Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- будут уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
- будут знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Личностные:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
- Познавательные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
- Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Ресурсы: Окружающий мир 4 класс. Плешаков А.А. 1ч., видеофрагмент, наглядный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
- Добрый день, класс! Наш урок начался, проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня мы отправимся в путешествие, поэтому я советую вам быть внимательными и активными. |
Слушают учителя, принимают участие в диалоге
|
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
|
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
- Ребята, вспомним, о какой природной зоне мы беседовали с вами на прошлом уроке?
Арктика - огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно - косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно - полярная ночь), а летом - полярная ночь (правильно - полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60°С, а летом не поднимается выше нуля (правильно - поднимается на несколько градусов выше нуля). - Молодцы! А сегодня мы познакомимся с новой природной зоной. |
Исправляют исходный текст |
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравне ние, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
|
3. Этап выявления места и причины затруднения |
Новая природная зона приглашает нас - Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.
|
Отгадывают кроссворд |
Коммуникативные:
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.) - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. |
Определяют тему и цель урока | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. |
5. Этап реализации построенного проекта |
- Цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». |
Отвечают на вопросы учителя | |
2. Просмотр фильма «Тундра»
- А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.) Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. - Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50°С), прохладное короткое лето. |
Слушают рассказ учителя | ||
3. Работа в группах
|
Выполняют работу в группах |
Коммуникативные:
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха /неуспеха в учебной деятельности |