Обучение грамоте, 1 класс.
УМК: «Начальная школа ХХI века»
Цели урока:
- Образовательная: формировать умение выделять первый звук в словах; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов.
- Развивающая: развивать фонематический слух и культуру произношения, развитие связной речи учащихся, создание естественных условий для такого общения, которое предполагает проявление выразительности речи.
- Воспитательная: создание условий для положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать.
Оборудование: учебник, плакат.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадем.
2. Введение в тему урока
Учитель читает отрывки из сказок.
Отрывок 1.
... Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Слез он с воза, подошел к лисичке, а она лежит себе, как мертвая.
- Вот будет подарок жене! - сказал... взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди...
О ком этот отрывок, назовите сказку. (Дед из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)
Отрывок 2.
...Взяла она крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила...
(Бабка, сказка «Колобок».)
Отрывок 3.
Не садись на пенек, не ешь пирожок, Неси дедушке, неси бабушке.
(Внучка, сказка «Маша и медведь».)
Отгадайте загадку и определите сказку, которую будем сегодня рассказывать.
Показался желтый бок,
Только я не колобок.
Не из мягкого я теста,
Потяни - не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко.
Назови меня. Я ... (репка).
Итак, начинаем сказку сказывать...
3. Актуализация опорных знаний. Работа по учебнику
1. Вспомнить и назвать героев сказки «Репка».
- Как начинается сказка? (Посадил дед репку.)
На доске иллюстрации к сказке.
Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет - потянет, вытянуть не может.
- Почему дед один не смог вытащить репку?
- Назовите по порядку всех, кто тянет репку. Начните с деда, затем с мышки.
- Кто из них первый?
- Кто - последний?
- Кто пришел первый на помощь?
- Кто пришел перед мышкой?
- Кто стоит между бабой и Жучкой?
- Кто пришел за Жучкой?
- Назовите всех людей.
- Назовите всех животных.
Посадил дед репку.
- Что я произнесла? Сколько слов? Напишите предложение в тетрадку.
На доске образец выполнения: начертить модель предложения, состоящую из трех слов.
Учитель обращает внимание детей на расстояние между полосками - слова не должны сливаться друг с другом.
2. Интонационное выделение первого звука в словах.
- Назовите словом каждого героя сказки (четкое, ясное произношение).
На доске:
- Что вырастил дед? (репка)
- Произнесу слово репка и выделю голосом первый звук: [р,р,р,епка].- Попробуйте теперь вы.
- Сейчас мы долго тянули звук …
Учитель называет звук (фломастером выделить □)
- Послушайте как долго можно произносить этот звук: [р'].
Хором, по рядам, индивидуально.
- Произнесу также слово дед и интонационно выделю первый звук. послушайте. Звук [д'] нельзя тянуть. Чтобы интонационно выделить этот звук, нужно сказать его громче остальных звуков в слове.
- Попробуйте теперь вы.
Хором, по рядам, индивидуально. Учитель произносит слово дед с интонационным выделением первого звука вместе с каждым учеником, чтобы ребенок мог приблизить своё произношение к образцу учителя.
Аналогично остальные.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дружно хлопаем в ладоши,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сели, встали, потянулись,
За уроки принялись.
Слова состоят из звуков. Мы научились выделять и слышать первый звук в слове.
3. Игра «Назови слово с нужным звуком»
- Вспомнить и назвать слова со звуком [ш] - интонационно выделяем звук.
- Выявим победителя.
- В каких словах, обозначающих героев сказки «Репка», есть этот звук. (Кошка, мышка.)
4. Классификация предметов по заданному признаку. Определение первого звука в словах (с. 13). Классификация слов по одинаковому первому звуку.
- Назовите одним словом предметы, нарисованные на с. 13. (Вещи.)
- Покажите предметы (в кольцо), все зимние вещи.
- Назовите каждую, выделяя голосом 1-ый звук.
- Покажите всю обувь.
- Назовите каждую пару, выделяя голосом 1-ый звук.
- Покажите все головные уборы.
- Назовите каждый, выделяя голосом 1-ый звук.
- Назовите вещи, у которых одинаковые первые звуки. (Пальто - панама, шапка - шорты, варежки - валенки, босоножки - ботинки.)
4. Работа в тетради «Прописи № 1»
Проведение наклонных параллельных линий.
Посадка, положение тетради, ручки.
Рассмотрите линии на с. 14. Скажите, они похожи на те, которые мы учились проводить на предыдущих страницах? Чем? (Эти линии похожи на предыдущие тем, что являются параллельными.)
А чем различаются? (Они наклонные.)
Проведите наклонные параллельные линии при дорисовывании лучей солнца и веток елей.
Дорисовав лучи у солнышка, нужно предложить учащимся передвинуть тетради чуть-чуть вверх, сохраняя при этом правильный наклон.
- Кто любит ходить в гости?
- А кто любит сам принимать гостей?
- Когда вы идете в гости или к вам пришли гости, что вы делаете? (Пьем чай.)
- Прежде чем угостить чаем, нужно накрыть стол. Сначала надо постелить скатерть.
- Слева и справа проводим горизонтальные линии. Слева направо от точек. Сверху и снизу проводим вертикальные линии от точек.
- Внутри красного прямоугольника будем учиться проводить наклонные параллельные линии справа налево.
- Чередуя розовый и фиолетовый (голубой и синий) разукрашиваем скатерть.
- Каждому гостю нужно обязательно дать салфетку.
- По внешней стороне проводим наклонные линии по тем направлениям, которые указывают стрелки.
- Внутри красного квадрата проводим горизонтальные линии слева направо.
- Чередуя зеленый и темно-зеленый карандаши, разукрасьте салфетку.
- Чем будем угощать гостей? (рисунок)
- Проведите необходимые вертикальные, горизонтальные и наклонные параллельные линии при дорисовывании салфеток.
5. Итог урока
- Чему сегодня учились?
- Что было интересно?
- Какое у вас настроение?