В современном мире постоянно увеличивается поток информации. Практика показывает, что информация, предлагаемая учащимся, должна быть краткой, отражать в себе суть предмета, а при её подаче необходимо использовать новые приёмы, которые заинтересуют учащихся и облегчат им запоминание материала.
Одна из причин потери интереса учащихся к изучению отдельных учебных предметов, а иногда и потери интереса к обучению в целом, кроется в чрезмерном увлечении компьютерными технологиями и зачастую их неуместным использованием во время урока. Однообразие применяемых в процессе обучения методов и средств снижает познавательный интерес обучающихся.
Система работы учителя по активизации учебной деятельности должна строиться с учетом постепенного, планомерного целенаправленного достижения желаемой цели - развития творческих познавательных способностей учащихся.
Б.И.Коротяев (1989) выделяет три основных уровня деятельности учащихся, направленной на усвоение компонентов содержания образования:
- репродуктивный - характеризуется выполнением действий по прямому указанию и предписанию учителя;
- частично-поисковый - осуществление частично-самостоятельного поиска решения проблемы; выполнение заданий на основе частичной перестройки ранее известных способов деятельности;
- творческий уровень - характеризуется применением знаний, которые до сих пор не были известны учащимся; проявлением умения самому увидеть проблему, сформулировать её, разработать и применить оригинальные способы её решения [4].
Методика преподавания биологии в школе в большинстве случаев основана на догматическом обучении - слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Вследствие такого обучения вопросы, требующие взгляд с иной или нескольких сторон зрения, ставят учащихся в тупик.
На сегодняшний день всё еще мало встречаются задания, несущие творческий подход решения проблемы. В основном данные задания нацелены на подготовку к олимпиадам или же на внеурочную деятельность [1].
Одним из основных способов преодоления догматического обучения биологии, является проблемное обучение. Данный вид обучения основывается на постановке перед учащимися проблемных ситуаций, которые в свою очередь должны быть решены самостоятельно или с помощью учителя. Проблемная ситуация - это психологическое состояние учащегося, при котором ему необходимо использовать уже имеющиеся метапредметные знания для поиска решения проблемы с иной стороны. При изучении психологической литературы было обнаружено наличие пяти этапов решения проблемных ситуаций:
1 - возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
2 - использование известных способов решения;
3 - расширение области поиска новых, ранее не используемых способов решения, нахождение нового принципа действия;
4 - реализация найденного принципа;
5 - проверка правильности решения [3].
Педагогу следует принять во внимание тот факт, что при применении проблемного подхода на уроке может возникнуть ряд трудностей: больше затрат времени, чем при обычном изложении материала; важно, чтобы учащиеся обладали определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит успешно найти решение поставленной задачи; от учителя требуется отличное знание предмета, гибкость и оперативность работы на уроке; поддержание своевременной обратной связи между учащимся и учителем.
Очевидные преимущества проблемного подхода:
- быстрое и успешное развитие различных навыков самостоятельной работы у учащихся;
- формирование умения нестандартно и творчески решать поставленные учебные задачи;
- положительное отношение учащихся к учебе;
- повышенный интерес к изучению биологической литературы для расширения познаний в этой науке [2].
Например, при изучении темы «Внешнее строение земноводных» целесообразно будет предложить учащимся самостоятельно ответить на вопрос: «Как и зачем лягушка использует два типа дыхания?».
При изучении темы «Антропогенез» предложить учащимся подумать о том, с какими проблемами столкнулось бы современное общество, если бы в процессе эволюции человеку не удалось одомашнить млекопитающих.
Данные примеры помогут учащимся нестандартно подойти к решению поставленной проблемы, используя метапредметные связи.
Таким образом, проблемное обучение реализует способности учащегося к творческому мышлению, исследовательской деятельности и самостоятельному изучению учебной и научной литературы.
Литература
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983.
- Коротяев, Б.И. Учение - процесс творческий [Текст]: кн. дня учителя / Б.И.Коротяев. - М.: Просвещение, 1989.
- Кулёв А.В. «Биология в школе», 2012 г., №6, «Развитие творческого мышления у школьников при обучении биологии».
- Мансурова С.Е. «Биология в школе», 2015 г., №9, «Учебные задания по биологии как средство развития познавательного интереса и формирования познавательных метапредметных умений».