Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель педагогической деятельности
- Расширить представления учащихся о некоторых заповедных районах России. Познакомиться с различными охраняемыми объектами живой природы Иркутской области. Изучить основные понятия по теме.
- Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать информацию с опорой на текстовой материал.
Планируемые результаты
- Предметные: формирование знаний о заповедных территориях России.
- Регулятивные: учатся понимать цель выполняемых действий, получают возможность в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу, высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки.
- Познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий, извлекают информацию, представленную в разных формах, наблюдают и делают самостоятельные выводы.
- Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
На уроке применяется технология смыслового чтения с элементами технологии сотрудничества и технологии проблемного обучения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: карта России, Мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, презентация учителя.
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации. Эмоциональный настрой на урок
- Сегодня наш урок хотелось бы начать со стихотворения Евгения Шкловского.
Смотрю на глобус - шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая Река
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Прослушав эти стихи, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
2. Постановка учебной задачи
- Перед вами текст. Прочитайте его, выделите основные понятия в этом тексте. Озаглавьте его. (работа в парах)
- Определим тему нашего урока. (высказывания детей о том, как они озаглавили тексты, о ключевых понятиях. Предполагаемые ответы: изучение различных заповедных территорий, организованных в России.)
- Какую цель поставим?
Познакомиться с особенностями особо охраняемых природных территорий России. Узнать, какие есть особо охраняемые природные территории и их отличия.
Соотнесение темы и цели урока с эталонным образцом
- Откройте учебник на с. 62, проверьте, правильно ли мы определили тему урока.
3. Актуализация знаний
На экране физическая карта России.
Эвристическая беседа.
- В каждой теме нашего учебника включены темы по изучению Человека.
- Как вы думаете, почему?
- Вот, и в нашей теме, без человека не обойтись. Как вы думаете, почему?
- Россия занимает очень большую территорию, это 17,1 млн кв. км. Её живая и неживая природа весьма богата и разнообразна. Но, жизнь человека на Земле всегда зависела и зависит от обилия животных и растений, чистоты водоёмов, воздуха. Чтобы защитить природу в нашей стране созданы особо охраняемые различные территории.
4. Открытие новых знаний
Прежде чем приступить к изучению данной темы, давайте подумаем, что в себя включают понятия: заповедник, заказник, национальный парк, дендрологический парк, ботанический сад, дайте определение этим понятиям, пользуясь словарём на ваших партах.
Работа с картой (карта на столах каждой группы, карта на экране)
- Покажите друг другу на карте расположение указанных в задании объектов природы.
- Много ли таких объектов в нашей стране?
Работа с текстом. Смысловое чтение (чтение с пометками, работают выделителем)
- Найдите в тексте понятие заповедник, заказник, национальный парк, дендрологический парк, ботанический сад. Прочитайте, выделите.
- Выделите количество этих объектов на нашей территории.
- Прочитайте и выделите о каком охраняемом объекте идёт речь?
- Какова цель этого природоохранного участка?
- Что охраняют на территории этого объекта?
Вывод: на территории России огромное количество особо охраняемых природных территорий (около 12 тыс.). Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Составление кластера на доске (природоохранные объекты природы - название, цель, примеры)
- Переходим ко второй задаче на нашем уроке: природоохранные территории Иркутской области _________________________.
Выступление детей
- Продолжим составлять кластер (дополним кластер примерами охраняемых объектов Иркутской области
- Проверим насколько внимательно вы слушали сообщения.
Приём «лови ошибку»
- Я читаю вам текст об особо охраняемых объектах природы, если вы не согласны, хлопайте в ладоши.
Текст
В Иркутской области - много охраняемых природных объектов. Один из таких объектов является Ботанический сад Иркутского государственного университета, который занимает площадь 27 гектаров в пределах Кайской реликтовой рощи, и в своей коллекции насчитывает не более 1000 (5000) растений.
Ещё один из таких объектов является Витимский государственный природный заповедник. Территория заповедника находится в Саяно-Байкальской горной области на 240 км выше города Бодайбо по течению реки Лена (Витим). Площадь - 585 838 га. Речная сеть заповедника относится к бассейну Северного Ледовитого океана. На территории заповедника находится большое количество озёр: особую научную и культурную ценность представляет озеро Байкал (Орон).
Прибайкальский национальный парк - особо охраняемая природная территория федерального значения, созданная для сохранения природы западного побережья озера Байкал. В отличие от заповедников, на территории национальных парков не может (может) проживать местное население.
Тофаларский заказник - особо охраняемая природная территория, государственный природный заказник областного (федерального) значения в Иркутской области России. Создан 12 августа 1971 года. Заказник является местообитанием редких видов животных и растений. На территории заказника возможно обитание снежного барса и почти исчезнувшего серого волка (красного волка).
5. Первичное закрепление изученного материала
Работа с текстом. Найди соответствия.
- Поработайте, ребята, в группах. Соотнесите части предложений.
Заповедник - участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс… Как правило, они закрыты для посещения туристами
Заказник - охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс, …так и некоторые его части: только растения, только животные.
Национальный парк - особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека…, на территорию допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.
Ботанический сад - территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью… изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон, которые не растут в самой стране.
6. Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Что узнали?
-Удалось ли решить поставленные задачи?
- Закончите устно фразы:
- Я похвалил бы себя…
- Меня удивило…
- После урока мне захотелось…
7. Домашнее задание
Подготовить сообщение (по желанию):
- I вариант - об охраняемых природных объектах России,
- II вариант - об объекта Иркутской области.
- Спасибо за работу на уроке!