В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии.
Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И, как средство подготовки школьников к творческой деятельности, использую метод проектов.
Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой - необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. Для учителя и ученика проект важен и как продукт труда, и как метод познания.
Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. Поэтому я с каждым учеником работаю индивидуально, советую сделать то, что ему по душе, что ему хорошо удается. Для учащихся профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе. При выполнении работы над проектом учитываю индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий учителя и учащихся
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.
1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.
На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Поиск и сбор материала.
3 этап. Исследование.
На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. Выполнение работы.
4 этап. Представление результатов, отчёт.
Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания |
||
1.1. Выбор темы проекта |
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. |
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. |
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
|
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. |
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. |
|
1.2. Выделение подтем в теме проекта |
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися проекта |
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
|
1.3. Формирование творческих групп |
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к проектной работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Учитель принимает участие в обсуждении |
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата проектной деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация |
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
|
Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т.д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.
Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, активизировать творческие силы в поиске профессии.
Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается.
Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу.Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Умение проектировать позволило моим ученикам быть успешными в классном коллективе, в конкурсных мероприятиях различного уровня. Всё это даёт возможность детям поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений, определиться с выбором профессии.
Исследовательский метод обучения
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать. Л.Н.Толстой
В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:
- гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
- учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работают с информацией;
- коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умеют выходить из них;
- могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Как я организую проектную деятельность в своей работе
Хочу поделиться с вами опытом работы по организации проектной деятельности на уроках технологии.
В современной школьной программе по урокам технологии на проектную деятельность отводится много времени, т.к. это позволяет учащимся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в рыночной экономики и достигать поставленных целей.
В моей работе я придаю большое значение проектной деятельности, которая является основной структурной единицей процесса обучения, способствующей развитию творческих способностей и активности учащихся.
Я убедилась, что участие в проектах позволяет учащимся увидеть конечный результат своей деятельности, который способствует повышению самооценки, вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Основной целью проектной деятельности является следующее: научить школьника правильному выбору, планированию и организации своей деятельности. Из данной цели можно сформулировать основные задачи, а именно:
- вырабатывать умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий;
- развивать произвольность поведения;
- учиться делать свой выбор самостоятельно;
- поддерживать инициативу и активность;
- добиваться получения превосходного результата в своей работе.
С каждым годом требования к выполненным проектам меняются:
- используемые технологии становятся сложнее;
- на изготовление изделий затрачивается больше времени;
- выбирается разнообразный материал, инструменты и оборудование;
- увеличивается объём оформления пояснительных записок (от устного выступления, до печатного материала и презентаций).
В чем же заключается помощь учителя для учащихся 5-6, 7-8-х классов на различных этапах работы над проектом?
Учащиеся данных классов встречают ряд проблем в своей деятельности:
- трудно дается выделение проблемы;
- формулирование цели работы;
- планирование деятельности.
Хочу рассказать более подробно о работе над проектами учащихся 5-8-x классов. Учащиеся выполняют одно изделие, готовят к нему пояснительный материал.
Как и любой обучающийся процесс, проектная деятельность состоит из четырёх этапов:
- Мотивационно-побудительный.
- Организационно-поисковый.
- Технологический.
- Рефлексивно-корригирующий.
На первом этапе моя роль очень важна: вызвать интерес у школьников и поддерживать его на протяжении всего времени от начала работы и до получения результата. Уже в конце 5 класса я знакомлю детей с предстоящей работой - провожу беседы, консультации, знакомлю с видами творческих проектов. Также организовываю выставки работ.
Второй этап - самый объёмный, содержательный и трудный как для учащихся, так и для учителя. После того как ученик выбрал тему на предмет изготовления, ставлю 3 вопроса:
- Что я знаю об этом предмете?
- Что я хочу узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать?
По каждому вопросу веду беседу. Если у ребят свой малый багаж знаний о выбранном изделии из разных источников: книг, сети Интернет, от старшего поколения, подключаю к поиску родителей. Многие родители охотно приобщаются к работе, участвуют в выборе темы, в поиске нужного материала.
Я поняла, что самой мне легче выбрать предметы изготовления изделий и распределить их между учениками, но … в этом-то и заключается изюминка: школьник сам выбирает, сам находит материал, сам изготавливает, сам получает результат, делится с окружающими опытом и получает от своего труда удовлетворение.
На третьем этапе разрабатывается план действий.
Я обычно объединяю детей в подгруппы по одинаковым или похожим темам и с каждой подгруппой организовываю ход дальнейшей работы, чтобы у школьников не пропадал интерес, стараюсь создать соответствующие условия: подбираю совместно с учениками и их родителями разнообразный материал по цвету, размеру, качеству, меняю его по ходу изготовления, советую, вызываю на спор, оказываю помощь, провожу коррекционную работу. Подобные беседы рождают новые идеи. Например: учащиеся меняют цветовую гамму, форму изделия, а некоторые, полностью изменяют модель.
Таким образом, проявляются личные интересы и индивидуальные особенности каждого школьника. В течение изготовления изделий проводятся индивидуальные занятия и консультации для учащихся. Помощь учителя и родителей в изготовлении изделия минимальна. Оформление пояснительного материала выполняется одновременно с изготовлением изделий.
Правила оформления, содержание и объём каждого пункта разбирается совместно с учителем на уроках. По мере изучения учащиеся блочно оформляют пояснительную записку дома. Контроль выполнения проводится учителем поэтапно.
Задачи последнего этапа - оценка качества выполнения проекта, анализ результатов, объем процесса рефлексии, демонстрация изготовленных изделий, обсуждение хода работы: что помогало, что мешало в достижении цели, обмен мнениями. Всё это делается совместно с одноклассниками на уроке. Здесь же девочки формируют выступление для защиты.
На итоговом уроке по защите проекта учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта в сопровождении презентации, представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению), выслушивают мнение других.
Цель её работы - оценка приобретённых знаний, умений и навыков по окончании курса технологии.
После этого узнаю мнения учащихся о проектах в целом, выслушиваю их предложения. Обязательно подвожу оценку своей работе.
Подводя итог своему выступлению, хочу поделиться достигнутыми результатами.
Ежегодно работы учащихся участвуют на школьных, городских выставках декоративно-прикладного искусства, всероссийских, международных конкурсах, научно-исследовательских конференциях и публикациях.
Тема моего самообразования «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся», над которой я постоянно работаю и набираюсь опыта у коллег, у своих учениц.
Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем - счастьем творчества.