Тема защитников Отечества в музыке в духовно-нравственном воспитании и просвещении школьников (методические материалы из опыта работы учителя музыки)

Разделы: Музыка, Патриотическое воспитание


«Мы свято, бережно чтим память обо всех защитниках нашей страны, кто в разные времена, исторические периоды… не щадя себя, боролся за независимость Родины...

Их подвигу, их самопожертвованию во имя наивысших целей и ценностей мы обязаны самим фактом своего существования, и наш долг никогда не забывать об этом.

Глубочайшее преклонение перед героями объединяет все поколения граждан России, а честное, искреннее стремление быть достойными её великой истории рождает новых героев» (из поздравительной речи Президента РФ В.В.Путина ко Дню Героев Отечества 9 декабря 2020 года).

Родина, патриот, защитник Отечества эти слова сегодня, в период, когда нас полностью могут поглотить процессы глобализации, приобретают особое звучание. К сожалению, в настоящее время все актуальней и заметнее становиться проблема искривления понимания и извращения значимости многих великих дат отечественной истории. Внутри собственной страны, и за её пределами, имеют место всевозможные интерпретации и покушение на историческую правду. Наши ценности и то, что для нас всегда имело однозначный ответ, сегодня в мире ставятся под сомнение, а те, кому это по тем или иным политическим причинам выгодно, уверенно убеждают нас в этом. И если это касается истории нашей страны, значит, касается и её героев, и её защитников, подвиг которых тоже может поставить под сомнение тот или иной желающий. И здесь, думается, один ответ, знать историю своего Отечества, иметь желание её изучать, чтобы пресечь возможные манипуляции нашим сознанием, чтобы уметь им противостоять, чтобы не потеряться в мутном фэйковом потоке интернет-пространства и чтобы история России продолжалась и множилась славными делами. И школьный учитель оказывается здесь на передовой в этом противостоянии, в борьбе за умы нового поколения, в борьбе за будущее страны.

Темы Родины, защитников Отечества, являются неотъемлемым компонентом любой образовательной программы по музыке в школе, ведь образы легендарных героев и значимые события истории страны нашли своё яркое отображение в музыкальном искусстве. Защитники русской земли в большинстве музыкальных произведений - это реальные люди, жившие на нашей земле, поэтому, чтобы глубже прочувствовать, вникнуть в логику музыкальных образов того или иного произведения без знания истории не обойтись. Это даст нам ключ к пониманию смысла музыкального произведения, пониманию того, что двигало этими людьми, где и в чём черпали они силы для подвига.

Музыкальное содержание уроков способствует расширению кругозора школьников по данной теме и постепенно закрепляет в их сознании значимость и величие подвига защитников Родины. И, главное, все эти события, получив звуковое воплощение, получают и дополнительную эмоциональную окраску, а сила эмоционального восприятия способна оказать мощное воздействие на личность ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание школьников является одной из ключевых проблем нашего современного общества, и на пути решения этой проблемы, оно может найти себе прочную основу во всём, что связано в русском музыкальном искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим и что защищаем. Русская классическая музыкальная традиция из века в век несёт в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра, красоты, мудрости и любви.

Данные методические материалы предназначены для учителей музыки общеобразовательных учреждений различных типов и видов на уровне начального и основного общего образования, а также могут быть полезны учителям в преподавании других гуманитарных учебных предметов (история, литература, мировая художественная культура). Классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги музыкальных школ также смогут найти для себя полезную информацию.

Представленные материалы ориентированы на работу с учащимися 1-8 классов общеобразовательных учреждений.

Любой педагог может использовать представленные материалы в качестве конструктора, помогающего выстроить свои собственные уроки.

В содержании уроков особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию через приобщение школьников к исторической памяти поколений, увековечению памяти о Победе в Великой Отечественной войне, приобщение к шедеврам русской классической музыки, песенной музыкальной летописи нашей страны, повышению исторической грамотности.

Уроки музыки в своём общеобразовательном учреждении я выстраиваю и провожу на основе программ «Музыка 1-4 классы» В.В.Алеев, Т.Н.Кичак и «Искусство. Музыка 5-8 классы» Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Тема защитников Отечества занимает в тематизме программ значимое место и проходит через все годы обучения. Каждый год на новом возрастном этапе, мы обращаемся к этой теме, расширяя её горизонты, пытаясь ощутить эмоциональную сопричастность с событиями, отображёнными в музыке.

Кто они, герои защитники Отечества? Какими они сохранились в памяти народного сознания? Какие исторические события стали фоном их бессмертного подвига? Как показывают авторы то или иное героическое время в музыке? Какими чувствами, мыслями, посредством музыкального языка, хотят поделиться с нами композиторы? Почему они выбрали такую тему для своих произведений? А ведь для большинства великих творцов, их произведения - это духовный мост, который соединяет их сердца и души слушателей и исполнителей. Какое воздействие оказало произведение лично на вас? Ребята, направляемые учителем, постоянно находятся в поиске ответов на эти и многие другие вопросы.

Данные материалы представляют мою систему работы, в которой нашла отражение тема защитников Отечества, с 1 по 8 класс. С кратким обзором музыкального содержания уроков, методическими рекомендациями по их проведению, методами и приёмами, сценариями уроков. Можно ознакомиться в предлагаемых материалах из опыта моей педагогической работы.

1 класс

Тема года 1 класса «Музыка, музыка всюду нам слышна…» раскрывается через многообразные взаимодействия музыки с жизнью, природой, обычаями, чувствами.

Младший школьный возраст - это время активного познания мира и одним из главных помощников в этом является игра. В жизни каждого ребёнка игра имеет особое значение. В.Л.Сухомлинский писал: «Игра для ребёнка - это самое серьёзное дело». Специально предназначенный для детских игр предмет - игрушка. Она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Одни из любимых детьми игрушек - это куклы и фигурки людей (солдатики). Дети во время игры как бы одушевляют их. Мальчики всегда любили играть в солдатики, реализуя свои потребности ощущать себя мужественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра, а девочки, конечно, любили играть в куклы.

На уроках в 1 классе ребята слушают пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского, в котором нашли отражение разные уголки мира детства: и игры, и танцы, и песенки, и детские мечты. Одна из пьес называется «Марш деревянных солдатиков».

Музыка марша возникла очень давно, она появилась тогда, когда возникла необходимость в слаженном движении многих людей, такая музыка объединяла. Раз герои шагают вместе, в ногу, значит у них общая цель к которой они идут. Марши бывают разные, в зависимости от того, кто шагает. «Марш деревянных солдатиков» - это лёгкий «игрушечный» марш, можно сказать волшебный: ведь самостоятельно маршировать солдатики могут только в сказках. Игрушечные солдатики движутся ровно и чётко, конечно, они отважные и решительные, можно услышать даже звуки маленькой трубы и барабанчика. Музыка звучит легко благодаря использованию среднего и высокого регистра. Звучание отрывистое. В марше чётко выделяются три части. Средняя часть звучит уже не так бодро, как в начале: появляются жалобные интонации. Может быть, какой-нибудь солдатик упал под стол или закатился в угол? А может он «ранен» в бою? Но вот строй солдатиков вновь выравнивается: наступает реприза. Возвращается бодрая и отчётливая музыка как в начале, в первой части.

Яркими, запоминающимися событиями в жизни ребёнка становятся всевозможные праздники. Праздники духовно обогащают ребёнка, наполняют его жизнь положительными эмоциями, учат маленькие сердца любви, учат ценить традиции, расширяют знания об окружающем мире. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом, почувствовать гордость за свою Отчизну её героев. День Защитника Отечества - это праздник всех тех, кто защищал, защищает и готов защищать свою Родину. У каждого праздника, конечно, есть своя музыка. Ребята начальной школы, как правило, с удовольствием исполняют песню «Моя армия» Э.Ханка, на стихи И.Резника.

2 класс

Тема года 2 класса «Музыкальная прогулка» развивает и углубляет содержание важнейших тематических блоков: «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Основы музыкальной грамоты».

Музыкальная прогулка проведёт нас военными дорогами полководца Александра Суворова. Ребята разучивают и поют песню «Учил Суворов» А.Новикова, на слова М.Левашова. Это любимая песня суворовцев - учащихся военно-учебных заведений, которые были созданы в 1943 году и названы так в честь Александра Васильевича Суворова.

Суворов имел особое влияние на солдат: они готовы были идти за ним в огонь и воду. Знаменитый полководец был всесторонне развит, знал несколько языков, писал стихи. Его книга «Наука побеждать» вошла в историю военной науки. Многие приведённые в ней высказывания стали народными пословицами и поговорками. Например: «Пуля дура, штык молодец», «Грех напрасно убивать», «Ученье - свет, а не ученье - тьма», «Тяжело в учении - легко в бою», «Сам погибай, а товарища выручай»

Александр Васильевич Суворов был глубоко верующим православным христианином, побеждавшим не только штыком, но и великой христианской верой. Для кого-то из ребят, будет неожиданным узнать, что полководец начинал и заканчивал молитвой каждый свой день, хорошо знал чин церковной службы, читал и пел на клиросе во время богослужения. Перед каждым сражением он молитвенно взывал к Богу о помощи. Хорошо знавший Евангелие и заповеди Божии, Суворов, конечно же, помнил слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). И, действительно, не поспоришь с тем, что победы, одержанные Суворовым, часто кажутся небывалыми, чудесными, что многое, совершенное суворовскими чудо-богатырями, явно превосходит человеческие силы.

3 класс

Тема года 3 класса «О чём рассказывает музыка» - раскрывается через многообразие содержания музыкальных произведений: музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка.

В музыкальном содержании 3 класса тема защитников Отечества представлена очень широко и многопланово.

Школьники знакомятся с жанром былины, где главным персонажем всегда выступает богатырь - мужественный, честный, благородный. Ребята, как правило, знают имена славных русских богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них творцы видели истоки национального характера, защиту и надежду Русской земли. «Богатырская» тема представлена музыкой русского композитора А.Бородина темой из его Второй «Богатырской» симфонии. Это первая встреча с этим произведением, в 5 классе ребята вновь услышат эту музыку.

За свою многовековую историю Россия воевала много и, главным образом, отбиваясь и защищаясь. На этом долгом боевом пути её имя прославили многие защитники Отечества. В 3 классе возникает образ великого полководца и святого земли Русской Александра Невского, который представлен музыкой одноименной кантаты С.Прокофьева.

Благодаря канонизации выдающихся русских православных воинов, фигура воина на Руси стала восприниматься как священный образ защитника основополагающих духовных и жизненных ценностей. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленными примерами высочайшей храбрости, удивительного патриотизма русских людей в годы многочисленных войн.

Ярко запечатлён в опере М.Глинки подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за свободу Родины. Ребята слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдёшь моя заря», в музыке которой передана огромная внутренняя сила человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. Портрет главного героя звучит как ария-песня, ария-молитва. Ребятам предлагается поразмышлять, что олицетворяет восход солнца в жизни Ивана Сусанина, поляков, русского народа. Так же третьеклассники разучивают тему великолепного хора «Славься!» из эпилога оперы, воплотившего в себе богатырский образ народа - победителя. «Нет в мировой музыкальной литературе подобной Славы отчизне. По силе массового выражения величаво-простого, цельного чувства любви к родине и патриотической восторженности финал «Ивана Сусанина» не превзойдён в опере», - так писал об этой музыке Б.Асафьев.

Урок на тему «Вечная память героям. День Победы» обращает внимание школьников к песенной летописи Великой Отечественной войны. Какими были эти песни, способные укрепить силу духа русского народа, вселить веру в победу? Уроки по этой теме проводятся каждый год, и ребята, переходя из класса в класс, смогут накопить достаточный багаж песен, в которых нашло отражение то героическое время.

Здесь прилагаю методическую разработку урока «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

Цель: Продолжить знакомство с кантатой «Александр Невский» Сергея Прокофьева, отражающей одну из ярких героических страниц в истории России в музыке.

Задачи урока:

  • Приобщение детей к сокровищам русской музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её героическое прошлое.
  • Познакомить учащихся с музыкой V части кантаты «Александр Невский» «Ледовое побоище»
  • Познакомить с новым динамическим термином КРЕЩЕНДО
  • Развивать музыкальный вкус, умение слушать и анализировать музыку;
  • Развивать музыкальное мышление, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные темы в процессе звучания.
  • Развивать вокально-хоровые навыки
  • Расширять кругозор учащихся через знакомство с новыми музыкальными произведениями.

ХОД УРОКА

4 класс

Тема года 4 класса «Музыкальное путешествие» знакомит с музыкальной культурой России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Уроки 4 класса это путешествия с музыкой по странам и континентам, но любая дорога начинается от родного порога, и первые уроки - это звучание государственного гимна, это звучание музыки великого С.В. Рахманинова, и композиторов «Могучей кучки», а в IV четверти мы вновь возвращаемся домой, в Россию. «Для того чтобы узнать всю привязанность нашу к Отечеству, надобно из него выехать» - писал Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника».

Содержание урока «Москва…как много в этом звуке…» обращает нас к событиям Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона вторглась в пределы Российского государства. После кровопролитного Бородинского сражения командование русской армии намеренно отводит свои войска от Москвы. И Наполеон вступает в Москву, считая себя победителем. Но жители Москвы оказали Наполеону до тех пор неведомый ему приём, решив лучше придать город пожару, чем отдать врагу, и «великая армия» вынуждена была отступить. В память о событиях войны 1812 года в Москве был построен храм Христа Спасителя.

Тем героическим событиям посвящена Торжественная увертюра «1812 год» П.Чайковского, которая предлагается ребятам для слушания.

Вновь, как и в «Ледовом побоище», ребята услышат противоборство двух музыкальных тем: французы представлены национальным гимном «Марсельезой», русская народная мелодия «У ворот, ворот батюшкиных» символизирует русских бойцов. Центральный раздел увертюры - это картина смертельной схватки. В заключительном разделе русская тема одерживает решительную победу над Марсельезой. Ликующе, величественно в сопровождении колоколов звучит тема православной молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России "Боже, царя храни".

Логичным продолжением темы может стать песня «Мы - армия народа» Г.Мовсесяна на стихи Р.Рождественского, которую школьники разучивают и исполняют на уроке.

Стоим мы на посту, повзводно и поротно
Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит.
Мы - армия страны. Мы - армия народа.
Великий подвиг наш история хранит.

Не зря в судьбе алеет знамя.
Не зря на нас надеется страна.
Священные слова «Москва за нами!»
Мы помним со времён Бородина.

5 класс

Тема года 5 класса «Музыка и другие виды искусства» включает в себя два основных раздела «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Один из уроков второго раздела носит название «Тема богатырей в музыке». Здесь вновь школьники встречаются с музыкой А.Бородина его Второй «Богатырской» симфонией. Слушают I часть симфонии, анализируют характер главной и побочной партии. В главной партии особенно ярко воплощены сильные и непоколебимые, собственно богатырские образы. Побочная партия певучая и светлая, близка лирическим песням русского народа, эта тема создаёт буквально зримую картину бескрайних русских просторов. Побочную партию можно охарактеризовать как образ Родины, она не контрастирует с главной партией, а служит её дополнением. Ребята, как всегда на уроках музыки, анализируют средства музыкальной выразительности, отмечая в данном случае, что собственно делает музыку мощной богатырской, а что нежной и лирической.

Уроки раздела «Музыка и изобразительное искусство» естественно дополняются произведениями живописи. И богатырская тема не исключение. Вниманию ребят предлагается знаменитая картина В. Васнецова «Богатыри». Нередко, произведения живописи на уроках музыки рассматриваются поверхностно, с целью увидеть: что и кто нарисован, чем заняты герои. Но это не помогает понять смысл произведения, не приносит с собой никаких переживаний, ничего не даёт для духовного развития, а значит проходит мимо никак не затронув. Нужно этого избегать. И здесь мне бы хотелось привести пример другого общения с произведением изобразительного искусства. Замечательный педагог Л.П.Маслова в своей книге «Педагогика искусства», рассматривает интонационный тип общения с произведениями искусства. Его же можно назвать художественным и духовным. «Интонация» в данном случае не музыкальный термин, а всеобщая категория искусства, лежащая в основе любого художественного языка. Ведь все языки искусства интонационны и выразительны. Подобного рода анализ, думается, должен стать ориентиром для любого педагога в области искусства, ведь он даёт возможность понимания смысла произведения, узнавания самого себя, своих переживаний в художественном образе.

Привожу фрагмент из книги Л.П.Масловой «Педагогика искусства». «Детям предлагается картина В.Васнецова «Богатыри». Разговор идёт в отрыве от контекста картины, без опоры на видимое и смысловой подтекст. Интонационное прочтение требует иной логики выстраивания беседы.

Учитель: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?

Дети: Богатыри - это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.

У. В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой твердолобые, богатыри?

Д. Нет, только добрые, а герои бывают и злые…Героем можно стать один раз в жизни, это поступок, а богатырь - это постоянная величина.

У. Посмотрите на картину Васнецова, там все сильные? (Можно предложить принять позу каждого, примерить выражение лица трёх богатырей).

Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь не все богатыри физически сильные. Один - хитроват, другой - спокойный.

У. Вслушайтесь в слово «БОГАТЫРЬ». От какого слова оно произошло?

Версии детей могут быть разными: богатый, бог, ходит под богом, богом данный дар и так далее.

У. Богом данный дар - это очень интересный ответ. Так какой дар дан каждому из них?

Д. Одному - сила, другому - ум, третьему - добро. (В ответах просматривается обобщение: Тело, Душа, Дух, как бы проступает лик Троицы).

Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для человека из этих трёх начал, что есть богатство? Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра что несёт миру? Дети должны прийти к выводу, что в картине спрятан более глубокий смысл о единстве телесного, душевного и духовного, что только совместное существование трёх начал делает человека поистине богатым.

Но обсуждение картины без личного включения каждого не даст полноту переживаний и останется лишь мудрствованием, интеллектуальным упражнением. А что если вопрос, который спрятан в картине, перенести в область личностного в ребёнке? Например: «Какой Божественный дар дан тебе? Богат ли ты? Что в тебе - сила или разум? Что тебе надо в себе сформировать, чтобы ты стал богатый - как Богатырь? А богатый человек бывает материально бедным? И наоборот?»

Васнецов писал картину не для того, чтобы перечислить былинных героев, собрав их в одном пространстве и времени, не для иллюстрации былины, а чтобы заострить внимание на духовной символике, которая прочитывается в образах и именах.»

6 класс

Тема года 6 класса «В чём сила музыки?» посвящена художественной выразительности музыкального искусства. Эмоциональное воздействие музыки на душу человека раскрывается во взглядах на её характер, настроения, запечатлённые в средствах музыкальной выразительности.

Песня - поистине народный жанр музыки, он является важнейшей сферой духовного бытия человека. Целое поколение в нашей стране выросло на патриотических песнях, отражающих героическое время Великой Отечественной войны.

Предлагаю фрагмент сценария урока музыки «Нам дороги эти позабыть нельзя», который посвящён песням Великой Отечественной войны.

Цель: Познакомить учащихся с содержанием предлагаемых для слушания и исполнения музыкальных произведений, с целью приобщения их к исторической памяти поколений, которую несут в себе произведения музыкального искусства.

Задачи урока:

  • Приобщить детей к песенной музыкальной летописи нашей страны.
  • Разучить и исполнить песню «Дороги» А.Новикова и Л.Ошанина.
  • Исследовать интонационно-образную природу музыкальных произведений.
  • Создать эмоционально-положительною, творческую атмосферу на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  • Развивать музыкальное мышление, умение сравнивать и сопоставлять музыкальные темы в процессе звучания.
  • Развивать вокально-хоровые навыки
  • Развивать познавательные способности.

ХОД УРОКА

Завершить такой урок, посвящённый военным песням, можно словами известного писателя и историка Вадима Кожинова: «Чем поразительна наша военная песня? Это песня о жизни, а не о войне. Возьмите «Тёмную ночь», «Соловьи», «Горит свечи огарочек», «В лесу прифронтовом» - речь идёт о жизни, о родном доме, о любви, о дружбе, в конце концов, просто о животных и птицах. И совершенно ясно, что главное для тех, кто их сочинял и пел, было именно спасение жизни как таковой, самобытной своей жизни. Поразительная вещь, что мой ровесник, немец, меня заверил, что ни одной лирической песни, порождённой войной, в Германии не было. Ну, пелись какие-то старые песни, чисто бытовые, были марши. А вот таких песен, как у нас - ни одной. Эти песни показывают, что наша победа была неизбежная.»

Беседы на уроках, где речь идёт о периоде Великой Отечественной войны, могут затронуть темы, которые заставят ребят задуматься и поразмышлять. Например, люди во все времена любили находить символы и знаки в тех или иных событиях. На ряд таких символов стоит обратить внимание школьников.

Все мы знаем, что праздник День Победы - это 9 мая. Но, что это было за время в том далёком 1945 году. Несомненно, это время было полным надежд для каждого, ведь шли последние бои этой долгой изнурительной войны, ведь была весна, чудесное время года, несущее с собой пробуждение и обновление природы. А ещё весной приходит великий православный праздник, символ возрождения и всего светлого - это Пасха, Светлое Христово Воскресение. Очень гармонично соотносится в празднике и внешнее проявление, и внутреннее содержание. Это праздник всеобъемлющей радости. Для нас очень важно то, что 75 лет назад Пасха пришлась именно на 6 мая 1945 года, когда заканчивались боевые действия, заканчивалась Великая Отечественная война, и всё это было созвучно празднику Пасхи. 6 мая - это самый поздний срок, когда Пасха теоретически может быть. Наверное, День Победы и не мог произойти в какой-то другой день, только во время праздника Пасхи. Не случайно и то, что Пасха в 1945-м году пришлась на 6 мая - День Георгия Победоносца.

Возможно, для большинства школьников станет откровением и то, что маршал Георгий Константинович Жуков был православным человеком. Он получил в свое время благословение св. Нектария Оптинского на военное поприще вместе с пророчеством о великих свершениях. Именно в день своего небесного покровителя, св. Георгия Победоносца, 6 мая, он возглавил победу над Германией. 8 Мая, во Вторник Пасхальной седмицы, когда празднуется Иверская икона Божией Матери, значение которой Сама Пречистая определила Афонским монахам как силу охранения, он от имени Верховного Главнокомандования принимает капитуляцию Германии. А в великий двунадесятый праздник Святой Троицы, выехав на белом сталинском коне из ворот Спасской башни, открывает на Красной площади Парад Победы (конь, предназначавшийся для Сталина, скинул "вождя народов", ибо Господу было угодно вручить честь открытия парада православному маршалу-победоносцу). Всё это безусловно глубочайшие и мощные символы нашей истории.

7 класс

Тема года 7 класса «Содержание и форма в музыке».

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах: лирических, драматических и эпических. Образы защитников Отечества это, в первую очередь, эпические образы, ведь это образы, наполненные силой, величием, героизмом, образы, обращённые к легендарному прошлому народа, его истории.

Примером эпического музыкального образа может служить великолепная ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах» из оперы «Война и мир» С.Прокофьева. В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Стойкость русского характера перед лицом суровых испытаний в тяжёлые годы войны вражеского нашествия показана в этой арии. Она создана по принципу эпической портретной характеристики русского героя в опере, можно привести примеры арии Ивана Сусанина из оперы М.Глинки, и арии князя Игоря из оперы А.Бородина. Помыслы и чувства фельдмаршала обращены к судьбе Москвы и Отчизны. Мелодия распевная, по типу величавых песен-гимнов.

Когда идёт разговор о музыкальной форме, форма вариаций рассматривается на примере знаменитого «Эпизода нашествия» из Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича, которую композитор посвятил своему родному городу и героическим людям, выстоявшим в блокадные дни. Рождаясь из тихого свистящего мотивчика с каждой новой вариацией эпизод крепнет, набирает силу, громкость его нарастает и весь ужас его приближения можно почувствовать почти физически. С каждой новой вариацией подключаются новые группы инструментов, меняются регистры, динамика, гармония и только мелодия остаётся неизменной как нечто механическое, лишённое всего человеческого.

Но когда отзвучали 11 вариаций выключить музыку бывает не просто, во многом потому что, прослушав только этот фрагмент, заключающий в себе очень сильное эмоциональное воздействие, может остаться впечатление, что разросшаяся, всепоглощающая, страшная тема нашествия побеждает. Но в симфонии это не так. В тот момент, когда кажется, что эта чудовищная махина движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Вариации внезапно останавливает решительная музыкальная тема, которую принято называть темой сопротивления советского народа. Мы отчётливо слышим «борьбу» музыкальных тем, она звучит как грандиозная симфоническая битва, итогом которой становится скорбная тема Родины. Хорошо, если на уроке прозвучит это продолжение, которое учитель прокомментирует. Не стоит, в данном случае, и в принципе всегда, знакомиться с музыкальной формой ради неё самой. Гораздо важнее сам масштабный, выстраданный замысел автора «Ленинградской» симфонии.

Ещё одна портретная характеристика русского героя будет отражена в музыкальном содержании 7 класса, это образ князя Игоря из одноименной оперы А. Бородина. Особое место во II действии оперы занимает его главная ария «Ни сна, ни отдыха измученной душе», она являет собой своеобразное противостояние всему половецкому «окружению». Замечательные свойства его натуры - бесстрашие, мужество, воля к свободе - раскрываются в арии с полной силой, рисуя образ человека незаурядного, подлинного национального героя. И в то же время, рядом с этим бесстрашием, несгибаемым мужеством обнаруживается другая - нежная, лирическая - сторона его натуры. Она связана с обращением к Ярославне, милой далёкой подруге, способной понять и простить князя. Лирический раздел арии поднимает образ Игоря на новую высоту подлинной человечности: мы видим не плакатного героя, неустрашимого и безудержно смелого, а живого человека, страдающего и тоскующего.

8 класс

Тема года 8 класса «Традиция и современность в музыке».

Раздел «Вечные темы в музыке» включают в себя подраздел «Мир человеческих чувств», темой одного из уроков стали строки Ф.Тютчева: «Слёзы людские, о слёзы людские…», на котором возникает разговор о вечности и неизбывности человеческой печали. Музыка не была бы великим искусством, если бы была создана только для развлечения.

На уроке по этой теме тоже может возникнуть разговор о защитниках Отечества, только здесь их подвиг уступает место памяти и скорби, ведь не всем суждено было вернуться с полей сражения.

Программа предлагает для слушания известное произведение Р.Шумана «Грёзы». Для слушателей нашей страны, эта музыка имеет особое значение, ведь именно это произведение звучит 9 мая - в память о погибших в Великой Отечественной войне (1941-1945). Но, также, как вариант, на уроке может прозвучать «Песня девушки» из картины «Мёртвое поле», уже знакомой ребятам кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

У скорби, плача, страдания есть в музыке свои узнаваемые интонации. Школьники, как правило, без труда называют их, интонации похожие на вздохи (интервал малой секунды, чаще нисходящий), минорный лад, медленный темп, умеренная динамика. Можно подкрепить знакомыми примерами из предыдущих классов: «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.Чайковского, «Лакримоза» из Реквиема В.А.Моцарта, «Плачь Ярославны» из оперы «Князь Игорь» и «Песня девушки» дополнит ряд этих примеров.

Закончилась битва. Русское войско победило, но горька цена победы, не всем было суждено вернуться к родным и любимым. По бескрайнему заснеженному полю медленно идёт девушка. Среди павших на поле боя воинов она ищет своего жениха. Потому её скорбная песня так близка народным плачам, причитаниям. Ведь она оплакивает «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Образ девушки, конечно, символический. Её скорбь - это скорбь Родины о своих погибших сынах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1 класс: в 2 ч. Ч. 1: учебник - М.: Дрофа, 2017. - 79, [1] c.
  2. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 2 класс: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 112 c.
  3. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 3 класс: в 2 ч. Ч. 1: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 79, [1] c.
  4. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 3 класс: в 2 ч. Ч. 2: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 64 c.
  5. Алеев В.В. Музыка. 4 класс: в 2 ч. Ч. 2: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 80 c.
  6. Галкина И.А. Значение праздников в жизни дошкольников. Часть 1
  7. [Электронный ресурс] http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/270-znachenie-prazdnikov-v-zhizni-doshkolnikov-chast-1
  8. Гильченок Н.Г. Слушаем музыку вместе. Учебное пособие. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. - 184 с.
  9. Защитники веры и Отечества. [Электронный ресурс] http://www.snt-antonius.ru/article-191.html
  10. Игры и игрушки в развитии ребёнка старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] https://detsad17neznaika.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-igry-i-ig/
  11. Интервью митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. [Электронный ресурс] http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2015/04/23/10999/
  12. Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника» - Москва: Издательство АСТ, 2018. - 579 с.
  13. Кожинов В.В. «Разговор о войне». Журнал «Русский дом». Март 2000.
  14. Кошмина И.В. «Русская духовная музыка»: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.2: Программы. Методические рекомендации. - 160 с.
  15. Крицкая Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс: учебник - М.: Просвещение, 2000. - 127 с.
  16. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. - Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 1997. - 136 с.
  17. Медушевский В.В. «Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе» [Электронный ресурс] https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/osnovy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-shkole-medushevskiy-v-v-250408
  18. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство: Музыка. 5 класс: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 191, [1] с.
  19. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство: Музыка. 6 класс: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 158, [2] с.
  20. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство: Музыка. 7 класс: учебник-М.: Дрофа, 2019. - 176 с.
  21. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство: Музыка. 8 класс: учебник - М.: Дрофа, 2019. - 173, [3] с.
  22. Опера «Война и мир» [Электронный ресурс] https://lektsiopedia.org/lek-13771.html
  23. Песни войны и Победы. - М.: Издательский дом «Трибуна», 2010. - 264 с.
  24. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 320 с.
  25. Ригина Г.С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Учебник для 6 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство дом «Федоров», 2011. - 128 с.
  26. Роль праздников в жизни ребёнка [Электронный ресурс] https://www.kakprosto.ru/kak-973755--rol-prazdnikov-v-zhizni-rebenka
  27. Русский архистратиг Александр Суворов [Электронный ресурс] https://www.pnp.ru/russia-today/russkiy-arkhistratig-aleksandr-suvorov.html
  28. Суворов как христианин [Электронный ресурс] https://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/dekabr/23/av_suvorov_kak_hristianin/
  29. Чайковский. «1812 год» [Электронный ресурс] https://www.belcanto.ru/tchaikovsky_1812.html
  30. Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыка XX века: четвёртый год обучения: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 251, [1] c.