Дополнительная общеобразовательная программа «Народно-сценический и эстрадный танец» разработана на 1 учебный год, имеет базовый уровень и художественную направленность (Приложение 1).
Программа разработана в строгом соответствии с нормативными документами федерального и регионального значения, предъявляющими требования к составлению программ подобного типа, имеет титульный лист, пояснительную записку, содержание программы (в котором представлен учебный план и содержание учебного плана), планируемые результаты программы (в разрезе метапредметных, личностных и предметных результатов), описывает формы контроля и оценочные материалы, организационно-педагогические условия реализации программы, в программе представлен календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.
Программа реализуется педагогом дополнительно образования и содействует творческому и физическому развитию детей, создает условия для продуктивной занятости детей.
Актуальность программы заключается в том, что занятия в рамках хореографического объединения позволяют развивать ребенка всесторонне - формировать общую культуру, расширять знания о мире и о себе, создают условия для самовыражения и самореализации и приобретения определенного социального опыта.
Занятия в хореографическом объединении приобщают обучающихся к пониманию искусства танца, учат правдиво и выразительно отображать его содержание и художественные образы. В процессе обучения дети развивают свой суставносвязочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию народного или сценического танца.
Все занятия по танцу (учебные, репетиционные, постановочные) тесно связаны с музыкальным воспитанием. Исполнители с первых дней обучения учатся «слушать» музыку. Уделяя большое внимание оформлению танца и костюму исполнителя, воспитываются вкус у детей и зрителей.
Новизна и отличительная особенность программы состоит в том, что в течение учебного года дети знакомятся с не только с танцами русского, коми, татарского и башкирского народа, но и с их культурой, традициями, языком, что, в свою очередь, способствует формированию уважительного и терпимого отношения к представителям различных национальностей, проживающих на территории многонациональной России.
Педагогическая целесообразность программы заключается в разностороннем влиянии хореографии на человека:
- физическое развитие ребенка: укрепление здоровья, развитие мышечного корсета и выравнивание осанки, уменьшение плоскостопия;
- эмоционально-волевое развитие ребенка: достижение результатов в хореографии требует большой самоотдачи и посвященности;
- воспитание личности: во время танца учащимся прививаются правила поведения в обществе, культура общения между собой в группе, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, балов, конкурсов.
Целью программы является развитие хореографических способностей детей, формирование творческой, гармонично-развитой личности.
Среди задач программы можно выделить следующие:
Обучающие задачи:
- Познакомить обучающихся с этнографическими, историческими, географическими условиями жизни русского, коми, татарского и башкирского народов, повлиявших на формирование их танцевального искусства;
- Создать условия для овладения обучающимися разнообразием стилей и манер исполнения танцев русского, коми, татарского и башкирского народов;
- Выработать танцевальную технику, чувство позы в русском, коми, татарском и башкирском танцах, эстрадных танцах;
- Развить и укрепить мышечный аппарат (развить те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического экзерсиса);
- Сформировать культуру исполнения движений, сценическую культуру;
- Научить передавать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразия темпов и ритмов;
- Научить исполнению танцев разных народов - «Брови мои брови» (русский), «Висер Вожын» (коми), «Яшьлек» (татарский), «Халкыма» (башкирский), эстрадных танцев - «Море», «Мир вашему дому», «Танец с ленточками», «На большом воздушном шаре».
Развивающие задачи:
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Развивать мотивацию к самостоятельному творчеству.
- Развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
- Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, к участию в общественной деятельности.
- Развивать умение ставить задачи, находить наиболее эффективные варианты решения, контролировать и оценивать свою деятельность;
- Развивать навыки работы в коллективе.
- Развивать мотивационно-ценностные потребности учащихся, личную готовность к саморазвитию, творчеству.
- Развивать волевые характеристики личности: целеустремленность, упорство, желание достигать поставленной задачи.
- Развивать артистические способности и умение держаться на сцене.
- Развивать умение собирать информацию по интересующему вопросу, представлять её.
- Развить спортивную стрессоустойчивость.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетический вкус учащихся.
- Воспитывать интерес к занятиям танцами.
- Воспитывать такие нравственные качества как настойчивость, выдержку, культуру взаимоотношений.
- Воспитывать моральные качества.
- Воспитывать уважение к старшим, своим товарищам.
- Формировать сценическую культуру.
- Формировать необходимые коммуникативные качества.
Категория учащихся, для которой программа актуальна
Программа рассчитана на детей 7-15 лет. Группы формируются по возрастным и индивидуальным особенностям детей. Количество детей в группах от 6 до 11 человек. Программа предусматривает различные формы занятий.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
Состав групп переменный. Это обусловлено рядом причин: изменение расписаний занятий в учреждении в течение года, постоянный приток новичков в группы.
Для реализации программы используется очная форма организации образовательного процесса.
Ограниченность физических данных большинства учащихся определяет особенность методики:
- элементы народно-сценического и эстрадного танца изучаются на середине зала;
- формы и степень технической сложности, нагрузка на мышечный аппарат даются на основе подготовки по классике в объёме одного года.
Отсутствие технической сложности даёт возможность педагогу уделить внимание:
- культуре исполнения;
- умению ориентироваться в пространстве;
- умению двигаться по площадке в различных рисунках и ракурсах;
- развитию чувства позы;
- культуре общения с партнёром;
- начальным навыкам ансамблевого исполнения;
- эмоциональной отзывчивости;
- умению передать в движении стилевые особенности народной музыки;
- умению передать разнообразие темпов и ритмов народной музыки.
Особое внимание следует уделить развитию индивидуальных способностей учащихся.
В народно-сценическом и эстрадном танце следует уделить внимание немаловажному фактору - дыханию учащихся. Правильно поставленное дыхание имеет значение при:
- частой смене темпов и ритмов урока;
- длительных, развёрнутых, требующих большого дыхания, танцевальных композициях;
- необходимости преодоления значительного сценического пространства.
Основные методы работы педагога-хореографа на уроке: показ движений и словесное объяснение. На начальном этапе обучения показ должен быть предельно точным, конкретным, технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, с акцентом на наиболее важные моменты.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 102 часа (по 3 часа в неделю).