Дисциплина «Олигофренопедагогика (с историей олигофренопедагогики)
Введение
Потребности общества определяют содержательную и целеполагающую основу приобщения человека к историческому опыту в процессе воспитания. Пересмотр и переоценка задач, форм организации и направлений воспитательной работы происходит в связи с тем, что изменяются базовые социальные ориентиры. Исторические этапы вносят свои изменения в восприятие отдельных звеньев не только педагогической системы, но и всей системы образования в целом. В настоящее время актуальными проблемами общества являются: социализация человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, которые закреплены в культурно-историческом опыте поколений и значимы во все времена.
Половое воспитание обучающихся является необходимым направлением работы, которое ориентирует на изучение других аспектов вхождения в социум. В настоящее время вопросы половой идентификации и дифференциации привлекают большое количество специалистов в области педагогики и психологии. Их работы расширяют круг направлений и содержание этой области знаний в современной педагогике.
В Указе Президента Российской Федерации (18 августа 1994 г. № 1698) «О Президентской программе «Дети России» говорится о значимости проблемы полового воспитания. Эта программа утверждена наряду с другими целевыми программами. Например, в программе «Планирование семьи» говорится о необходимости разработки инновационных подходов к воспитанию обучающихся подросткового возраста и обучению родителей в вопросах репродуктивного, сексуального поведения, этике семейно-брачных отношений, а также усилить ответственность семьи и образовательной организации за половое воспитание обучающихся в подростковый возрастной период.
В настоящее время споры о внедрении полового воспитания в семье и образовательной организации не прекращаются, что говорит об актуальности данной темы. Половое воспитание является частью общего воспитания и имеет свой предмет, который отличается от предметов других направлений воспитания. Оно способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нем тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально- этические и эстетические аспекты.
Как психолого-педагогическую проблему возможности и особенности полового воспитания интенсивно изучали такие отечественные ученые, как Е.А.Аркин, С.Л.Алмазова, П.П.Блонский, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, О.Г.Нугаева, И.П.Петрище, А.Г.Хрипкова и другие.
Объект исследования - уровень половой воспитанности обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - составление программы работы олигофренопедагога по повышению уровня половой воспитанности у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель - выявление уровня половой воспитанности у обучающихся с умственной отсталостью и апробация программы по ее повышению.
Объект, предмет и цель обусловили постановку следующих задач исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Подобрать методы и методики, направленные на изучение уровня половой воспитанности у обучающихся с умственной отсталостью, входящих в состав опытной группы.
- Определить уровень половой воспитанности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), входящих в состав опытной группы.
- Составить и программу работы олигофренопедагога, направленную на повышение уровня половой воспитанности у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования:
- анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизация отдельных понятий и определений;
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа с обучающимися;
- педагогическое исследование.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме полового воспитания детей и подростков с умственной отсталостью
1.1. Понятие «половое воспитание» как психолого-педагогическая проблема
На протяжении многих веков вопросы полового воспитания определялись религией. В первой половине ХХ века возникают попытки научного подхода в вопросах полового воспитания со стороны педагогов, психологов, сексологов и других специалистов. Во второй половине ХХ века в связи с ростом заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, частоты ранних беременностей, абортов, родов обучающихся в подростковый возрастной период, появляется интерес к проблемам полового воспитания у общественности и государственных органов [10, с. 18].
Подробнее рассмотреть основы полового воспитания поможет определение категориального аппарата по проблеме исследования. В изучение проблемы полового воспитания большой вклад внесли Е.А.Аркин, С.Л.Алмазова, П.П.Блонский Е.Б.Деранкова, Е.П.Ильин, В Е.Каган, Д.В.Колесов, О.Г.Нугаева, И.П.Петрище, А.Г.Хрипкова и другие.
Основополагающими в вопросе полового воспитания можно считать такие понятия как пол, гендер, половая идентификация, половая социализация. По мнению Э.Г.Костяшкина, «половое воспитание - особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». Ученые Д.В.Колесов и А.Г.Хрипкова считают, что половое воспитание - это процесс, который направлен на выработку черт, качеств, свойств и установок личности. Всё это определяет необходимые обществу отношения между представителями разного пола. Л.П.Бочкарева говорит о том, что половое воспитание включает в себя формирование уважения, дружбы между представителями разного пола, соответствующих норм и представлений, воспитание положительных, доброжелательных взаимоотношений. Также необходим дифференцированный подход с учетом особенностей пола во всех видах деятельности [7, с. 24].
С медицинской точки зрения «половое воспитание» - это целенаправленное, систематическое воздействие на организм человека, которое начинается с внутриутробного периода и заканчивается формированием физически и психически здоровой, гармонично развитой личности. Под половым воспитанием в педагогическом смысле понимается комплекс воспитательных и просветительских воздействий на обучающегося, которые направлены на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между представителями разного пола [16, с. 18].
В некоторых источниках между понятиями «пол» и «гендер» нет чёткого разграничения. Но считать эти понятия тождественными было бы не верно, так как между ними есть существенные различия. С биологической точки зрения понятие «пол» может быть рассмотрено как совокупность физиологических, морфологических особенностей организма, которые обеспечивают половое размножение и оплодотворение. Также это совокупность признаков, которые делают представителей одного биологического вида непохожими друг на друга. Чувство и осознание своей половой принадлежности, то есть сексуальной идентичности, и связанные с нею психосексуальные и социосексуальные ориентации, усвоение системы половых ролей, в которых индивид различает критерии мужественности и женственности, оценивает себя по этим критериям, выбирает соответствующую деятельность и социальный статус понимается под понятием «пол» с психологической точки зрения. «Пол» с педагогической точки зрения - это биосоциальное свойство человека. Биологическое свойство обусловлено генами, а социальное - проявлениями в поведении и действиях человека, которые являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей среды [3, с. 14].
Чтобы разграничить биологические и социальные характеристики пола в науку было введено такое понятие как «гендер». Гендер - это социальный пол, который зависит от социальных факторов и социальной организации общества.
Деятельность женщин и мужчин зависит не только от биологически половых отличий, но и может быть социально обусловлена. Понятие «гендер» включает в себя социальное взаимодействие между полами и процесс развития социально-половых ролей, а также совокупность поведенческих и культурных характеристик, определяющих социальное поведение женщин и мужчин. Понятие «гендер» определяется фемининностью (женственностью) и маскулинностью (мужетсвенностью). Базовым определением в «гендере», по мнению А.А.Чекалиной, является психологический пол. Она считает, что «гендер» - это социально-психологический пол человека, особенности его поведения, психологические характеристики, которые проявляются во время взаимодействия с обществом. В социальном смысле женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся в процессе систематизированного и целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать с раннего детства [5, с. 37].
Половая идентификация - это процесс формирования половой идентичности, отождествления себя с представителем определенного пола. Психологическое определение пола начинается с детства. Если женщина идентифицирует себя как женщину, а биологический мужчина - как мужчину, выбирают занятия в соответствии с полом, то можно говорить о ненарушенности половой идентификации пола [3, с. 44].
Половое воспитание совпадает с процессом половой социализации тех направленных и спонтанных действий, способствующих формированию мужчины и женщины во всем разнообразии их психологических и физиологических особенностей. По мнению Л.А.Арутюновой, половая социализация имеет три компонента: формирование представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение ценностных ориентаций и полоролевых предпочтений и форм поведения, соответствующих полу.
Также половое воспитание включает в себя подготовку обучающегося к сексуальной жизни, передачу ему соответствующей информации. Многими исследователями вопросов данного понятия выделяется нравственная основа полового воспитания, которая и должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на обучающегося, которые направлены на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола [11, с. 64].
Общество полностью определяет цели и задачи полового воспитания. Даже в сфере личной жизни человек находится в общества. Особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может успешно утвердить себя и в семье и личной жизни.
Задачей полового воспитания является гармоничное развитие подрастающего поколения, полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействие в укреплении физиологических и нравственных основ брака и семьи. Задачи полового воспитания охватывают все проблемы пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания [15, с 68].
Сферу полового воспитания составляют любые взаимоотношения представителей разного пола. К ним относятся не только такие отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения - в общественной жизни, в труде, в отдыхе. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но и нравственное поведение обучающихся, которые должны быть правильно воспитаны в половом отношении.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучением проблемы полового воспитания занимаются на протяжении долгого времени. Определения основополагающих понятий можно рассмотреть с педагогической, психологической, медицинской и других точек зрения.
1.2. Анализ источников специальной литературы по проблеме полового воспитания обучающихся с умственной отсталостью
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общей уровень интеллектуальности, то есть когнитивной, речевой, моторной и социальной дееспособности [17, с. 89].
Изучением категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводилось в работах Д.Н.Исаева, И.П.Петрище, Л.М.Шипициной, О.Шпек, и многих других.
Д.Н.Исаев и В.С.Коган в своих исследованиях занимались изучением особенностей психосексуального развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирование полоролевого поведения, осведомленности в вопросах пола, сексуальной ориентации и активности отличается от обучающихся с нормативным развитием. Поэтому половое развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заслуживает особого внимания. Из-за недоразвития познавательной деятельности и несформированности личности в целом у обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми. Каким бы не являлся уровень развития обучающегося, пол является основной характеристикой любого человека. Сознание обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развито не в соответствии с его возрастом. Но неверно было бы считать, что такого обучающегося необходимо ограждать от всех вопросов, связанных с полом [8, с. 46].
В процессе взросления человека, в том числе и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), происходят физиологические изменения организма в связи с гормональной перестройкой. Важно не пропустить этот момент и вовремя объяснить обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что такие изменения организма естественны. Необходимо помочь ему осознать суть появляющихся сексуальных чувств.
Вопросам полового воспитания уделяется недостаточное внимание. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зачастую оказываются в таком положении, когда необходимо почти целиком подавлять своё половое влечение. От этого обучающиеся становятся раздражительными и возбудимыми, так как их чувства не могут выйти наружу. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), достигшие половой зрелости, стремятся к любви и нежности, но это стремление почти всегда переходит в сексуальные действия. Обучающиеся являются уязвимой частью общества в патологии секса. Поэтому половое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обязательно должно осуществляться конкретными людьми [26, с. 35].
В качестве проводников в этой сфере воспитания могут быть не только семья, специалисты образовательных организаций, но и сверстники, средства массовой информации. Обучающиеся в подростковый возрастной период могут организовываться в группы, в которых они обсуждают многие темы, в том числе и вопросы, связанные с взаимоотношением полов. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в подростковый возрастной период отличаются внушаемостью, недостаточной сознательностью. Они с легкостью поддаются дурному примеру и негативному влиянию. У обучающихся подросткового возраста повышается сексуальная активность по мере приближения к половой зрелости. При недостаточном уровне половой воспитанности обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не знают к чему может привести ранние половые отношения, какие болезни могут передаваться половым путем и как себя вести при сексуальных домогательствах [13, с. 35].
Семейное воспитание имеет большое значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это связано с тем, что именно от семьи и близких людей зависит успешность коррекции и адаптации обучающегося. Большую значимость для воспитания обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет то, какая обстановка у него дома: отсутствие одного из родителей, алкоголизация родителей плохие социально-бытовые условия жизни. Обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в подростковый возрастной период необходимо помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. Семья может вознаграждать обучающегося за хорошее поведение. Такой метод должен использоваться в семье с раннего возраста обучающегося, задолго до полового созревания [13, с. 48].
Половое воспитание должно стать частью учебного процесса. В образовательной организации необходимо создать такое отношение, когда уважаются интимные чувства обучающихся. Это необходимо сделать из-за того, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеется потребность в интимных отношениях. Неудовлетворение этой потребности может привести к осложнениям не только у самих обучающихся подросткового возраста, но и у взрослых. Половое воспитание полезно и эффективно для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и никак не стимулирует раннее начало половой жизни. Обучающиеся получают достоверные знания на вопросы по проблеме взаимоотношений полов, становятся более осведомленными в вопросах пола [30, с. 93].
Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.
Половое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, которая способна адаптироваться в обществе путем усвоения норм, знаний, ценностных ориентаций связанных с вопросами пола.
Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями. Д.Н.Исаев и В.Е.Каган (1980) говорят о том, что мнение о частоте сексуальных преступлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень преувеличено. По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность обучающихся подросткового возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возрастает. Обучающиеся в разной мере осваивают моральные нормы, стараются управлять своим поведением [28, с. 61].
Можно сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Половое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в подростковый возрастной период относится к актуальным социальным проблемам общества и образования в целом.
Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Выводы по 1 главе
- Половое воспитание можно рассматривать как единство воспитательных и просветительных воздействий на обучающегося, которые направлены на овладение им нормами поведения, свойственным представителям его пола. Задачей полового воспитания является гармоничное развитие подрастающего поколения, полноценное формирование полового поведения и детородной функции, содействие укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
- Половое воспитание необходимо обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и требует особого внимания и помощи со стороны специалистов и семьи.
- Половое воспитание одно из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, которая способна адаптироваться в обществе путем усвоения норм, знаний, ценностных ориентаций связанных с проблемой пола.
Половое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в подростковый возрастной период относится к актуальным социальным проблемам общества и всего процесса образования в целом.