Методическая разработка урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Охрана природы. Особо охраняемые объекты природы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель педагогической деятельности

  • Расширить представления учащихся о некоторых заповедных районах России. Познакомиться с различными охраняемыми объектами живой природы Иркутской области. Изучить основные понятия по теме.
  • Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать информацию с опорой на текстовой материал.

Планируемые результаты

  • Предметные: формирование знаний о заповедных территориях России.
  • Регулятивные: учатся понимать цель выполняемых действий, получают возможность в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу, высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки.
  • Познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий, извлекают информацию, представленную в разных формах, наблюдают и делают самостоятельные выводы.
  • Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

На уроке применяется технология смыслового чтения с элементами технологии сотрудничества и технологии проблемного обучения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: карта России, Мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, презентация учителя.

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации. Эмоциональный настрой на урок

- Сегодня наш урок хотелось бы начать со стихотворения Евгения Шкловского.

Смотрю на глобус - шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая Река
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Прослушав эти стихи, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

2. Постановка учебной задачи

- Перед вами текст. Прочитайте его, выделите основные понятия в этом тексте. Озаглавьте его. (работа в парах)

- Определим тему нашего урока. (высказывания детей о том, как они озаглавили тексты, о ключевых понятиях. Предполагаемые ответы: изучение различных заповедных территорий, организованных в России.)

- Какую цель поставим?

Познакомиться с особенностями особо охраняемых природных территорий России. Узнать, какие есть особо охраняемые природные территории и их отличия.

Соотнесение темы и цели урока с эталонным образцом

- Откройте учебник на с. 62, проверьте, правильно ли мы определили тему урока.

3. Актуализация знаний

На экране физическая карта России.

Эвристическая беседа.

- В каждой теме нашего учебника включены темы по изучению Человека.

- Как вы думаете, почему?

- Вот, и в нашей теме, без человека не обойтись. Как вы думаете, почему?

- Россия занимает очень большую территорию, это 17,1 млн кв. км. Её живая и неживая природа весьма богата и разнообразна. Но, жизнь человека на Земле всегда зависела и зависит от обилия животных и растений, чистоты водоёмов, воздуха. Чтобы защитить природу в нашей стране созданы особо охраняемые различные территории.

4. Открытие новых знаний

Прежде чем приступить к изучению данной темы, давайте подумаем, что в себя включают понятия: заповедник, заказник, национальный парк, дендрологический парк, ботанический сад, дайте определение этим понятиям, пользуясь словарём на ваших партах.

Работа с картой (карта на столах каждой группы, карта на экране)

- Покажите друг другу на карте расположение указанных в задании объектов природы.

- Много ли таких объектов в нашей стране?

Работа с текстом. Смысловое чтение (чтение с пометками, работают выделителем)

- Найдите в тексте понятие заповедник, заказник, национальный парк, дендрологический парк, ботанический сад. Прочитайте, выделите.

- Выделите количество этих объектов на нашей территории.

- Прочитайте и выделите о каком охраняемом объекте идёт речь?

- Какова цель этого природоохранного участка?

- Что охраняют на территории этого объекта?

Вывод: на территории России огромное количество особо охраняемых природных территорий (около 12 тыс.). Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Составление кластера на доске (природоохранные объекты природы - название, цель, примеры)

- Переходим ко второй задаче на нашем уроке: природоохранные территории Иркутской области _________________________.

Выступление детей

- Продолжим составлять кластер (дополним кластер примерами охраняемых объектов Иркутской области

- Проверим насколько внимательно вы слушали сообщения.

Приём «лови ошибку»

- Я читаю вам текст об особо охраняемых объектах природы, если вы не согласны, хлопайте в ладоши.

Текст

В Иркутской области - много охраняемых природных объектов. Один из таких объектов является Ботанический сад Иркутского государственного университета, который занимает площадь 27 гектаров в пределах Кайской реликтовой рощи, и в своей коллекции насчитывает не более 1000 (5000) растений.

Ещё один из таких объектов является Витимский государственный природный заповедник. Территория заповедника находится в Саяно-Байкальской горной области на 240 км выше города Бодайбо по течению реки Лена (Витим). Площадь - 585 838 га. Речная сеть заповедника относится к бассейну Северного Ледовитого океана. На территории заповедника находится большое количество озёр: особую научную и культурную ценность представляет озеро Байкал (Орон).

Прибайкальский национальный парк - особо охраняемая природная территория федерального значения, созданная для сохранения природы западного побережья озера Байкал. В отличие от заповедников, на территории национальных парков не может (может) проживать местное население.

Тофаларский заказник - особо охраняемая природная территория, государственный природный заказник областного (федерального) значения в Иркутской области России. Создан 12 августа 1971 года. Заказник является местообитанием редких видов животных и растений. На территории заказника возможно обитание снежного барса и почти исчезнувшего серого волка (красного волка).

5. Первичное закрепление изученного материала

Работа с текстом. Найди соответствия.

- Поработайте, ребята, в группах. Соотнесите части предложений.

Заповедник - участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс… Как правило, они закрыты для посещения туристами

Заказник - охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс, …так и некоторые его части: только растения, только животные.

Национальный парк - особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека…, на территорию допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Ботанический сад - территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью… изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон, которые не растут в самой стране.

6. Рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Что узнали?

-Удалось ли решить поставленные задачи?

- Закончите устно фразы:

  • Я похвалил бы себя…
  • Меня удивило…
  • После урока мне захотелось…

7. Домашнее задание

Подготовить сообщение (по желанию):

  • I вариант - об охраняемых природных объектах России,
  • II вариант - об объекта Иркутской области.

- Спасибо за работу на уроке!