лады, вот так - [ѡ], [α꞉], [ͻ꞉], [ɜ꞉], [ð], [θ]. И тут вдруг твой друг запнулся (или с елки упал комочек снега и т.п.), и он от неожиданности вскрикнул - [αⅰ ],и вы все кричите ему - [eⅰ] - иди скорей! «По пути» мы с ребятами вспоминаем и произносим слова, в которых есть эти звуки, «натыкаемся» на «горочки» или «лужи», которые являются одновременно и вопросительными словами. Также дети встречают по дороге таблички - указатели с небольшими блиц-заданиями по теме, которая изучается в данный учебный период.

2. Для учащихся средней ступени мы помещаем слова в домик - каждое в свою «комнату» - упражнения из серии «Match» (рис.1)

3. Фонетическая игра «Найди слово» - в каком из слов звук, передаваемый буквой a, произносится иначе, чем в остальных (Which word is pronounced differently):

a) take, b) make, c) hay, d) May, e) cat, f) name, g) plate

Рис.1

4. Фонетическая игра «Рыбак и рыбки». Учитель сообщает, что он рыбак он сейчас будет ловить рыбу. Для этого он будет произносить согласные звуки. Если звук глухой - ученики хлопают в ладоши один раз, а если звонкий - два раза. Тот, кто ошибается, становится рыбкой.

5. Игра «Рыбалка». Для того чтобы ребятам было интересно, необходимо воспользоваться готовой игрой « Рыбалка», в которой есть весь реквизит: рыбки, удочка, а иногда и игровое поле. Игроки могут вылавливать рыбки, а рыбки - это звуки. Учащиеся называют слова (в рамках изучаемой темы), в которых есть эти звуки. Правила игры можно изменять.

6. Игра «Листопад» или «Снежинки» («Сосульки») - в зависимости от времени года. Листья деревьев (изготовленные из цветной бумаги или нарисованные) лежат прямо на полу, снежинки - тоже на полу или на столе (сосульки - на доске) Учащийся берет листочек, на оборотной стороне написан звук. Учащийся показывает его одноклассникам, называет этот звук, сам называет слово, в котором есть этот звук, или задает этот вопрос одноклассникам. Здесь тоже можно добавить варианты.

7. Игра «Буквы и звуки» - «The letters and the sounds». На доске на листах бумаги, прикрепленных к доске, написаны слова. В этих словах подчеркнуты или выделены другим цветом буквы. Задание учащимся: маленькими карточками с числами закрыть буквы в словах. Для проверки правильности выполнения задания на доске записывается ключ. Например, на доске слова:

1) Three, 2) this, 3) write, 4) sing, 5) knife и т.д.

Играющие накрывают маленькими карточками звуки: 1 - [ð], 2 - [θ], 3) - [n], 4) - [r], 5) - [ŋ] и т.д.

Языковые игры базируются на изученном материале. Их применяют планово и в меру.

1. Дети знают игру «Put the words in the alphabetical order». По этому же принципу учитель просит расставить слова по алфавиту, только вопрос ставится интересно и конкретно, беря во внимание изучаемую тему.

a) What is your favourite food?

Apple, banana, cake, duck, eggs, fish…

b) What is in your schoolbag?

Atlas, book, copybook, dictionary, eraser, flag, glue…

2. Игра «Конец и начало» - конец одного слова является началом следующего слова (The end of one word is the beginning of another word).

Eraserulerobotreeggamelflower…

3. Игра «Скрытые имена». Эту игру можно использовать на заключительном уроке, в КВН или просто на уроке с ответствующей тематикой, чтобы «оживить» процесс обучения. Конечно, эта игра относится к разряду повышенной трудности.

На доске или на карточках учитель записывает названия профессий, Слова распределяются среди учащихся. Из букв каждого слова надо составить имя и фамилию. Имя должно быть известным и существующим на самом деле, а фамилию можно просто придумать, проявив фантазию - из оставшихся в слове букв. - These are the names of professions. Find a well-known personal name in each word. Dream up and come up with surnames from remaining letters. You can only use one word each time.

Например:

  1. milkmaid - Mia Klimd
  2. technician - Tina Nicech
  3. secretary - Tracy Seer
  4. teacher - Tea Cher
  5. greengrocer - Greg Reencor

4. Игра «Замени букву» - «Replace the letter». Учащиеся получают карточку со словом. Заменяя каждый раз всего одну букву, они получают новое слово. Эта буква может быть по счету любой, но обычно это первая буква.

a) Fine - line - mine - nine - wine - pines sine;

b) Book - cook - took - nook - hook - look;

c) Hall - ball - call - wall - mall - fall - tall;

d) Day - may - pay - way - say - lay.

5. Игра «Найди антонимы» - «Find antonyms». Дети сидят в кругу. Один учащийся кидает мяч другому и говорит, например, предложение: «It is hot», другой возвращает ему мяч с фразой «It is cold»

У.1: My book is new. - У.2: My book is old.

6. Игра «Составьте предложение» - «Make a sentence». За 30 секунд два ученика составляют предложение, поочередно добавляя по одному слову. Тема и структура предложения известны им заранее. Кто не сможет продолжить предложение - выбывает из игры. Для этой игры удобнее сначала разделить учащихся на две команды, а затем приглашать для участия по представителю. Команда, в которой останется больше человек, выигрывает.

- The first player starts the game. He says the first word. The second player repeats the word that the first player has said and then adds a new one. Anyone who forgets the word or names the words in the wrong order drops out of the game. The last player is the winner, of course,

У.1: The dog…

У.2: The dog and…

У.1: The dog and the cat…

У.2: The dog and the cat run…

У.1: The dog and the cat run in…

У.2: The dog and the cat run in the garden.

7. Игра «Найди слово» - лото.

Детям раздают большие карточки с картинками и маленькие карточки с цифрами (рис.2 и 3). Большие карточки изготавливаются по различным темам. Учитель называет слово - учащиеся закрывают маленькими карточками картинки. Можно организовывать соревнование между двумя игроками, тремя и т.д. - кто быстрее, кто правильнее? Кто лучше всех знает слова? Количество раздаваемых больших и маленьких карт оговаривается правилами игры.

Рис.2

Рис. 3

8. Игра «Бусы». Для этой игры необходимо приготовить плотную веревочку с деревянной палочкой на другом конце, которая будет имитировать иголку. Также готовятся жетоны, на которых записаны слова (например, вторая форма неправильного глагола). Учитель дает на больших карточках задание - в нашем случае инфинитив неправильных глаголов - и эти глаголы пронумерованы. Ученики согласно списку нанизывают жетоны, правильно подбирают вторую форму неправильных глаголов - делают бусы. Можно выполнять задание между двумя учениками - кто быстрее и правильно соберет бусы, можно соревноваться командами. Задания могут быть разными - в зависимости от изучаемой темы и лексико-грамматического материала, который необходимо закрепить или проверить.

9. Игра «Пословицы». На большой карточке записаны на русском языке слова, которые изучаются или повторяются. Это может быть лексика по теме, неправильные глаголы во второй форме, числительные и т.д. Эти слова написаны на английском языке на маленьких карточках - одно слово на одной карточке. Учащиеся должны найти эти слова и выложить их одно за другим в строго определенном порядке, то есть так, как они записаны на большой карточке. Когда слова проверены, учитель просит перевернуть маленькие карточки на другую сторону и прочитать предложение, которое получилось. Это и есть пословица. Можно предложить учащимся составить небольшой рассказ, который отразит суть пословицы. Для такой игры очень хорошо подходит групповая форма работы.

Пословицы учитель выбирает по своему желанию.

  1. Например: A cat in gloves catches no mice. (Без труда не вытащишь и рыбки из пруда).
  2. All is well that ends well. (Все хорошо, что хорошо кончается).
  3. An hour in the morning is worth two in the evening. (Утро вечера мудренее).

10. Игра «Мистер солнце». На доске - два (три) желтых круга. Это два (три) солнышка. Ребята должны присоединить к ним лучи. Учащиеся делятся на группы и выполняют задания. На лучиках - они пронумерованы - записаны слова. За определенное время ребята выполняют задание. Побеждает та группа, солнышко которой имеет больше лучей - после проверки задания «неправильные» лучики убираются.

Учитель может придумать и разработать нужное количество игр, предложить правила, отвечающие поставленной учебной задаче. Языковые игры могут быть с буквами, со словами, с текстом. Это могут быть грамматические, синтаксические, лексико-грамматические игры, а также ребусы и загадки. Иногда в занятия можно включать упражнения, которые включают в себя поиск ошибок. Такие упражнения стимулируют активность учащихся и дарят радость открытия.

Выбирая, разрабатывая и применяя языковые игры, учителю необходимо знать, с какой целью он проводит ту или иную игру. Роль ведущего в этих играх могут играть ученики. Языковые игры нужно стараться проводить преимущественно на иностранном языке.

Введение разнообразных языковых игр создает учебно-проблемную ситуацию, формулируется учебная задача; учащиеся проходят самоконтроль и самооценку своих возможностей - и это все способствует повышению внутренней положительной мотивации обучающихся.