Основная проблематика консультирования сконцентрирована вокруг индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
На протяжении дошкольного детства ребенок переживает несколько критических возрастных периодов. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса определяет возможность последующего развития личности. В критические периоды родители должны быть особенно внимательны к детям, проявлять чуткое отношение и поддерживать ребенка, чтобы он чувствовал себя защищенным.
Особенно важно для родителей в этот период найти «золотую середину» в отношениях с ребенком и вместе с ним преодолевать все трудности. Планы, которые ребенок постоянно строит строит, и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию активности и инициативы, а переживание повторных неудач, наоборот, может привести его к покорности и чувству вины.
Кроме первого года определяется тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. В зависимости от этого у ребенка развивается чувство глубокого доверия к миру или, наоборот, чувство недоверия. Кризис трех лет связан с первым опытом самостоятельности, с приобретением автономии. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка («я сам»). Возможные реакции ребенка: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость и др. Строгий или непоследовательный внешний контроль со стороны родителей приводит к неблагоприятному исходу кризиса: у ребенка закрепляются упрямство и негативизм, которые впоследствии могут перерасти в агрессивность.
Кризис 6-7 лет связан с перестройкой познавательных процессов, формированием произвольности, расширением сферы общения, установлением отношений в новом коллективе. С переходом ребенка в школу меняется его социализация, увеличиваются нагрузки на организм, ведущей становится учебная деятельность. Исход кризиса связан с результатами и достижениями, с оценкой воспитателей и учителей, с отношением родителей. В ситуации критичности педагогов или родителей у ребенка формируется чувство неполноценности, неверия в свои силы, происходит потеря интереса к учению.
Проблемы общения у детей дошкольного возраста обусловлены проблемами эмоционально-личностного характера. В детском саду часто выявляются дети, которые непопулярны среди сверстников. Эти дети необщительны, у них отсутствуют избирательные контакты, они не принимают активного участия в играх, а их личностные качества низко оцениваются детьми.
Перед психологом стоят следующие задачи: выяснение причины данной проблемы, переориентация недоброжелательного отношения к ним сверстников, постепенное вовлечение необщительных детей в совместную деятельность и обучение их навыкам общения.
Отклонения в формировании личности ребенка могут обнаруживаться в стремлении к уединению, в отсутствии контактов с другими детьми, в отказе от участия в игровых объединениях. В таком случае предметом внимания психолога выступают симптом малообщительности и внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом преодоления малообщительности и внутренние переживания ребенка. эффективным приемом преодоления малообщительности является использование эмоционального комментария (проговаривания) взрослым всего происходящего вокруг: это помогает ребенку эмоционально откликаться на воспринимаемое. Далее ребенку предлагается самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.
Идентичному анализу подвергаются литературные произведения, рассматриваемые картинки. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на которые он подчеркивает особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы воздействия людей друг на друга. Ребенок накапливает типы выразительных экспрессивно-мимических движений, интонаций, учится понимать смысл шуток, поддразниваний, приобретает опыт коммуникативной деятельности.
После этого можно включать ребенка в условия реального общения, совместной игры с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.
Защитная реакция ребенка может выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Ребенок чувствует глубокое истощение, неспособность осмысливать происходящее, свою незащищенность и бессилие. Единственное, чем ребенок может себе помочь, - это плач. Коррекция такого поведения ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях. Сочувствуя страданиям ребенка, мы помогаем ему избавиться от чувства вины, гнева, смущения и беззащитности.
В работе с детьми психолог часто сталкивается с «комплексом Золушки» у детей. Этот комплекс характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие (низкая самооценка), безразличие к себе, неопрятность, равнодушие, неуверенность. Необходимо включение такого ребенка в совместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстниками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переориентировать самовосприятие ребенка, вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе) и личностным достоинствам.
Первостепенное значение имеет активное, положительное отношение педагогов и родителей, демонстрирующих самому ребенку его положительные качества.
Нарушения в поведении дошкольника могут быть детерминированы наличием в группе жесткой фиксации позиционных ролей во всех видах деятельности и общения (роль «подчиненного», роль « руководителя»).
Работа психолога в этом случае направлена на снятие симптома фиксации ролей и на создание условий, когда каждый ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы создать для детей с фиксированной ролью «подчиненный» ситуации успеха в разных видах деятельности, особенно в игре, и сделать их заметными для всех сверстников.
Предметом коррекционной работы могут стать и проблемы развития игровой деятельности: неразвитость у детей игровых умений, неадекватность способов игровых действий, двигательное беспокойство и др. Основными задачами психолога являются следующие: обогащение представлений детей об игровой деятельности; привлечение внимания детей к сюжетам игр, содержанию игровых действий, к игровым умениям сверстников, их жизнерадостному настроению; обучение детей реализации игровых замыслов; формирование умений сосредоточиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; стимулирование ребенка к придумыванию собственных игровых сюжетов. Необходимо научить детей понимать замысел товарищей, рассказывать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий.
У детей с замедленной моторикой важно пробуждать интерес к играм с импульсивным содержанием. Следует максимально совершенствовать их игровые операции, поощрять соответствие действий такого ребенка общему темпу игры и действиям других партнеров.
Для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, которые бы позволили им управлять своим двигательным беспокойством. Искусственное ограничение подвижности таких детей лишь усилит их раздражительность и возбудимость. эффективным будет использование приема включения ребенка в игры с захватывающими сюжетами, требующими высокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре импульсивному ребенку может быть предложена ведущая роль, но при этом он должен быть точно информирован взрослым о правилах и целях игры.
Неадекватное поведение ребенка может быть вызвано искажениями в мотивационной сфере: отсутствие или невыраженность игровых мотивов, симптом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционно-развивающей работы не следует расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками следует активизировать очень осторожно, выявляя партнеров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлечениями, к которому постепенно могут подключаться и другие дети.
Психологу довольно часто приходится сталкиваться с доминированием авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей. Такие дошкольники могут быть активны, инициативны, общительны, но их стремление к игре мотивируется не столько желанием играть, сколько личностной установкой «быть первым, главным, не играть, а выигрывать».
Эгоистические мотивы могут быть выражены как в открытом поведении детей, так и в скрытой, завуалированной форме, когда используется другой ребенок для выражения своей воли. коррекционная работа в таких случаях направлена на установление гармонии между личностно значимыми и общественно ценными мотивами деятельности. Целесообразна тактика включения дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении позитивных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Коррекционно-развивающая работа более эффективна, когда дошкольник систематически включается в общественно полезную деятельность, вступая в отношения взаимной ответственной зависимости, в ситуацию взаимных требований. Общественное мнение детской группы важно направлять на развенчание ложного авторитета детей со скрытыми эгоистическими тенденциями поведения.
Психолог должен обращать внимание на агрессивное поведение некоторых детей, вспышки гнева, озлобленность, разрушительную направленность деятельности. В этом случае предметом его внимания становится симптом конфликтного поведения дошкольника. Развитие агрессии в детском возрасте часто связано с блокированием желаний ребенка в результате применения воспитательных воздействий. Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Состояние фрустрации и беспомощности ребенка часто приводят к непреднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе. Фрустрация-психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания, непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи.
Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарование, раздражением, тревогой, отчаянием и др.
Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, целенаправленное действие наталкивается на труднопреодолимое препятствие. У детей фрустрация возникает в виде переживаемого «чувства крушения». Причиной фрустрации может быть неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого. В дошкольном возрасте на первый план выдвигаются конфликты и ссоры, связанные с обладанием игрушками или вещами. Каждый ребенок имеет свой круг игрушек, которые он включает во внутренние границы «Я».
Частые конфликты ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и к снижению ее эффективности. В дальнейшем ребенок научится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители терпимы к проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться и символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления. С возрастом число проявлений агрессии у мальчиков возрастает, а у девочек уменьшается.
Первым шагом коррекции будет демонстрация ребенку непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, чтобы научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов. Вся коррекционно-развивающая работа должна проводится в единстве с семьей дошкольника. Очень важно, чтобы ребенок не наблюдал сцен агрессии как в реальном окружении, так и в теле- и видео-фильмах, комиксах и т.д. Обязательным правилом коррекции является поощрение и положительная оценка доброжелательного отношения дошкольника к сверстникам, со стремления и способности сдержать свой гнев.
Симптом антилидерства - еще один возможный предмет коррекционной работы психолога.
Ребенок-антилидер пользуется авторитетом у сверстников по ряду причин: он может применять угрозы, обман, хитрость, физическую силу, подавлять своей самоуверенностью, бесстрашием. Вмешательство таких детей в совместную деятельность носит деструктивный характер, ибо большинство действий лишено конкретного смысла. Ребенок-антилидер ведет себя шумно, гиперактивно, недоброжелательно и немиролюбиво. Коррекционную работу в этом случае целесообразно направить на осмысление и переживание негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребенком. Эффективно будет использование приема моделирования ребенком-антилидером совместной деятельности, где ему предоставят возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Необходимы каждодневные упражнения в этически ценных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило к конфликтам. Важным направлением коррекции должно стать изменение социальных установок ребенка: нужно научить его видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться чужим успехам, восхищаться личными качествами других детей; необходимо развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.
Часто среди дошкольников встречаются дети с эмоциональными нарушениями, склонные к острым и разрушительным реакциям, отрицательным аффективным переживаниям (обидчивость, замкнутость или упрямство, агрессия, негативизм). Аффект-сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (изменения в функциях внутренних органов).
В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта. Аффекты развиваются в критических ситуациях при неспособности субъекта найти адекватный выход их опасных, неожиданно возникающих положений. Аффективные дети - это дети с устойчивыми тяжелыми эмоциональными переживаниями, они нуждаются в своевременной коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
Анализ поведения дошкольников показывает: причина аффекта в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не обладает способами ее переосмысления, не может ею управлять. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных или альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Характерные черты аффективных детей: зависимость от конкретной ситуации, замыкания в ней; перенесение страха на безопасные ситуации; низкий уровень произвольности поведения; пассивность, внешняя послушность. Одни дети отвергают постигший их неуспех, обвиняют окружающих, у них наблюдается заносчивость, агрессивность, излишнее стремление к самоутверждению. Другие дети характеризуются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью, неуверенностью в себе. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что они закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера.
Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. Игровая деятельность объединяет реальную действительность ребенка и его воображение. В игре ребенок может взять на себя роль сильного, веселого, смелого персонажа-это помогает ему чувствовать себя уверенно. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок обретает способность овладевать ситуацией; он учится защищать слабых, побеждать злых. Роль-образ дает ребенку реальную возможность взглянуть на ситуацию со стороны и найти выход из нее. В результате коррекционной работы дети становятся более уверенными в себе, меньше ориентируются на взрослого, активно используют накопленный опыт, начинают привносить в игру много нового, учатся переосмысливать ситуацию и находить решение.
Следующим этапом является формирование у ребенка способности осмысления и переосмысления ситуации уже не с точки зрения образа-роли, а исходя из обобщенной личной позиции. Ребенку предлагаются неопределенные ситуации, которые он должен завершить, - ситуации внутреннего конфликта. Окончание должно быть эмоционально благополучным. Если ребенок легко справляется с этой задачей, то можно предложить ему другой вариант игры: взрослый останавливает игру в наиболее «опасном» месте и предлагает ребенку придумать окончание. При аффективном конце психолог возвращает ребенка к роли, в которой он спасал других героев. Если коррекционная работа прошла успешно, то к ее завершению у ребенка повышается уровень развития воображения, появляется особая внутренняя позиция, в поведении исчезают разрушительные аффективные проявления и оно характеризуется большей произвольностью.
В работе с детьми психолог использует разноообразные методы психокоррекции: игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, психогимнастику, аутогенную тренировку. Продолжительность занятия зависит от возраста детей и цели занятия (от 20 до 35 минут). Занятия проводятся с небольшой подгруппой детей (5-6 человек) или индивидуально с ребенком.