Коррекционно-развивающие упражнения, рекомендованные для включения в ежедневную деятельность детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: Коррекционно-развивающие упражнения


В детском саду нашей гимназии давно запущен и успешно реализуется проект, направленный на развитие моторики и познавательной деятельности учащихся. Проект предполагает включение в ежедневную деятельность детей комплекса коррекционно-развивающих упражнений. В комплекс входят упражнения на дыхание, растяжку и плавность движения, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, самомассаж кистей рук и ушей, упражнения для развития межполушарных связей.

1. В начале дня перед каждым занятием воспитатель проводит физкультминутку с упражнениями на дыхание, растяжку и плавность движений.

2. После каждой перемены перед новым занятием дети выполняют упражнения «Полное дыхание». Цель - помочь детям с помощью установки контроля над дыханием «переключиться» с одного процесса на другой.

3. Перед занятием по подготовке руки к письму, лепкой, аппликацией уделять несколько минут пальчиковой гимнастики. Можно выбрать два-три упражнения и со временем их менять

4. Перед устными занятиями проводить небольшую артикуляционную гимнастику. Для работы в группе подходят упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Качели», «Часики», «Индюк», «Лошадка» и др.

5. Уделять время работе с чистоговорками и скороговорками (цель не скорость, а четкое артикулирование). Чистоговорки обязательно использовать перед чтением детьми букваря.

6. Перед математикой, рисованием проводить самомассаж ладоней.

7. В свободное время заштриховывать фигуры используя метод «построчного раскрашивания» (использовать трехгранные карандаши).

В подготовительном классе задание можно усложнить, нарисовав на доске несложную фигуру, которую дети должны перенести в тетрадь и разрисовать. Также хорошо проводить графический диктант с последующим раскрашиванием.

8. На уроках физкультуры и во второй половине дня уделять внимание упражнениям на развитие межполушарных взаимодействий, использовать упражнения на растяжку, дыхание, баланс.

9.В конце каждого занятия и в конце дня обязательно похвалить группу в целом и отдельных детей за успехи. Критерием успеха является не абсолютный показатель, а успех ребенка относительно своих предыдущих достижений. Основной принцип «не лучший в группе», а «сегодня лучше, чем вчера; завтра лучше, чем сегодня». Если объективных улучшений нет, то не стоит их выдумывать, стоит похвалить за старания. Дополнительное внимание и поощрение оказывать как раз слабым детям, повышая их уверенность в себе «Ты умеешь!», «Я знаю, что ты можешь!»

Комплекс коррекционно-развивающей упражнений

1. Упражнения на дыхание

1.1. «Полное дыхание».

Дыхание производится по методу «вдох через нос - выдох через рот». Из исходного положения на вдохе медленно поднимайте руки, пока они не сомкнуться над головой. Одновременно поднимайтесь на носки. На выдохе сделайте наклон вперед, руки в расслабленном состоянии бросьте вниз. Выгните спину, расслабьтесь и повторите упражнение.

1.2. «Дыхание с растягиванием рук».

Исходное положение - вытяните руки вперед. Сделав глубокий вдох, разведите руки в стороны. На выдохе верните руки в исходное положение.

1.3. «Речевое дыхание».

Исходное положение - руки на поясе. Дыхание производится по методу «вдох через нос - выдох через рот, при этом губы укладываются в артикуляционную позу «Трубочка».

2. Упражнения на растяжку

2.1. «Растягивание шеи».

Медленно наклоните голову в сторону, почувствуйте напряжение шейных мышц. Верните голову в исходное положение и повторите упражнение в другую сторону.

2.2. «Растягивание спины и плеч».

Вытяните прямые руки над головой, сцепив пальцы, ладони наружу. Оставайтесь в такой позе несколько мгновений, потом расслабьтесь и повторите упражнение.

2.3. «Растягивание рук и спины».

Вытяните прямые руки перед собой, сцепив пальцы, ладони наружу. Оставайтесь в такой позе несколько мгновений, потом расслабьтесь и повторите упражнение.

2.4. «Растягивание рук и грудной клетки».

Это упражнение укрепляет мышцы грудной клетки и способствует развитию гибкости позвоночника.

Соедините руки в замок за спиной, ладони внутрь. Поднимите руки вверх как можно выше, чтобы максимально почувствовать растяжение грудной клетки и подержите в таком положении, расслабьтесь и повторите упражнение.

3. Упражнения на развитие равновесия и координации движения

3.1. «Цапля-Впередсмотрящий».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Ладони обращены вниз, пальцы рук сомкнуты и вытянуты вперед. Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

3.2. «Цапля-Птица».

Из исходного положения разводите руки в стороны и остановите на уровне плеч параллельно полу. Ладони обращены вниз, пальцы рук сомкнуты и вытянуты в стороны. Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

3.3. «Цапля - Небо».

Из исходного положения поднимите прямые руки над головой и остановите параллельно друг другу. Ладони обращены вниз, пальцы рук сомкнуты и вытянуты вверх. Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

3.4. «Цапля - Солнышко-Тучка».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Сжимаем и разжимаем кулаки ритмично и поочередно.

3.5. «Цапля - Хвост кита».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Поднимаем и опускаем кисти рук ритмично и поочередно.

3.6. «Цапля - Рисуем круги».

Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Кисти рук, сжатые в кулак, вращаем по кругу максимального диаметра, сначала в одну сторону, затем в другую.

4. Упражнения для развития межполушарных взаимодействий

4.1. «Зайка-Коза-Вилка».

Удерживать позу и переключаться с одной позы на другую.

4.2. «Кулак-Ребро-Ладонь».

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем двумя руками. При затруднениях в выполнении ребенок может помогать себе командами (кулак-ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя.

4.3. «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Постепенно добиваться высокой скорости смены положения.

4.4. «Ухо-Нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

4.5. «Ленивые восьмерки».

Рисовать «ленивые восьмерки» на вертикальной или горизонтальной поверхности каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе.

4.6. «Перекрестный шаг».

Шагать, высоко поднимая колени, дотрагиваться ладонями до противоположных коленей.

5. Самомассаж кистей и пальцев рук

5.1. «Массаж с шестигранным карандашом».

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

5.2. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

5.3. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5.4. Разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

5.5. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

5.6. Растирание ладоней о ребро стола.

6. Упражнения для снятия напряжения с глаз

6.1. «Бабочка».

Похлопайте ресницами часто-часто, просто поморгайте. Когда человек сидит перед монитором или много читает, его глаза перестают моргать, как бы ленятся и это вредит зрению.

6.2. «Карандаш».

Возьмите в правую руку карандаш, руку вытяните и подержите карандаш на уровне глаз. Посмотрите на кончик карандаша и отведите медленно руку влево, потом вправо, при этом, провожая глазами пишущий предмет, при этом, голова должно оставаться неподвижной.

6.3. «Прекрасное далеко».

Не спеша подойдите к окну, посмотрите вдаль, а потом посмотрите на кончик носа, это упражнение позволяет тренировать глазную мышцу. Повторите несколько раз.

6.4. «Жмурки».

Попробуйте несколько раз сильно зажмуриться, а потом с закрытыми глазами просто посидите секунд 10.

6.5. Пальминг.

Глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.

7. Упражнения для активизации мозговой деятельности

7.1. «Кнопки мозга».

Одной рукой глубоко массировать круговыми движениями по- и против часовой стрелки точку, расположенную в мягких тканях под ключицей (10-15 с), а другой прикасаться к пупку. Затем руки меняются местами.

7.2. «Вода».

Пить воду перед каждым занятием или во время стрессов.

8. Артикуляционная гимнастика

8.1. «Улыбка». Удерживание губ в улыбке.

8.2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

8.3. «Дудочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

8.4. «Улыбка» - «Заборчик» - «Дудочка». Чередование положения губ.

8.5. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

8.6. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края языка широкого языка подняты, но не касаются зубов.

8.7. «Иголочка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

8.8. «Горка», «Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

8.9. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

8.10. «Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

8.11. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

8.12. «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

8.13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8.14. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

8.15. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

8.16. «Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

8.17. «Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет).

8.18. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-…».

9. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук

9.1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание ( до 20 раз):
а) ладонями вниз;
б) ладонями вверх;
в) обеих рук одновременно;
г) правой и левой по очереди.

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

9.2. Вращение кистями рук (по 10 раз):
а) в правую, затем в левую сторону;
б) вовнутрь (обеими кистями);
в) наружу.

Можно выполнять упражнение из положения «руки в стороны».

9.3. Выгибание кистей рук (10-15 сек.)
а) одновременно;
б) правой, левой по очереди.

9.4. Прогибание (10-15 раз):
а) одновременно;
б) правой, левой по очереди.

9.5. Чередование прогибания и выгибания.

9.6. Соприкосновение подушечек пальцев - «пальчики здороваются» (10-15 раз):
а) пальцы правой руки - с большим пальцем правой руки;
б) пальцы левой руки - со своим большим пальцем;
в) выполняется сначала по очереди, затем одновременно;
г) пальцы правой - с соответствующими пальцами левой руки.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются.

9.7.«Щелчки».

9.8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (10-20 раз).

9.9. Сгибание и разгибание пальцев по очереди:
а) начиная с большого;
б) начиная с мизинца;
в) сначала правой, затем левой руки;
г) обеих рук одновременно.

9.10. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (10 раз):
а) правой, затем левой руки;
б) обеих рук одновременно;
в) соединив ладони вместе.

9.11. Упражнения с «замком» (ладони вместе, пальцы переплетены) - 10-20 раз:
а) сдавливание ладоней с силой;
б) вращение «замком» (поворот вправо-влево);
в) наклоны вправо-влево - сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;
д) «Солнечные лучи» - руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

9.12. Упражнения с сомкнутыми ладонями:
а) сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;
б) движение согнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;
в) сомкнутые ладони вытянуты вперед - разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;
г) сомкнутые ладони подняты вверх - разведение кистей, не размыкая запястий - «Цветок».

9.13. Потряхивание расслабленными кистями:
а) руки вверху;
б) руки в стороны;
в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

10. Упражнения, для развития моторики пальцев рук, которые выполняются сидя за столом

10.1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

10.2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

10.3. Поочередное приподнимание нужных пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой;
б) левой руки;
в) обеих рук вместе.

10.4. Имитация игры на пианино.

10.5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

10.6. «Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.