Создание краткого конспекта занятия с использованием коучинговых инструментов целеполагания, планирования и оценки достижений в педагогической практике

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 9, 10, 11


Тема занятия (мероприятия)

Виды телефонного мошенничества. Как защитить себя и своих близких

Форматы мероприятия

Учебное занятие по финансовой грамотности

Планируемая продолжительность

45 минут

Целевая аудитория

Обучающиеся 10 класса социально-экономического профиля

Цель мероприятия

Сформировать представление о разных видах телефонного мошенничества и способах защиты от них.
Прививать интерес к самостоятельному поиску ответов на появляющиеся вопросы, учиться задавать вопросы и работать с текстом, добывать информацию различными способами.

Ожидаемый результат мероприятия

Дети имеют представление о разного рода мошенничествах по телефону и осознают необходимость соблюдать простые правила безопасности.

Коучинговые инструменты

Название инструмента

 

1. Четыре вопроса планирования

Цель использования

Помочь обучающимся поставить достижимую конкретную цель и держать ее в фокусе.

Ожидаемые результат

Обучающиеся прослеживают и осознают связь между тем, что они делают сейчас и тем, что они хотят достичь на уроке.

Вопросы, задаваемые в рамках использования инструмента

Что вы хотите получить на сегодняшнем уроке? Почему для Вас это важно? Как Вы можете достичь результата? Как поймете, что достигли желаемого?

2. Прием «Три шага»

Цель использования

Позволить обучающимся начать движение.

Ожидаемые результат

Обучающиеся продумали первые посильные шаги для достижения результата в ближайшее время (и договорились сами с собой их выполнить).

Вопросы, задаваемые в рамках использования инструмента

Что самое простое вы можешь сделать уже сегодня?
Теперь, когда мы разобрались в этой теме и закончили ее изучать, какие простые действия позволят ее запомнить и закрепить?

3. «Шкала»

Цель использования

Помочь обучающимся делать осознанный выбор и отвечать за результат. Помочь им исследовать. Увидеть и понять разницу между имеющимися (актуальными) знаниями и необходимыми (желаемыми).

Ожидаемые результат

Обучающиеся могут самостоятельно количественно измерить уровень своих знаний, полученных на уроке. (И продумать шаги к желаемому результату).

Вопросы, задаваемые в рамках использования инструмента

Каждый определите, где вы находитесь на шкале уровня знаний по теме урока в данный момент?
Как вы поняли, на каком уровне находитесь?
Насколько вы приблизились к результату?

Краткий план мероприятия + Описание содержания деятельности на каждом этапе

1. Оргмомент

Проверка готовности к учебному занятию.

2. Актуализация имеющихся знаний

Определение темы урока через просмотр видео
https://uchebnik.mos.ru/material/atomic_object-9705782?menuReferrer=main ID: 9705782
Мы поговорим о проблеме, с которой встречаются в современном мире очень многие люди. Это пользователи всевозможных сотовых телефонов. В наш век мы не представляем себя без них. Вводим всевозможные данные, проводим через это устройство по средствам сети интернет все возможные информационные и финансовые операции. А мошенники не дремлют, разрабатывая всевозможные схемы обмана.
Одним из основных видов преступлений в телекоммуникационной среде является телефонное мошенничество, которое стремительно набирает силу и превращается в настоящую эпидемию. Жертвами мошенников становятся все без исключения - это и бизнесмены, и чиновники, и звезды шоу-бизнеса, и обычные граждане. Оградить от мошенников в первую очередь способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан, а также осведомленность в видах телефонного мошенничества и правильности действий при столкновении с данными видами телефонного мошенничества.

Прием «Шкала» (оценка достижений)
Что вы знаете о мошенничестве по телефону?
Каждый определите, где вы находитесь на шкале уровня знаний по теме урока в данный момент?

0 – я все еще мало (ничего не) знаю о мошенничестве по телефону
5 – я достаточно (все) знаю о мошеннических схемах.
Обучающиеся самостоятельно измеряют уровень своих знаний по теме урока.

Прием «Четыре вопроса планирования» (целеполагание)
Теперь, когда вы определили уровень своих знаний, поняли достаточно ли вы знаете, давайте подумаем, что вы хотите получить на сегодняшнем уроке?
(Узнать, что нужно делать, чтобы быть здоровыми).
- Почему для Вас это важно? (ответы детей)
- Как Вы можете достичь результата? (ответы детей)
- Как поймете, что достигли желаемого? (ответы детей)
Обучающиеся сформулировали цель урока: сегодня мы узнаем, что нужно делать, чтобы не попасться на уловки мошенников.

3. Основная часть урока

- Человечество изобрело множество способов приобрести, сохранить и приумножить деньги. К сожалению, способов потерять собственные деньги не меньше.
- Представители силовых структур отметили, что самые распространенные случаи связаны с использованием мобильных телефонов. Основными способами воздействия мошенников на людей являются психологическое давление и манипуляции. Многие люди, пострадавшие от мошеннических действий, знают о том, что такие виды обмана существуют, и все равно попадаются на уловки преступников. Лица с ментальными нарушениями очень доверчивы и быстро забывают о предупреждениях.
- Давайте обобщим всё и выявим наиболее распространенные виды мошенничества, изучим актуальные схемы разводов по телефону (ребята разбиваются на группы по 2-3 человека в зависимости от количества учащихся в классе и готовят ответ на одну из представленных ситуаций). Ситуации выбираются рандомно из заготовленных заранее учителем карточек (кто что вытянет, тот то и готовит). К карточкам можно раздать заранее подготовленные тексты к данной ситуации:
1. «Ваша банковская карта заблокирована» - СМС сообщение о якобы заблокированной банковской карте, для разблокировки которой требуется сообщить ПИН-код Вашей карты, либо провести определенные действия с помощью банкомата.
2. «Хищение денежных средств по телефону» - на номер телефона приходит СМС с просьбой перезвонить, с подробным объяснением причины для звонка, при перезвоне Вас очень долго держат на связи.
Это очень распространенный способ, который используют мошенники по всему миру. Злоумышленник звонит потенциальной жертве и тут же сбрасывает, таким образом, провоцируя на ответные действия: у кого-то взыграет любопытство, а кто-то действительно ждет важного звонка, и в итоге человек набирает незнакомый номер. Однако это может быть чревато: аферисты используют платные номера, так что звонок на их телефон может дорого обойтись.
Оказавшись в подобной ситуации, попробуйте проверить телефонный номер в интернете. Если он принадлежит какой-либо организации, вы сразу это увидите. Да и номера мошенников часто попадают в сеть — ими делятся сами пользователи, чтобы предостеречь других.
3. «Проверка службой банковской безопасности» - на номер телефона поступает звонок, якобы от отдела безопасности банка. В разговоре просят сообщить данные о карте для прохождения проверки и при этом угрожают блокировкой карты.
Еще один из способов выудить деньги от имени банка: приходит сообщение о том, что кто-то просит перевести средства ему на карту. С интересной припиской: либо потерпевший должен отправить код подтверждения, либо платеж будет произведен автоматически через некоторое время. В безвыходной ситуации человек начинает паниковать.
Как раз в этот момент и звонит подставной «сотрудник банка». Он объясняет, что только что была попытка мошенничества, но потерю денег можно предотвратить. Для этого нужно всего лишь отправить сообщение с кодом, присланном в письме, и подписать: «отмена перевода». Когда жертва сделает это, деньги со счета улетучатся, как и сам звонящий.
4. «Ложный покупатель» - те люди, которые часто пользуются услугами торговых площадок, в зоне риска. На, номер телефона поступает звонок от мошенника - «покупателя», который просит предоставить данные карты для перечисления денег.
5. «Родственник в беде» - требование крупной суммы денег для решения проблемы с якобы попавшим в беду родственником. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас так делать нельзя, так как он боится потерять погоны. Деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку. Цена решения вопроса составляет сумму от десятка тысяч рублей и более.
При совершении мошенничества данным способом звонящий абонент может находиться, как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе, но при этом всегда имеет одного или нескольких сообщников.
Основной фигурант, если он на свободе, обычно находится в съемной квартире и, используя мобильный телефон, осуществляет перебор номеров по возрастанию либо убыванию последней цифры. И если раньше звонки осуществлялись на мобильные телефоны с прямым абонентским номером, то в настоящее время это и прямые, и федеральные, и городские номера.
Если абонент согласился привезти деньги, то ему называют адрес, куда он должен приехать. По приезду в данный адрес ему сообщают еще один адрес, но при этом он уже попадает под наблюдение сообщников преступника. Люди, осуществляющие наблюдение, осведомлены о методах наблюдения и контрнаблюдения, имеют хороший опыт управления автотранспортом.
После того как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему сообщают, где он может увидеть своего родственника или знакомого.
6. «Неожиданное списание средств» - через мессенджер пришло сообщение о списании средств с Вашей карты, банки пользуются СМС.
Все мы регулярно получаем СМС от банков, и в большинстве случаев это отчеты о совершённых операциях. Аферисты копируют такие сообщения и устраивают свою рассылку. Причем зачастую делают это через мессенджеры (хотя банки отправляют обычные СМС). Однако когда человек видит на экране крупную сумму, которая сейчас якобы будет списана с его счета, он может растеряться и не заметить подвоха. В сообщении, как правило, указывают номер, по которому следует позвонить, чтобы сохранить свои деньги. Правда, не уточняют, что звонок на этот телефон — платный.
Кроме того, мошенники часто представляются сотрудниками банка, когда хотят выведать номер пластиковой карты и трехзначный код на обратной стороне. Вам могут позвонить с просьбой подтвердить перевод средств. Вы, естественно, этого не делали, о чем и сообщаете звонящему. В ответ преступник заявляет, что необходимо заполнить протокол безопасности, в который входят, в том числе конфиденциальные сведения. Интересно, что, если попросить «сотрудника банка» назвать номер карты, с которой якобы происходит списание, он не сможет этого сделать.
7. «Работы на линии» - мошенники просят внести Вас на своем телефоне какие-либо цифры, якобы это настройки. Бывает и обратная ситуация, когда мошенник уже имеет необходимые данные на руках. В таком случае дружелюбный голос по телефону сообщает, что у абонентов вашей сотовой сети недавно наблюдались проблемы со связью. Поэтому, чтобы ситуация не повторилась, необходимо произвести настройки: для этого звонящий продиктует цифры, которые вам нужно ввести на своем телефоне (естественно, это коды подтверждения финансовых операций). Причем, по словам пострадавших от этой аферы, в случае отказа мошенники начинают угрожать, что сим-карту заблокируют и восстановить ее будет непросто. Верить этому не стоит, лучше просто закончить разговор.
8. «Вы выиграли!» - СМС сообщение о том, что Вы стали победителем и Вам приз.
Мошенники звонят на телефон потенциальной жертвы и сообщают, что вы выиграли приз (пароварку, новый смартфон или машину) во «Всероссийском розыгрыше». Чтобы забрать выигрыш, нужно перевести деньги на указанные реквизиты — временный депозит, который организаторы розыгрыша «вернут» победителю, когда он заберет свой приз. Как можно понять, никакого приза — нет, и депозит «организаторы» конкурса не вернут.
Или на мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию.
Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник "призового отдела" и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок и т.д.); спрашивает, может ли абонент активировать на свой номер карты экспресс-оплаты на сумму 3000 рублей; объясняет, что в течение часа необходимо подготовить карты экспресс-оплаты любого номинала на указанную сумму и еще раз перезвонить для регистрации и присвоения персонального номера победителя, сообщает номер; поясняет порядок последующих действий для получения приза: с 10.00 до 20.00 такого-то числа абоненту необходимо с паспортом, мобильным телефоном и присвоенным персональным номером прибыть в указанный адрес для оформления радостного события.
Если по каким-то причинам абонент не сможет в течение часа найти экспресс-карты на 3000 рублей, то все равно должен позвонить для согласования дальнейших действий. Затем мошенник объясняет порядок активации карт: стереть защитный слой; позвонить в призовой отдел; при переключении на оператора - сообщить свои коды. Оператор их активирует на номер абонента, а призовой отдел контролирует правильность его действий, после чего присваивает ему персональный номер "победителя", с которым гражданин должен ехать за призом. Предложение самостоятельно активировать карты на свой номер и приехать с доказательными документами из сотовой компании не принимается, таковы правила рекламной акции.
9. СМС-просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи не него определенную сумму и перезвони.
10. «Щедрые предложения магазинов»- Схема мошенников сводится к тому, чтобы перенаправить вас на фейковый сайт. В данном случае представиться они по телефону могут сотрудником магазина или, как было в некоторых конкретных случаях, специалистом «Единой системы бонусов» (надо понимать, что такой организации, не привязанной к конкретным компаниям, в принципе не существует). Преступник сообщает, что вы накопили скидочные баллы, но почему-то не истратили их. Пока вы сообразите, о каких магазинах и скидках идет речь, выяснится, что ваш аккаунт вообще не активирован в системе. И тут же найдется решение: злоумышленник предложит прислать ссылку на сайт, где вам нужно будет ввести личные данные. Сайт, конечно, принадлежит мошенникам, при этом может выглядеть точно так же, как сайт известного интернет-магазина (внимательно смотрите на адрес страницы).
11. «Шантаж при продаже техники» - Если вы разместили объявление о продаже, будьте готовы к нестандартным просьбам мошенников. Например, когда речь идет о продукции Apple, «покупатель» просит прислать скриншоты, подтверждающие работу службы iCloud. Если сделать все по инструкции мошенников, то они смогут заблокировать ваш аккаунт и потребовать выкуп за возвращение доступа. Не стоит верить и тем, кто просит ввести свои данные в ваш телефон, — результат будет тот же самый.
Когда дело касается недвижимости, аферист может попросить выписку из ЕГРН (что вполне законно) и любезно скинет ссылку, чтобы вы не тратили время на самостоятельный поиск. Эта услуга в принципе платная, однако, пройдя по ссылке на сайт, вы заплатите не госреестру, а аферистам, поскольку страница окажется фейковой.
12. «Проблемы с налогами» - В подавляющем большинстве случаев мошенники давят на страх. Позвонивший может представиться сотрудником налоговой и объяснить причину своего звонка так, что жертва сама выложит всю информацию о себе, лишь бы не иметь проблем со службой. Однако проблемы начнутся как раз после того, как якобы налоговый инспектор узнает необходимые данные.
Помните: кем бы ни представился звонящий, выкладывать ему все сведения о себе ни в коем случае нельзя. Если есть сомнения, перезвоните сами по официальному телефону ведомства.
13. «Давление на жалость» - Уже не первый год по интернету гуляют сообщения о том, что в некоем приюте или военной части собираются усыпить животных. А пока этого не произошло, можно позвонить по указанному номеру и договориться о том, чтобы забрать зверя к себе. Желающих спасти собаку от несправедливой смерти масса, а те, кто не может себе этого позволить, охотно распространяют информацию среди друзей. В этом и есть уникальность схемы, тем более что сообщениям, присланным от знакомых, люди склонны больше доверять. Проблема в том, что никто никого не усыпляет, а вот за звонок на телефон мошенников со счета спишется кругленькая сумма.
Каким бы образом мошенники ни пытались похитить деньги, есть несколько общих рекомендаций. Не открывайте подозрительные документы, которые пересылают вам, в том числе знакомые люди (нет гарантии, что их аккаунт не взломан). Всегда проверяйте, правильно ли написан адрес сайта, на котором вы собираетесь оставить свои контакты или совершить платеж. Никому не разглашайте личную информацию о себе и близких (особенно по телефону) и, конечно, не называйте пароли, необходимые для совершения финансовых операций.
14. «Вирусная атака» - СМС сообщение со ссылкой на какой-либо интернет- ресурс, содержащий вредоносную программу, дающую доступ к Вашей банковской карте.
15. «Ошибочный перевод средств» - Вас попросят вернуть деньги за ошибочный перевод, дополнительно снимая средства со счета по чеку. Абоненту поступает смс-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом".
Предложение получить доступ к смс - переписке и звонкам абонента - мошенничество!
16. «Предоплата за товар на сайте» - в социальных сетях, на сайтах, доверительным покупателям предлагают внести предоплату за несуществующий товар, однако дальнейшая связь со лжепродавцом прекращается.

Прием «Три шага» (планирование)
Теперь, когда мы разобрались в этой теме и закончили ее изучать, какие простые действия позволят ее запомнить и закрепить?
(ответы детей)
Что самое простое вы можешь сделать уже сегодня? (поставить блокировку на ненужные звонки)

4. Подведение итогов урока.
Рефлексия

Итак, мы с вами разобрали самые распространенные виды мошенничества. Как уберечься от телефонных мошенничеств и не стать жертвой мошенников (разрабатываются решения для представленных кейсов).

Что делать, если мошенники все же украли деньги с карты?
1. Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
2. Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
3. Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте в управление МВД России.
Главным оружием против мошенничества являются внимательность и осведомленность.

Прием «Шкала» (оценка достижений)
Что вы знаете об уловках мошенников по телефону?

Каждый определите, где вы находитесь на шкале уровня знаний по теме урока в данный момент?

0 – я все еще мало (ничего не) знаю о телефонных мошенниках.
5 – я достаточно (все) знаю о данной проблеме современности.

Обучающиеся самостоятельно измеряют уровень своих знаний по теме урока.

Сегодня вы проделали большую работу (…)
Посмотрите на шкалу. Насколько вы продвинулись вперед?
С чем вы уходите с урока? Что полезного было для вас?