Программа факультатива по ОБЖ "Учись жить в безопасности"

Разделы: ОБЖ

Класс: 8

Ключевые слова: ОБЖ


Пояснительная записка

Общая характеристика факультатива

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры. Необходимость создания и ведения курса "Учись жить в безопасности" обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема безопасного поведения учащихся на улице, дома. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать ответственность за своё поведение и здоровье.

Факультативный курс "Учись жить в безопасности" для 8-х классов посвящен одной из главных проблем - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

В факультативном курсе "Учись жить в безопасности" делается акцент на формирование навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил безопасного поведения. Изучение курса данного факультатива предполагает ознакомление обучающихся с опасностями различного характера, в том числе теми, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни на улице и в микрорайоне. Различные технологии, формы и методы обучения, решение ситуационных задач дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения жизнедеятельности.

Цели курса факультатива:

а) активизировать интерес обучающихся к вопросам собственной безопасности;
б) создание у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности в различных условиях: в ходе обучения, бытовых условиях, во время отдыха и т.д.;
в) знакомство обучающихся с современными средствами коллективной и индивидуальной защиты человека от опасных факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
г) выработка умений обучающихся по использованию средств индивидуальной защиты человека (средств защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания) в случае возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
д) отработка навыков по оказанию первой помощи при кровотечениях, переломах конечностей, ушибах, вывихах, растяжениях, при утоплении, остановке дыхания.
е) отработка навыков автономного существования в природе.

Место факультатива в учебном плане

Программа факультативного курса рассчитана на учебный год (35 часов). В неделю проводится 1 час.

Содержание факультативного курса

Автономное существование человека в природе

Основные меры безопасности в туристских походах. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам и карте. Виды костров. Правила разведения костров Сооружение временного жилища при автономном существовании. Способы добывание огня. Съедобные растения, грибы, орехи. Очистка и обеззараживание воды. Способы подачи сигналов бедствия. Стандартные международные сигналы бедствия. Виды туристических узлов.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Виды индивидуальных средств защиты органов дыхания. Виды противогазов. Отработка навыков работы с противогазом. Этапы работы с противогазом. Общевойсковой защитный костюм. Порядок работы с ОЗК.

Оказание доврачебной помощи.

Сердечно-легочная реанимация. Доврачебная помощь при кровотечении и травмах. Переломы, доврачебная помощь. Виды медицинских повязок.

Планируемые результаты факультативного курса

Программа факультативного курса ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении факультативного курса.

Личностные результаты.

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.

  • развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
  • формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
  • развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
  • формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться.

Таким образом, учащиеся приобретают: умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

  • формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу).
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать - определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
  • применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;

коммуникативные:

  • взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
  • выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;

регулятивные:

  • саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью - построение индивидуальной образовательной траектории;
  • владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
  • владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.

Предметные

Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • о социально-демографических и экологических процессах на территории России;
  • о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни;
  • об оказании первой помощи при неотложных состояниях;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
  • осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений; в коммуникативной сфере:
    • умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
    • умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
    • стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации; в эстетической сфере:
      • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
      • умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности);

в бытовой, трудовой и досуговой сфере:

  • грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
  • соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
  • ·соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
  • ·знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
  • ·умение оказывать первую помощь;
  • правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;

в сфере физической культуры и здорового образа жизни:

  • накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
  • выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
  • соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления здоровыми способами физической активности;
  • умение правильно оказывать первую на помощь.

Тематическое планирование. Факультативный курс «Учись жить в безопасности». 8 класс (35 часов)