Сценарий мастер-класса «Литературное ТриО» в рамках проекта «Читаем вместе»

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Мастер-класс


Е.О.Галицких [4] определяет педагогические мастерские как интегративную педагогическую технологию профессионально-личностного становления человека в атмосфере сотворчества. Мастерские создают условия для поэтапного построения личностно значимых знаний, смыслов и самостоятельного опыта творческой деятельности каждого ученика, который организует информационно-эмоциональное пространство активной коммуникации, социализации и рефлексии результатов собственного жизненного и познавательного опыта. Особое значение в процессе эмоционального развития школьников приобретает современная подростковая литература, поскольку именно она позволяет влиять на способность учащихся строить более эффективное социальное общение, лучше понимать собеседника и самого себя. Предлагаемый вид работы представляет собой удобный кейс, вмещающий в себя художественно-литературный «сет», состоящий из следующих тем: «Роль технологии «буктрейлер» в привлечении внимания к книге», «Кинесика, карпалистика, или гадаем по жестам», «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты (вкусовые предпочтение подростков современной прозы)». Стоит отметить, что в ходе литературной мастерской была проведена диагностика, направленная на выявление влияния художественных произведений на эмоциональный интеллект школьников [11]. Результаты исследования показали, что представленный вид деятельности оказывает значительное воздействие на развитие многих компонентов эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляцию, эмпатию и т.д.

Целью мастерской является привлечение внимания школьников к чтению произведений современной подростковой прозы и развитие их эмоциональных способностей посредством знакомства с технологией «буктрейлер», со вкусовыми предпочтениями подростков современной прозы, а также со способами интерпретации жестов литературных героев в ходе анализа художественного текста».

Задачи:

  • дать определение буктрейлеру;
  • предоставить классификацию буктрейлеров по способу визуализации;
  • продемонстрировать несколько буктрейлеров;
  • провести прогностическую беседу по просмотренным буктрейлерам;
  • продемонстрировать связь вкусовых предпочтений реальных детей со вкусовыми пристрастиями героев современной детско-юношеской прозы;
  • провести интерактивную беседу на тему вкусовых предпочтений;
  • разграничить понятия кинесика и карпалистика;
  • применяя метод театрализации, познакомить обучающихся с классификацией жестов, присущих литературным героям;
  • способствовать развитию эмоционального интеллекта школьников;
  • формировать интерес школьников к произведениям современной подростковой литературы.

Ход работы

Ведущий (учитель): Перед началом нашего мастер-класса я хочу дать вам небольшую подсказку и возможность угадать, о чем именно мы будем сегодня говорить. Из представленных на слайде букв вам нужно составить слово.

Аудитория пытается составить слово, дает свои варианты ответа.

Ведущий (учитель). Давайте теперь вместе посмотрим, насколько современное общество знакомо с понятием буктрейлер.

Просмотр видеоматериала с результатами социального опроса.

Итак, я предлагаю вам сделать собственные предположения и попытаться определить, что же такое буктрейлер.

Аудитория высказывает свои предположения.

Ведущий (учитель). Все ваши определения были интересными и в определенной степени правильными, так как на сегодняшний день не существует одного общепринятого определения буктрейлера. Наиболее близкими для нас кажутся следующие определения: «Буктрейлер - это видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения» (Ю.В.Щербинина) и «Если смотреть на буктрейлер глазами библиотекаря, то это - визуализация произведения; если глазами маркетолога, то это - инструмент для продвижения, реклама» (Н.О.Сиппель) [8].

Как же возникла сама идея создавать ролики по книгам?

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями.

В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония» (англ. Dark Symphony). Это событие стало отправной точкой в популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Продажи книги не окупили затраченных на буктрейлер средств. Как вы думаете, почему?

Аудитория высказывает предположения.

Ведущий (учитель). Действительно, видео, перенасыщенное спецэффектами, может не соответствовать тому, что читатель найдёт в книге. Однако этот пример неудачного использования буктрейлера демонстрирует, что буктрейлер тесно связан с рекламой и маркетингом. Его главная задача: заинтересовать читателя книгой. Таким образом, буктрейлер - один из синтетических маркетинговых жанров, представляющий собой короткий (1-3 мин.) видеоролик-визуализацию произведения, который совмещает в себе все признаки нового времени: кино, рекламу, интернет и литературу.

Ключевым инструментом воздействия на потенциального читателя в буктрейлере является визуализация. По способу визуализации выделяют игровые, анимационные и неигровые буктрейлеры.

Как вы считаете, что стоит, например, за определением анимационного буктрейлера?

Аудитория высказывает предположения.

Ведущий (учитель). Анимационные буктрейлеры основаны на мультипликационной анимации или даже на полноценных мультфильмах, созданных по книгам. Давайте посмотрим один из них.

Просмотр буктрейлера по книге «Правдивая история Федерико Рафинелли» А.Соя[5].

Ведущий (учитель. Давайте теперь поговорим об игровых буктрейлерах.

Аудитория высказывает предположения.

Ведущий (учитель). Игровые буктрейлеры - это мини фильмы по книге, в которой играют актёры (профессиональные или непрофессиональные). Иногда игровые буктрейлеры создаются с помощью кадров из кинофильмов и сериалов по мотивам книг. Такие буктрейлеры часто оказываются очень интересными, поэтому давайте посмотрим один из них.

Просмотр буктрейлера по книге «Ангел для сестры» Дж.Пиколт [5].

Ведущий (учитель). Итак, какими, на ваш взгляд, могут оказаться неигровые буктрейлеры?

Аудитория высказывает предположения.

Ведущий (учитель). Неигровые буктрейлеры представляют собой набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т.п. Давайте посмотрим на один из таких буктрейлеров.

Просмотр буктрейлера по книге «Приоткрытая дверь» Т.Мастрюковой [5].

Ведущий (учитель). Расскажите о своих впечатлениях. Какой именно буктрейлер вам больше понравился и чем он запомнился? Какой способ визуализации кажется вам наиболее привлекательным и почему? Какую из книг вам захотелось прочитать?

Ведущий (учитель). Отлично! Теперь мы знаем, что такое буктрейлер. Однако на этом наше знакомство с интересными словами и понятиями не закончилось. Перед вами следующее: «карпалистика». Как вы понимаете слово «карпалистика»? Может быть, у вас возникают какие-нибудь ассоциации к данному слову?

Аудитория (учитель). Высказывает свои ассоциации к предложенному слову, размышляет над его значением.

Ведущий (учитель). Скажите, пожалуйста, как часто вы обращаете внимание на то, как вы стоите, когда рассматриваете в витрине понравившуюся вам вещь? Как ведут себя ваши руки, когда вы кому-то в воодушевлении рассказываете о прекрасной книге? Можете ли вы предположить, как на вашем лице играет мимика, когда вы вступаете в приятный для вас разговор? Как часто вы обращаете на это внимание? Обращаете ли вообще или всё происходит автоматически?

Аудитория отвечает на вопросы.

Ведущийм (учитель). Как подсказывают нам статистики, очень часто люди даже не задумываются о своей жестикуляции во время коммуникации. И я с ними соглашусь! Все наши жесты, мимика, позы во время коммуникации - непроизвольные. Однако, что нам мешает понаблюдать за окружающими, за их непроизвольными телодвижениями? И многие это делают, ведь всем известно, что если человек поджимает губы при разговоре, отводит глаза - значит он - врунишка. Или же скрещивает руки на груди - значит, он не очень-то хочет с нами разговаривать.

Всё это, а именно совокупность телодвижений (мимики, жестов), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата), изучается такой наукой, как кинесика (от греч. Kinesis - движение). Большинство из нас уже слышали об этом понятии. С ростом в последние годы интереса к области психологии, социальной психологии, увеличился у людей и интерес к изучению своей личности, а как же нам изучать себя без своей жестикуляции?

В области литературы, изобразительных искусств, кинематографии эту науку называют карпалистикой. Понятиямя карпалистика и кинесика близки. Каждый автор через жесты, мимику героев произведения сообщает читателям свои мысли. Откуда появилось такое странное, но красивое слово? Всё просто, впервые его употребил Владимир Набоков в своём романе «Пнин». Русский исследователь Юрий Цивьян решил овеществить данное понятие и вдохнул в него смысл.

Итак, прежде чем мы с вами перейдём непосредственно к литературе, предлагаем вам следующую игру: называется она «Покажи жест». Цель игры заключается в том, чтобы воспроизвести в памяти жесты близких и знакомых нам людей, попытаться повторить их. Первое - покажите жест частый жест мамы; второе - жест сестры или брата; третье - учительницы русского языка и литературы; четвёртое - жест одного из преподавателей в ВУЗе.

Аудитория демонстрирует жесты, предлагаемые ведущим. Высказывают своё мнение о возможных значениях этих жестов.

Ведущий (учитель). Здорово! При интерпретации жестов также можно обратиться к «Словарю языка русских жестов» [6], вышедшему в 2001 году под руководством Г.Е.Крейдлин. Данный словарь ценен не только наличием интерпретаций жестов, но и тем, что авторы впервые представили классификацию карпалистики, к которой обращаются литературоведы при анализе образов. Как вы думаете, о каких жестах идёт речь?

Аудитория отвечает на вопрос: подбирает жесты, которые, по их мнению, относятся к той или иной группе.

Ведущий (учитель). Итак, чтобы поближе познакомиться с симптоматическими и коммуникативными жестами, мы предлагаем вам следующую работу. На слайде появятся отрывок из произведения современной подростковой прозы - «Заяц на взлётной полосе», автором которого является Юлия Симбирская [9]. Ваша цель: внимательно прочитать приведённый эпизод, попытаться понять чувства и эмоции героев, а также угадать какие жесты помогают раскрыть их. Далее, параллельно тому, как один из вас будет читать текст, всем остальным необходимо обыграть всю карпалистику персонажей.

Аудитория знакомится с текстом, высказывают свои предположения о жестах; выбирает участника, который будет читать приведённый эпизод. Далее обыгрывает эмоции и чувства героев приведённого эпизода с помощью карпалистики.

Ведущий (учитель). Следующее произведение поможет лучше разобраться в природе коммуникативных жестов. Перед вами отрывки из рассказа А.И.Куприна «Слон» [7]. Перед вами стоит аналогичная задача.

Аудитория выполняет те же действия, что и ранее: изучает текст, высказывают свои предположения о жестах; выбирает участника, который будет читать приведённый эпизод. Далее обыгрывает эмоции и чувства героев приведённого эпизода с помощью карпалистики.

Ведущий (учитель). Мы попросим вас обратить внимание на последний отрывочек. Какие, по вашему мнению, жесты представлены в данном тексте?

Аудитория отвечает на вопрос.

Ведущий (учитель). Отлично! И на этой вкусной ноте мы немножко с вами отвлечёмся от серьёзных тем и поговорим о еде. Мне хотелось бы узнать, какие ваши любимые блюда?

Вы можете поделиться самыми любыми блюдами, пусть даже и вредными. Может, вы любите фастфуд? Или же это обычные бутерброды с чаем во время перекуса? Овощи или суп?

Аудитория отвечает на вопросы, делится собственными предпочтениями в еде.

Ведущий (учитель). А знаете, литературные герои тоже едят? Обращали ли вы на это внимание? Предлагаю вам обратиться к диаграмме, которая демонстрирует вкусовые предпочтения героев современной зарубежной прозы. (Приложение 1)

Ведущий (учитель). Я бы хотела вам показать на примере вкусовых предпочтений героев современной зарубежной прозы, какая еда сейчас наиболее популярна. На самом деле, самая любимая еда у детей - сладости, а фастфуд, например, находится только на третьем месте, хоть и набирает популярность в последние годы. Стоит отметить, что реальные дети не так далеки от литературных героев.

Ведущий (учитель). Сейчас я представляю вашему вниманию отрывок из произведения «Крупная кость, или Моя борьба» Елены Соковениной [10]. Обратите внимание, какое здесь обилие еды: и конфеты, и мороженое, котлеты и меренги. (Приложение 2)

Ведущий (учитель). Сейчас я раздам вам листочки, на которых написана примерная калорийность каждого из выделенных блюд, а ваша задача посчитать калории в указанном отрывке. (Приложение 3)

Считаем калории.

Ведущий (учитель). Посчитали? Примерно у вас должно было получиться 932 калории, а то и больше, в зависимости от того, какие блюда и в каком количестве вы взяли, так как не везде в отрывке указано количество. Заметьте, что мы не посчитали с вами, сколько меренг она съела в целом, так как число не уточнено, также неизвестно, сколько было до этого конфет или вафель.

Ведущий (учитель). Мне бы хотелось отметить, что норма для ребёнка в возрасте 14-17 лет - 2600 калорий. Нашей героине 14 лет, проблема, по мнению главной героини, в произведении - её лишний вес, всё произведение она пытается похудеть. Мы с вами насчитали за один её приём пищи - 932 калории, что является примерно одной третьей от всего рациона. Как думаете, сможет ли она уменьшить количество потребляемой пищи? Как вы думаете, чем закончится произведение? Или чем бы вам хотелось, чтобы оно закончилось?

Аудитория отвечает на вопросы, высказывает предположения, рассказывает о собственных впечатлениях.

Ведущий (учитель). В произведении «Крупная кость, или Моя борьба» поднята очень важная проблема лишнего веса как для взрослых, так и для детей, но продемонстрирована она на примере детского восприятия. В книге повествуется о четырнадцатилетней девочке, пытающейся похудеть: на её пути - изобилие еды в современном мире, это и пирожные, и мороженое, и пирожки, и многие другие сладости, и хлебобулочные изделия [12].

Просмотр буктрейлера по книге Марии Парр «Вафельное сердце» [5].

Список литературы

  1. Ахметзянова Э.И. Пороки и недуги детских образов в повести Ю.С.Симбирской «Заяц на взлётной полосе» // Сборник статей XXX международной научно-практической конференции Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2020. - 204 с.
  2. Ахметзянова Э.И. Болезни и недуги детских образов в повести Антона Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли» // Сборник статей Международного искусствоведческого форума (26 октября 2020 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. - С. 92-100.
  3. Божкова Г.Н. и др. Проблемы формирования читательской культуры молодежи в условиях цифровизации общества //Высшее образование сегодня. - 2019. - №. 2. - С. 35-40.
  4. Галицких. Е.О. Мастерские жизнетворчества. Монография. - Киров, 2016. - 183 с.
  5. Интерактивная образовательная площадка «Мультимедйиный атлас буктрейлеров». [Электронный ресурс] URL: https://kpfu.ru/elabuga/booktrailer (дата обращения: 24.11.2022)
  6. Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - Языки русской культуры, 2001. - 254 c.
  7. Куприн А.И. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3. - Москва: Правда, 1982. - 416 с.
  8. Мухамадеева Р.М. Опытно-экспериментальная работа с технологией буктрейлера на факультативных занятиях по литературе// Молодежь и современная наука: Сборник научных статей Международной междисциплинарной научно-практическая конференции, Самара, 15 июня 2021 года. - Самара: Общество с ограниченной ответственностью «Инсома-пресс», 2021. - С. 77-82.
  9. Симбирская Ю.С. Заяц на взлетной полосе. - М.: Абрикобукс, 2020. - 208 с.
  10. Соковенина Е. Крупная кость, или Моя борьба // readli. [Электронный ресурс] - URL: https://readli.net/chitat-online/?b=437173&pg=1 (дата обращения: 27.04.2022).
  11. Софронова С.А., Ахметзянова Э.И., Чекашова А.М. Исследование влияния литературной мастерской на эмоциональный интеллект подростков во внеурочное время // Научный электронный журнал «Академическая публицистика». [Электронный ресурс] - URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/AP-2022-05-1.pdf (дата обращения: 22.05.2022)
  12. Чекашова А.М. Любимые блюда и их роль в характеристике образов детей в произведениях русских детских писателей ХХI века (на материале произведений Ю.Симбирской «Суп в горошек», Н.Абгарян «Шоколадный дедушка, Е.Соковениной «Крупная кость», Ю.Кузнецовой «Подружки»). [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал Академическая публицистика, 2021. № 12-1/2021 - C. 178-191. [Электронный ресурс] - URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/AP-2021-12-1.pdf) (дата обращения: 24.11.2022).
  13. Чекашова А.М. Основы рационального питания детей дошкольного и школьного возраста (постановка проблемы) // Актуальные научные исследования в современном мире. - Переяслав: НОО «Цифровая наука», 2021. [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/d/14wz9uf-ZLAiH13NCnXa_gAJ6SC4vrtuJ/view (дата обращения: 24.11.2022).