Классный час-размышление "Искусственный интеллект – Учитель и Наставник? Преимущества и недостатки»"

Разделы: Классный час «Поговорим о главном»


Задачи учебного занятия

Образовательные:
  • формирование коммуникативной компетенции, осознанное отношение к изучению английского языка через произведения писателей-фантастов

Воспитательные:

  • формирование познавательных мотивов, развитие интереса к осмыслению окружающего мира через искусственный интеллект;
  • формирование сознательного отношения к своему настоящему и будущему;
  • обогащение социального опыта.

Развивающие:

  • формирование представлений о научной картине мира;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе работы;
  • развитие логического мышления;
  • развитие памяти, монологической (диалогической) речи;
  • повышение мотивации к изучению дисциплины, развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков;
  • совершенствование навыков работы с информацией.

Методическое обеспечение учебного занятия: конспект проведения классного часа.

Периферийное оборудование: компьютер.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, презентация.

Вступительная песня из фильма «Приключения Электроника» https://youtu.be/KvFXt_l4QbA

Человек от робота отличается тем,
что способен использовать принципы
вместо алгоритмов и брать
на себя ответственность.

В.М.Светлов

слайд 1

Мы уже не представляем наш современный мир без сотовых телефонов, пластиковых карточек, социальных сетей и робототехники. Нас уже не удивляют автоматизированные вагоны метрополитена в Дубае, обеспечивание сохранности дома с помощью запрограммированных камер слежения, виртуальной реальности в компьютерных играх, интернет-тестирования и обучающих программ и так далее. Какой цветок изображен на слайде и на что он похож? (целозия гребенчатая, головной мозг). Что ещё нам напоминает головной мозг? (Как мы знаем ещё грецкий орех похож структуру головного мозга).

Давайте теперь определимся с Вами, какие преимущества и недостатки в применении искусственного интеллекта (работа студентов, например, одна группа готовит «плюсы», вторая «минусы». Заполняют свои предложения на слайде.

слайд 2

Знаете ли Вы, что автором термина «искусственный интеллект» (1956) является Джон Маккарти (1927-2011) - американский информатик, изобретатель языка Липс (1958), основоположник функционального программирования, лауреат премии Тьюринга (1971) за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта.

Что же такое ИИ по определению самого Джона Маккарти?

Иску́сственный интелле́кт (artificialintelligence, AI) - свойство искусственных интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».

слайд 3

В английском языке словосочетание «artificialintelligence» не имеет антропоморфной окраски, которую оно приобрело в традиционном русском переводе: слово «intelligence» в используемом контексте скорее означает «способность получать и применять полученные знания и навыки, а вовсе не «интеллект», для которого есть английский аналог слова «intellect».

Слово «антроопоморфизм» означает перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевленные предметы, на животных, растения, природные явления, на сверхъестественных существ, абстрактные понятия (Люди часто приписывают человеческие свойства игрушкам, предметам быта, дают имена автомобилям.

Примеры: «Компьютер думает»; «Машина устала»; «Небо нахмурилось»; «Дом опустел». Самый яркий пример - антропоморфизм в баснях. (сайт Правмир: https://www.pravmir.ru/antropomorfizm/)

слайд 4

Прежде, чем говорить об Алане Тьюринге - отце-основателе компьютеров и знаменитого теста Тьюринга, нужно вспомнить, что ещё в мифах Древней Греции описывается первый случай сотворения главным богом Зевсом искусственной женщины Пандоры в наказание всему человечеству за похищение Прометеем огня. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда. В наказание женщина и её муж превращаются в птиц. (источник: Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

А́лан Тью́ринг (1912-1954) - английский математик, логик и криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики.

Предложенная им в 1936 году абстрактная вычислительная» Машина Тьюринга», которую можно считать моделью компьютера общего назначения, позволила формализовать понятие «алгоритма» и до сих пор используется во множестве теоретических и практических исследований. Научные труды А.Тьюринга - общепризнанный вклад в основания информатики (и в частности - теории искусственного интеллекта). Во время Второй мировой войны Алан Тьюринг работал в Правительственной школе кодов и шрифтов, была сосредоточена работа по взлому шифров и кодов стран Оси (Берлин-Рим-Токио).

слайд 5

Работа по созданию искусственного интеллекта в России - основатель Семён Николаевич Корсаков (1787-1853) ставил задачу усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и устройств, перекликающуюся с современной концепцией искусственного интеллекта, как усилителя естественного. В 1832 году С.Н.Корсаков опубликовал описание пяти изобретённых им механических устройств, так называемых «интеллектуальных машин», для частичной механизации умственной деятельности в задачах поиска, сравнения и классификации.

слайд 6

В СССР работы в области искусственного интеллекта начались в 1960-х годах. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд пионерских исследований, возглавленных Дмитрием Александровичем Поспеловым. С начала 1960-х Михаил Львович Цетлин с коллегами разрабатывали вопросы, связанные с обучением конечных автоматов.

слайд 7

Во всём мире набирает ход исследования разработки и применения искусственного интеллекта, например, создаётся компьютер для игры с непобедимым советским шахматистом Гарри Каспаровым, в 2005 году университет Стэнфорда, США, представили программу автономного управления автомобилем, в 2011 году фирма IBM разработала робота - Ватсона (доктор-персонаж из книги Артура Конан Дойля «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона), который обыграл в интеллектуальной игре с большим отрывом самых умнейших людей Америки.

С лавинообразным развитием интернета и соцсетей росло и количество информации. ИТ-компаниям необходимо было что-то делать с получаемыми данными. И применение ИИ стало необходимостью, а не развлечением.

Теперь Google сортирует выдачу, используя системы машинного обучения (Machine Learning). YouTube подбирает рекомендуемые видео с помощью алгоритмов ML, по той же схеме рекомендует товары Amazon. Новостная лента Facebook генерируется «умным» компьютером. И даже Tinder находит людей, используя алгоритмы ML.

слайд 8

В советское время мы были впечатлены такими фильмами, как «Приключение Электроника», о прототипе робота-андроида (похожий на человека) и «Гостья из будущего», роман Кира Булычева 1978 года, экранизированный в 1984 году, где впервые мы услышали слово «миелофон» - голос мозга, за которым гонялись космические пираты.

слайд 9

Кстати, современный сервис «Алиса» - звуковой помощник Яндекса, происходит из этого фильма, хотя автор романа позаимствовал имя «Алиса» у известного английского автора Кэрролла Льюиса (настоящее имя Чарльз Доджсон) «Алиса в стране чудес». Примечателен факт, что английская королева Виктория настолько воодушевилась чтением книг своего соотечественника, что приказала купить все его книги. Каково же было её разочарование, когда ей привезли 20 томов по математики.

слайд 10

Не менее интересен российский фильм 2015 года режиссёра Алексея Пиманова «Овечка Доли была злая и рано умерла» о создании московским учёным своего клона.

слайд 11

Как Вы догадались из этого слайда, всё новое - это уже описанное действие или техника в книгах писателей-фантастов. У меня прошлый раз была тема классного часа «Писатели-фантасты», где мы подробно говорили о Жюле Верне и Александре Беляеве. А этот чешский писатель Карел Чапек впервые придумал термин «робот» в своих произведениях.

слайд 12

По книгам Айзека Азимова, американца русского происхождения, который покинул Россию с родителями в возрасте трёх лет в 1923 году, постоянно снимаются фильмы в Голливуде. Писатель создал много книг, где главными героями были роботы и вывел 3 основных закона в робототехнике, данный термин придумал Айзек Азимов.

слайд 13

Рэй Ду́глас Брэ́дбери (1920-2012) - американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту») - американская мера измерения температуры, циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографической повести «Вино из одуванчиков». Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики.

Сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа Рэя Брэдбери «Пешеход» и ответим на вопрос: «В чём же опасность замены человека роботами?»

Extract from the short story "The Pedestrian"

The world of 2053 A.D. Mr Mead wanted to walk as he couldn't sleep in the frosty November night. The police car stopped near him and two robot police officers talked to him.

  • What are you doing here?
  • Walking.
  • Just walking?
  • Yes, sir.
  • Walking where? For what?
  • Walking for air, walking to see.
  • There is air in your house, you have an air conditioner, Mr Mead?
  • Yes.
  • And do you have a TV in your house?
  • No.
  • No? - there was a long pause. - Are you married?
  • No.
  • Do you often do that - walking at night?
  • Yes, every night for years.
  • Now get in - to the car.
  • I protest. Where are you taking me?

- To the Psychiatric [sa͟ɪkiæ̱trɪk] Centre for Research [rɪˈsəːtʃ] on Regressive Tendencies.

Ребята, как Вы думаете, о чём предостерегает нас Рэй Брэдбери? (высказывание ответов)

слайд 14

Великий писатель-фантаст предсказал «умный дом» 60 лет назад в своём рассказе "The Veldt". Парадокс в том, что точность его предсказания - это точность умного оптимиста, который верит в лучшее, но знает, что оно никогда не наступит.

Сейчас мы прочитаем небольшой отрывок из рассказа и попытаемся понять, о чём предостерегает нас писатель:

Extract from the short story "The Veldt"

"Mr. and Mrs. Hadley loved their Happylife Home. It clothed and fed and rocked them to sleep and was good to them. They didn't have to do any housework! But something was wrong with the nursery and Lydia wanted George to have a look at it.

When George came into the nursery, the walls began to produce a soft sound and presently an African veldt appeared.

'Can you see the lions over there? They've just been eating,' said Lydia, coming into the room. 'Did you hear that scream? It sounds familiar.'

'Sorry, no.'

George Hadley admired the mechanical genius who invented this room. Every home should have one. What fun for everyone to get a quick change of scenery!

They watched the lions getting nearer. The beasts were so real that you could feel their fur on your hand, and your mouth was filled with their dusty smell.

'Watch out!' screamed Lydia because the lions came running at them.

(The parents decided to lock the nursery at the psychologist's advice and take a vacation, but their children were against).

George came up to the nursery door. He had a strange feeling that the room hated him for his desire to switch it off. But he turned the switch that killed the nursery. Then he turned off all the machines. It felt like a mechanical cemetery their silent house full of dead bodies.

The children were in hysterics. They screamed and threw things, they cried and jumped at the furniture.

'Just a moment, just another moment of nursery,' cried Wendy and Peter.

'Oh, George,' said the wife, 'it can't hurt.'

'All right all right, if they finally shut up. One minute and then off forever. Then we're going on a vacation.'

The happy children rushed into the nursery. In a mo­ment George and Lydia heard the children calling, 'Dad­dy, Mummy, come quick, quick!' They ran into the nurs­ery. The lions were waiting, looking at them. 'Peter, Wendy?'

The door closed behind them. (Their children locked them with the lions, the parents couldn't survive)

The lions were on three sides of them, in the yellow grass. Mr. and Mrs. Hadley screamed. And suddenly they realized why those other screams had sounded familiar.

Беседа со студентами

Про апартаменты с полным эффектом присутствия из рассказа «Вельдт», предсказавшего сегодняшний бум 3D. Проблема не в том, что писатель, в принципе, недолюбливал современную технику, включая автомобили, компьютеры и интернет. Характерная цитата: «Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают на компьютере. Они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».

слайд 15

Самый известный американский журналист и писатель Дэн Браун. Бестселлеры переведены на 52 языка мира. Его произведения «Код да Винчи», «Цифровая крепость», «Ангелы и демоны», «Тайный знак», «Инферно», «Происхождение».

слайд 16-20

Применение искусственного интеллекта при обучении многих школьных и вузовских программ, в медицине при постановке диагноза используют ИИ, в аэропорту Лондона Хитроу и в Германии в Мюнхене используют ИИ для отгрузки и выгрузки багажа, в киноиндустрии - знаменитые фильмы «Терминатор», «Аватар», «Я, робот», «Чаппи», «Звёздные войны», компьютерные игры и приставки. В гостиничном и ресторанном сервисе, в Японии полностью компьютеризированный отель "Hen na Hotel".

А теперь давайте проведён дискуссию по использованию ИИ во всех сферах жизни человека, начиная с нашей системы образования (работа студентов по группам)

Вывод. Своё выступление я хочу закончить словами Норберта Винера - основоположника теории искусственного интеллекта: «Отдайте же человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин».