Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - это постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у учащихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины. В статье "О моральном облике нашего народа " М.И.Калинин писал: «…все предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом».
«Война - дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому, но всё чаще и чаще женщина с ружьём становилась фактом русской истории. Армейская дисциплина, солдатская форма, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки - всё это явилось нелёгким испытанием. То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне девушке, чудовищно противоречило её естеству.
В период Великой Отечественной войны в армии служили восемьсот тысяч женщин, а просились на фронт ещё больше. Наше сознание спокойно воспринимает девушку в роли телефонистки, радистки, связистки, врача или медсестры, повара или регулировщицы. Но женщина-лётчик, снайпер, стрелок, автоматчик, зенитчица, танкист и кавалерист, матрос и десантница - это уже нечто иное. Да, были и такие! Именно жестокая необходимость толкнула её на этот шаг, желание самой защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившегося на землю.
Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины в тылу страны. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Женщина собирали средства в фонд обороны страны, продукты и одежду для населения, пострадавшего от оккупантов, становились донорами. На протяжении войны женщины тыла держали связь с войнами Красной Армии, проявляли постоянную заботу о них и их семьях. Посылая войнам подарки, патриотические письма, совершая поездки с делегациями на фронт, они оказывали на защитников Родины и моральное влияние, воодушевляли их на новые боевые подвиги.
Советские женщины были в годы Великой Отечественной войны и равноправными защитниками. Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с Советской земли и в полном их разгроме.
Женщины войны… Они пришли на фронт совсем ещё девочками, а возвращались, уже познав тяжёлую, горькую жизнь, выдержав нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой.
О боевых и трудовых подвигах советских женщин написано много книг, очерков, документальных повестей, журнальных и газетных статей. Женщинам-войнам и труженицам тыла поэты и писатели посвятили множество своих произведений.
Данное мероприятие позволяет познакомиться лишь с малой частью того, что сделали для Победы русские женщины.
Актуальность темы заключается в праздновании годовщины Великой Победы советских войск над фашистской Германией.
Перед нами стоит важнейшая задача - сохранить эту память на долгие годы. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире.
Цели и задачи:
- обобщить знания по истории Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
- формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности;
- пробудить интерес учащихся к системе ценностных ориентаций, содействующих социализации личности, ее гражданскому становлению;
- способствовать развитию навыков сбора информации (интервьюирование, анкетирование, опрос и т.д.); создания компьютерных презентаций; анализа и синтеза исторического материала; работы с историческими источниками, архивами.
Методы обучения:
- информационно-развивающий (знакомство и использование информационных технологий для проведения урока)
- проблемно-исследовательский (получение дополнительных знаний, умений и навыков в процессе подготовки и изложении материала).
Внутрипредметные и межпредметные связи: обществознание, русский язык и литература, информатика, программное обеспечение.
Оборудование:
- компьютер; мультимедийный проектор; демонстрационный экран;
- фотографии военных лет;
- имитация памятника советским воинам,
- военная палатка-медсанбат,
- музыкальное сопровождение,
- кадры кинохроники,
- инвентарь и костюмы для инсценировок.
«У войны не женское лицо…»
(презентация кинофрагментов; на сцене: палатка-медсанбат, костер, имитация Вечного огня, военная каска, цветы);
(песня «На всю оставшуюся жизнь», кадры кинохроники;музыка из к/ф «Батальоны просят огня»)
Прошли годы, минули десятилетия, но в нашей памяти Великая Отечественная война навсегда останется главным, величайшим по своему трагизму событием XX века, во многом определившим будущее всего человечества
- Великая Отечественная война - это бесстрашие защитников Бреста, …это 900 дней блокадного Ленинграда, …это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
- Великая Отечественная война - это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, … это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, … это память сердца всего народа.
В великих сражениях решалась судьба страны, судьба всего мира.
4.
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь
1.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь
2.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветам цвести.
3.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Сценка
Выпускной вечер, звучит музыка. Девочки в разноцветных платьях, мальчики - в гимнастёрках танцуют «Рио-Рита»
4.
«Мирно страна проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
1.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова.
(Голос Левитана о начале войны, песня «Священная война»)
Пары замирают, оглядываются. Сзади луч прожектора высвечивает строй из 5 солдат; в глубине сцены - красное полыхающее полотнище.
2. В один день мир разделился для них пополам: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем.
3. И война… На защиту родины встали все: от мала до велика. Сотни тысяч людей ушли добровольцами на фронт.
4.
«Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
И тихо сказала: «Вставайте на помощь…»»
(музыка «Эх, дороги»)
1. Женщины войны… Они пришли на фронт совсем ещё девочками, а возвращались, уже познав тяжёлую, горькую жизнь, выдержав нечеловеческие нагрузки
2. У каждой девушки была своя дорога на фронт, но цель была общая - защитить Родину от фашистов.
3.
Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный 41-й год.
4.
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...
(Проводы «До свидания, мальчики» - 2 куплет)
(фрагмент к/ф «А зори здесь тихие…»; музыка из к/ф «Звезда»)
1. Война заставила их многое узнать и увидеть. Фронтовые дороги - бескрайние, долгие, жестокие
2.
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и сотни раз - во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(мизансцена - девушка выходит из палатки медсанбата, вытирая слезы, читает)
Ю.
…Знаешь, Зинка, я - против грусти
Но сегодня она - не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
Ю.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Ю.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
(музыка к/ф «А зори здесь тихие» - финал)
3. Медицинские сестры… 18-20 летние девушки, совсем юные, хрупкие, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли и смерти.
4.
Когда, упав на поле боя,
И не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
1.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой.
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
(фрагмент к/ф «Они сражались за Родину»; музыка «7 симфония Шостаковича»)
2. На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Сломить сопротивление и остановить волну народного гнева фашисты так и не смогли.
3.
Я хочу, чтобы помнили люди,
Как боролись за счастье страны,
Умирали во имя свободы
Партизаны во время войны.
(фрагмент к/ф «Битва за Москву» - Казнь З.Космодемьянской, музыка к/ф «Штрафбат»)
4.
Они опять ушли туда, где выстрелы,
Где взрывы бомб и мин зловещий вой.
Ушли вперед, чтоб выстоять, чтоб выдержать,
Пусть даже самой страшною ценой.
1.
И удержать их не пытались.
В сердца стучала им война.
Сюда, где их следы остались,
Вернулись только имена.
(кадры кинохроники; песня «Синий платочек»)
2. «Все для фронта! Все для Победы!» - девиз страны во время войны. Тыл помогал фронту всем, чем мог.
3.
Порою не хватает даже слов,
Чтоб описать всё то, как ты жила.
Война, разруха, голод и любовь.
Не знаю, как ты выдержать смогла.
4.
Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
1.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим!
(кадры кинохроники, музыка «Поклонимся великим тем годам»)
2. Нелегок был путь от стен Кремля до Берлина. Много крови пролито на полях сражений, огромны потери. Но Победа пришла.
3.
На рубеже весны четвертой,
В награду, за года тревог,
В дыму и прахе распростертый
Берлин лежит у наших ног!
(Голос Левитана о подписании акта о безоговорочной капитуляции, песня «Майский вальс», девушки и юноши танцуют и празднуют Победу, кадры кинохроники)
(музыка А.Шнитке - музыка к прозе)
4. Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные подвига, который они совершили. Судьбы их не измерить привычной меркой, и жить им вечно - в благодарной памяти потомков, в цветах, весеннем сиянии русских берез, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
1.
Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
2.
Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас
Не описать тех горестей, страданий,
Но им благодаря мы счастливы сейчас…
(минута молчания, музыка «1-й концерт Чайковского»; музыка «Вызываю из бессмертия»)
3.
Ты нас на войну провожала,
К груди прижималась щекой,
Ты рядом с теплушкой бежала,
Крестила дрожащей рукой.
4.
Испившая полную чашу,
Солдатских потерь и побед,
Ты - женщина русская наша,
Тебя прославляем вовек!
(кинофрагмент «Сошедшие с небес», музыка А.Комаров «Инструментальная»)
1.
У войны не женское лицо -
Сотни раз себе я повторяю,
Но, в Победу веря горячо,
С женщинами рядом к ней шагали
2.
У войны не женское лицо -
Вновь и вновь себе я повторяю.
Никогда забыть нам не дано
Девушек, что с нами воевали.
3.
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
4.
И по всей России белые березы
Память эту вечную хранят:
На могилах павших, проливая слезы,
По весне листвою шелестят.
(песня «День Победы», выходят все участники)