За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Введение Федерального Государственного Образовательного стандарта третьего поколения предполагает "создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей…", а также «…готовность оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции нравственных норм, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства». В связи с этим одной из главных задач современной школы является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности. В основе данной компетенции должна лежать развитая рефлексивная деятельность.
А.С.ЭКЗЮПЕРИ сказал: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр».
Ведущая ключевая идея.
Систематическое и методически правильное применение рефлексивных методик и приёмов в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся и повышают качество образования, но развивают личностные качества ребёнка.
Проблема опыта.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами рефлексии в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабоуспевающих. Систематическое обучение рефлексии учащихся предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.
Таким образом, рефлексия является важным компонентом развития личности.
Понятие рефлексии.
Понятие "рефлексия первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании.
В словаре Даля слово "рефлексия" трактуется как термин из сферы живописи: отражённый свет.
В толковом словаре С.И.Ожегова (издание 1993 года) мы обнаружим толкование термина как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.
Словарь иностранных слов. Здесь рефлексия толкуется так: анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Организация рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Передовой педагогический опыт.
Первыми, кто ввёл понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы - Сократ, Платон и Аристотель. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека.
С течением времени понятие рефлексии расширили многие учёные, такие как Декарт, Локк, Кант, Гегель и другие. «Для того чтобы совершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать», писал Р.Декарт.
Известный психолог Н.Г.Алексеев, изучая рефлексию, сделал вывод о развитии рефлексивных способностей ученика в случаях применения педагогики сотрудничества.
Крупнейший отечественный психолог П.Я.Гальперин тоже выделил ряд этапов планомерного формирования умственных действий.
Но все они были едины в своём заключении: рефлексия - совместная деятельность учащихся и учителя.
Значение рефлексии.
Рефлексия даёт человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять свои желания, поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.
В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений.
Овладевая рефлексией как способностью к критическому самоанализу, наблюдая себя в разных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со значимыми другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности своей личности. Это позволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее.
Способность к рефлексии неоценима в общении. Анализируя своё поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать успешные взаимоотношения с людьми.
Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии -это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия обладает мощной развивающей функцией.
Из опыта работы.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
- По типу урока (промежуточная, контрольная, итоговая)
- По способам проведения (вопрос, анкета, рисунок, таблица…)
- По форме (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная)
- По содержанию (устная, письменная)
- По функции (личностная, интеллектуальная)
- По цели (рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала).
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и для сравнения в конце деятельности. Можно применять карточки с изображением лиц, а также цветовое изображение настроения, когда каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом. Например:
- Зелёный - Я уже об этом знал(а), но было интересно.
- Синий - Я узнал(а) много нового интересного.
- Жёлтый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.
- Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.
Эффективен приём «Букет настроения». В зависимости от настроения учащиеся прикрепляют красные или синие цветы.
Аналогичный цветовой приём «Дерево чувств». Только здесь яблоки красного или зелёного цвета.
Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока они размещают лучики согласно настроению.
«Светофор», «Яблоко и стрелы» - тоже приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния. Эмоциональное состояние младшего школьника играет важную роль в развитии личности, поэтому их так много.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Ученик не только осознаёт содержание материала, но и осмысливает способы и приёмы своей работы, учится выбирать наиболее рациональные. Для данного вида рефлексии используется приём самооценки активности на каждом этапе урока. В этом помогает «Лестница успеха» или «Дерево успеха»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приёмы:
- Приём незаконченного предложения.
- Приём «Выбор афоризма или пословицы».
Рефлексия достижения цели.
Интересен приём рефлексии в форме синквейна или коллективного сочинения стихотворения. Синквейн - это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации школьников. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.
Предлагаю несколько вариантов синквейнов, составленных учениками:
Тема урока: Мы - граждане России. (1 класс)
Отчизна: (Заголовок)
Огромная, богатая. (Два прилагательных)
Учит, кормит, защищает. (3 глагола)
Я горжусь своей Родиной! (Фраза, несущая определенный смысл)
Россия. (Резюме)
Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Лягушка.
Лупоглазая, толстая.
Соображает, хвастает, болтает.
Изобретает необыкновенный способ летать.
Путешественница!
Тема урока: Текст-описание.
Дождь.
Мокрый, серый.
Идет, барабанит, стучит.
По крышам мелкими каплями.
Лужи.
Очень интересен приём коллективного сочинения стихотворения. Например, на уроке математики, на этапе подведения итогов мы с учениками все вместе сотворили вот такое стихотворение:
Прекрасный завершен урок.
О нем родилось много строк,
Теперь не страшны нам задания -
В свои мы поверили в знания!
Ученики уходили с урока с верой в свои знания, силы, в свой завтрашний день. А разве не эту задачу - задачу становления уверенной личности решает учитель ежедневно, ежечасно, ежеминутно?
Подводя итоги всему вышесказанному, делаем выводы об огромной пользе рефлексии для совершенствования учебного процесса. Рефлексия способствует формированию творческого самостоятельного мышления, раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей. Владение навыками само- и взаимооценивания способствует быстрой адаптации в среднем звене. а в итоге развивают ребёнка как ЛИЧНОСТЬ.
В наш век цифровых технологий учитель тоже должен постоянно развиваться. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. И только такой учитель способен воспитать качественно нового человека, подготовленного к жизни в высокотехнологичном конкурентоспособном мире. В заключение хотелось бы поделиться замечательным советом, который дал когда-то известный немецкий философ Г. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами». От себя добавлю: и учите этому своих учеников...
Литература
- Бухвалов В.А. Основы творчества в профессиональной карьере. - Рига: Эксперимент, 2003.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М.: МГУ, 1985, Давыдов В.Б. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
- Рубцов В.В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования - Новосибирск, 1987.