Конкурс - это очень ответственное и волнительное выступление, которое требует огромного предварительного труда, сил, терпения и психического напряжения. Ребенок, участвующий в конкурсе, раскрывает свои творческие возможности, свой талант, учится не бояться публики, уверенно держаться на сцене. Участие в конкурсе развивает волю к победе и целеустремлённость, а также повышает самооценку и интерес к обучению Помимо этого, конкурс - это прекрасная возможность для развития ребёнка в исполнительском плане: показать свои умения и навыки на большой сцене, побороться за призы и награды, пообщаться со своими сверстниками из других городов и регионов, поделиться опытом, правильно оценить свои возможности.
А ещё конкурс - это много впечатлений, знакомство с новыми людьми, интересные экскурсии.
В музыкальном мире существует много разных профессий. Одна из них - концертмейстер - самая сложная, многогранная и очень востребованная профессия. Концертмейстер нужен везде: в музыкальных, общеобразовательных школах, дворцах культуры, театрах, музыкальных и педагогических учебных заведениях. Ни один концерт не состоится без длительной подготовительной работы с концертмейстером. Так кто же такой концертмейстер?
Многие словари дают такое определение: «Концертмейстер - пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и на концертах».
Однако, многие недооценивают роль концертмейстера в работе с солистами и творческими коллективами. Выдающийся английский певец и аккомпаниатор Дж.Мур, анализируя специфику работы концертмейстера, сетовал, что и сами солисты часто недооценивают роль концертмейстера. А ведь концертмейстер вместе с солистом участвует в создании художественного образа произведения на протяжении всего периода работы над ним, начиная с выбора программы и завершая совместным выступлением на экзамене, концерте или конкурсе. Концертмейстер и солист - это единое целое. Если представить солиста как здание, то аккомпанемент концертмейстера это фундамент этого здания, его основа.
Профессиональная деятельность концертмейстера требует от музыканта большого мастерства, знаний, высокого уровня художественной культуры и особого призвания, особенно в работе с подрастающим поколением. Ведь главные задачи концертмейстера -это развитие у детей художественного вкуса, расширение музыкально-образных представлений, воспитание творческой индивидуальности.
Знания и умения, которыми должен обладать концертмейстер в работе с вокалистами, достаточно многогранны.
Концертмейстер должен:
- хорошо владеть инструментом, профессионально исполнять музыкальный материал на уроках, зачётах, экзаменах, концертах, фестивалях и конкурсах
- владеть навыками игры в ансамбле
- знать и понимать основные дирижерские жесты
- уметь читать с листа
- уметь транспонировать музыкальные произведения
- уметь упрощать фактуру при необходимости, не нарушая замысла композитора
- уметь подобрать мелодию и аккомпанемент
- уметь находить верную трактовку произведения
- уметь играть по буквенной системе
Также современному концертмейстеру необходимо уметь использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии и оборудование: ноутбук, аудио, видеотехнику, интернет-ресурсы, текстовые, музыкальные редакторы, цифровой музыкальный инструмент.
Необходимо также отметить психологические качества, которыми должен обладать концертмейстер. Условно их можно разделить на два комплекса. Первый комплекс психологических качеств необходим концертмейстеру для исполнительской деятельности. Это прежде всего высокая работоспособность, мобильность и быстрота реакции, внимание, хорошая память, находчивость в неожиданных ситуациях, воля и самообладание. А второй нужен для успешного сотрудничества с солистом и преподавателем. Это умение заинтересовать детей на уроках и выступлениях, готовность сотрудничать, ответственность, заинтересованность в конечном результате совместной работы, педагогический такт и чуткость.
Для успешной работы, как с солистом, так и в хоровом классе, важен творческий контакт преподавателя и концертмейстера. В совместной работе концертмейстер должен знать особенности творческого мышления преподавателя, принимать его трактовку музыкального произведения. В свою очередь преподаватель должен с уважением относиться к мнению концертмейстера.
Во время самостоятельной работы (без преподавателя) концертмейстер распевает солиста, разучивает с ним вокальную строчку, следит за точным исполнением нотного текста и ритмического рисунка, артикуляцией, фразировкой, дыханием. Разучивая произведение с вокалистом, концертмейстер следит за выполнением указаний преподавателя и контролирует качество исполнения, подсказывает приёмы для преодоления возникших трудностей. При совместной работе с руководителем, концертмейстер должен быстро и точно реагировать на его замечания, понимать и выполнять указания педагога, следить за интонацией солиста, если понадобится, подыгрывать мелодию нового произведения, не теряя фактуры аккомпанемента. На начальном этапе работы над произведением пианисту нужно заинтересовать обучающегося. Для этого нужно уметь исполнить вокальную строчку и аккомпанемент вместе, при этом точно передать нотный текст и создать художественный образ. Здесь концертмейстеру необходим не только навык чтения с листа, но также навык игры в три строчки. При работе с солистом, концертмейстеру необходимо вникать в поэтический текст, т.к. образное содержание вокального произведения раскрывается, помимо музыки, ещё и через слово.
Публичное концертное выступление является итогом и показателем всей предшествующей работы обучающегося, преподавателя и концертмейстера. Поэтому подготовка к итоговому открытому занятию, фестивалю и конкурсу - это важный момент в образовательном процессе. Здесь большая ответственность ложится и на педагога, и на концертмейстера, ведь нужно максимально подготовить ребенка к выступлению и создать комфортные условия на сцене.
Перед выступлением всем людям свойственно волнение, даже величайшим артистам. Все волнуются и в процессе выступления, это естественное состояние. Задача преподавателя и концертмейстера уменьшить волнение у обучающегося и, главное, обернуть его в свою пользу. Существует несколько способов, которые помогут подготовить ученика к выступлению и снизить сценическое волнение.
Один из них это- беседа. Поговорить о волнении можно на одном из занятий. В беседе педагог должен объяснить учащимся, что волнение - это нормально, что волнение, есть признак неравнодушия к тому, что ты делаешь и волноваться нужно не по поводу самого выступления перед публикой, а по поводу того, как лучше исполнить, «донести», содержание исполняемого произведения.
Другой способ снизить волнение - прослушать произведение в классе перед учениками, преподавателями, родителями.
Также полезен и метод репетиции на камеру, с последующим анализом. Видеозапись даёт возможность прослушать, просмотреть выступление, увидеть его со стороны и провести работу над ошибками. Этот метод полезен и солисту, и концертмейстеру. Если с точки зрения исполнения произведения всё замечательно, то со сценической точки зрения могут быть недочёты, которые не заметны в процессе работы.
Дыхательные упражнения также помогут снять напряжение. Дышать следует так: сделать медленно глубокий вдох через нос, задержать дыхание и спокойно выдохнуть через рот; отдохнуть и повторить цикл. Перерыв между циклами каждый раз нужно удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на сцену и на самой сцене до начала исполнения.
Очень важно, чтобы у ребенка перед выступлением был позитивный настрой. У него не должно быть сомнений в успехе!
Преподавателю и концертмейстеру нельзя показывать своё волнение, чтобы не заразить им юных исполнителей. После выступления нужно обязательно отметить положительные стороны исполнения, похвалить и поддержать обучающегося. Отмечая положительные моменты выступления, преподаватель и концертмейстер способствуют более свободному поведению юных артистов на сцене, развитию их артистизма.
Участие солиста в концертах и конкурсах - это лучшее лекарство от боязни сцены. Никакие советы не заменят собственного опыта участия в подобных мероприятиях. Необходимо давать возможность обучающимся показывать свои умения на различных концертных площадках: детские сады, общеобразовательные школы, родительские собрания, городские мероприятия тематические концерты. Большое количество совместных выступлений уменьшает у учащихся боязнь сцены, воспитывает уверенность в своих силах, рождает доверие к концертмейстеру.
Литература
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. - М.: Радуга 1987.
- Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста - СПб.: Планета музыки, 2019.
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе (Размышления педагога) - М.: Музыка 1996.
Интернет-ресурсы
- https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/v-sfere-obrazovaniia/dolzhnosti-pedagogicheskikh-rabotnikov/kontcertmeister-obj1148.html (Дата обращения - февраль 2020.)
- http://slovariki.org/muzykalnyj-slovar/236 (Дата обращения - февраль 2020.)
- https://mirznanii.com/a/316891/psikhotekhnika-kontsertmeystera-khora/(Дата обращения - февраль 2020.)