Введение
В разные времена, обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения; прогнозировать их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Принятие нового ФГОС общего образования- основа для построения содержания, форм и методов образовательного процесса.
1. Федеральный государственный стандарт общего образования. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
2. Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования нового поколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются: овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях; систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; овладение химической терминологией и символикой; распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций; составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов; способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева; понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений; способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, промышленности и сельском хозяйстве, а также в живой природе; осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде; выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.
В ФГОС среднего общего образования нового поколения особое внимание уделяется вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД). УУД не могут быть реализованы без сформированных соответствующих универсальных учебных умений (УУУ). Поэтому химик-педагог должен в своей образовательной практике стремится реализовать важнейший принцип: от УУУ к УУД, которые не могут быть реализованы вне предметных результатов, представляющих «сплав» химических знаний, специфических умений -действий, творческого опыта и ценностных отношений в данной предметной области.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
|
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Обеспечивают самостоятельное эффективное приобретение учащимися новых знаний. Включают общеучебные логические действия, постановку и решение проблем. |
Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. |
Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Функция УУД - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться.
3. Классификация уроков и требования к ним в соответствии с ФГОС. Основной организационной формой обучения остается урок, эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Рождение любого урока очень сильно зависит от осознания и правильного определения его конечной цели.
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А.Сухомлинский).
Современный урок, основанный на требованиях ФГОС, имеет следующие особенности: он носит личностно-ориентированный характер, то есть теперь личностный, а не предметный результат становится целью, потому что важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний будет у него в результате обучения в школе; методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, а на основе универсальных способов действия развивается личность ученика; в центре внимания современного урока стоят компетенции ученика и его способность применять полученные знания на практике. Учитель химии, используя межпредметные и внутри предметные связи, поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом.
Классификация уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Тип урока |
Этапы и краткая характеристика урока |
1.Урок усвоения нового материала |
1. Организационный этап.
|
2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
1. Организационный этап.
|
3.Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) |
1. Организационный этап.
|
4.Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
1. Организационный момент.
|
5.Урок контроля знаний и умений |
1. Организационный этап.
|
6.Урок коррекции знаний, умений и навыков |
1. Организационный этап.
|
4. Понятие «современный учитель». В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. «Учитель - это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создает условия для приобретения учащимися жизненного опыта.
Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом. Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.
Этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока.
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации обучения.
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Контроль и самопроверка знаний.
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия.
5. Выводы. Работая по ФГОС, учитель анализирует свой предыдущий опыт, учителя не просто являются источниками информации, а формируют умения самостоятельно добывать знания у учащихся. Современный урок должен быть уроком познания, но одновременно и уроком открытия, уроком самопознания и уроком самореализации.
Сложностей при введении новых ФГОС достаточно много, однако большинство из них решаемы:
1) улучшение материально-технические возможности образовательных учреждений - это позволяет организовывать урочную и внеурочную работу эффективно и мобильно;
2) учащиеся получают положительный коммуникативный опыт, они проявляют себя активной, творческой личностью;
3) учащиеся самостоятельно активно работают с информацией, интерпретируют ее, создают презентации; активно вступают в диалог; рассуждают, делают выводы; анализируют и оценивают свою деятельность.
6. Разработка урока по теме «Окислительно-восстановительные реакции», 9 класс
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими результатов:
1). Предметных: формировать умение составлять уравнения химических реакций, изучить применение окислительно-восстановительных реакций.
2). Метапредметных:
- в познавательной деятельности - использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения уравнений;
- в информационно-коммуникативной деятельности - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- в рефлексивной деятельности - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
3). Личностных:
- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
- научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать уравнения по теме.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями.
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся с экспериментами, выполнение тестового задания.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения (по классификации в соответствии с требованиями ФГОС - урок комплексного применения знаний и умений).
Ход урока
I. Этап постановки целей и задач урока
II. Этап изучения новых знаний (ребята, вы будете себя оценивать на каждом этапе).
Этап урока |
Самооценка |
Оценка учителя |
Постановка целей |
||
Этап изучения новых знаний |
||
Первичная проверка знаний |
||
Закрепления нового материала |
В качестве примеров ОВР учащиеся проводят следующие лабораторные опыты:
CuSO4 + 2NaOH=Na2SO4 + Cu(OH)2
CuSO4 + Fe (железный гвоздь) = FeSO4 + Cu
Учащихся: формулируют определение ОВР.
Учитель: даны уравнения химических реакций, найдите сходства и различия в этих уравнениях.
а) C + O2 = CO2,
б) C + 2H2 =CH4
Ответы учащихся: Кто-то теряет, а кто-то находит… Процесс отдачи электронов называется окислением, а принятия - восстановлением. В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления - понижается. Составляем алгоритм для составления окислительно-восстановительных реакций.
III. Этап первичной проверки понимания изученного материала
Вернемся к рассмотренным ранее химическим реакциям и разберем овр /разбор реакций /.
IV. Этап закрепления нового материала
Выполнение тестового задания по вариантам.
V. Рефлексия
Оценка результатов своей деятельности.
Учитель: Подведем итоги урока. Окислительно-восстановительные реакции многообразны, они лежат в основе очень важнейших реакций: фотосинтез, дыхание, горение, брожение, коррозия металлов.
Продолжите фразу: Я - понял, Я - узнал, Я - научился…..
7. Информационные материалы
- А.А.Елизаров. Методическое пособие для учителя. Химия. УМК для основной школы. 8-9 классы. Издательство «Бином».
- Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного стандарта общего образования».
- С.И.Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие.
- С.Х.Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».
- Амирханян Ю.С. Особенности использования проблемного обучения на уроках химии. Ресурсы Интернет.
- Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. - В.: Учитель, 2015.