Разработка урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Тундра"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, тундра


Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • будут уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
  • будут знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

Личностные:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

  • Познавательные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
  • Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Ресурсы: Окружающий мир 4 класс. Плешаков А.А. 1ч., видеофрагмент, наглядный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- Добрый день, класс! Наш урок начался, проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня мы отправимся в путешествие, поэтому я советую вам быть внимательными и активными.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, вспомним, о какой природной зоне мы беседовали с вами на прошлом уроке?
Я предлагаю вам тест по изученной теме, необходимо исправить в нём ошибки.
Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика - огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно - косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно - полярная ночь), а летом - полярная ночь (правильно - полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60°С, а летом не поднимается выше нуля (правильно - поднимается на несколько градусов выше нуля).

- Молодцы! А сегодня мы познакомимся с новой природной зоной.

Исправляют исходный текст

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравне ние, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Новая природная зона приглашает нас - Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик)
3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)
4. Арктика - это снег и .... (Лед)
5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли)
6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка)
(Ключевое слово в выделенных клетках: тундра)


Отгадывают кроссворд

Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют

4. Этап построения проекта выхода из затруднения - Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Определяют тему и цель урока Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
5. Этап реализации построенного проекта - Цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
- Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
Отвечают на вопросы учителя
2. Просмотр фильма «Тундра»
- А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
(Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.)
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50°С), прохладное короткое лето.
Слушают рассказ учителя

3. Работа в группах
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.
(Ученики рассаживаются по группам.)
- Ботаники, используя гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (с. 85-87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы.
1. Какие растения растут в тундре?
2. Как растения приспособились к жизни?
- Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86-90), ответьте на вопросы.
1. Какие животные обитают в тундре?
2. Как они приспособились к жизни?
• Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
• Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
• Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
• Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
- Экологи, пользуясь учебником (с. 90-92), ответьте на вопросы.
1. Основные занятия населения тундры.
2. Экологические проблемы тундры.
3. Охрана природы тундры.
(Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)

Выполняют работу в группах

Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха /неуспеха в учебной деятельности