Интегральная технология

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

  1. Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
  2. Быстро и объективно проверять знания учащихся.
  3. Сделать изучение нового материала максимально понятным.
  4. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
  5. Наладить дисциплину на своих уроках.
  6. Получить возможность работать творчески.

Хотите стать таким учителем? Используйте интегральную технологию.

Интегральная образовательная технология является технологией четвёртого поколения и сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

Интегральная образовательная технология базируется на планировании результатов обучения и использования целостного комплекса средств обучения, использует весь набор методов обучения и широкий спектр организационных форм уроков.

Ранее интегральную технологию воспринимали как комплекс лекционных занятий, семинаров и практик. В современных условиях это понятие значительно расширилось во многом благодаря изысканиям и обобщению опыта доктором пед. наук, профессором, заведущим кафедрой образовательной технологии АПКиППРО г. Москва Гузееву В.В.

Преобладающие формы обучения: лекция, практикум, семинар, семинар-практикум.

Преобладающие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, широко используется проектный метод. [1] (Приложение 1, Диаграмма 1)

Основной принцип заключается в том, что раздел материала изучается блоками, среди которых обязательно должен быть блок повторения и закрепления материала. [2]

Типовой блок уроков содержит:

  • вводное занятие;
  • изучение нового материала обязательного объёма;
  • тренинг - минимум;
  • изучение нового материала дополнительного объёма;
  • закрепление (семинар-практикум);
  • повторение;
  • контроль. [2] (Приложение 1, Таблица 1)

Можно заметить, что все уроки в рассмотренных модулях относительно мало зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут готовиться задолго до их проведения. В этом смысле можно использовать конспекты многолетней давности: если когда-то учителю удалось найти хорошие примеры, приёмы, задачи и все это продолжает работать, то нет оснований отказываться от таких разработок ради «свежести» как таковой. [3]

Особо хочется сказать о том, какое место автор технологии отводит домашним заданиям. В рассмотренных структурах уроков можно было обнаружить отсутствие задавания на дом и проверки домашних заданий. Это отражение особенностей домашней работы учащихся в интегральной технологии, в которой домашние задания с урока на урок почти не встречаются, а если задаются, то не обязательно всем - может быть всего нескольким ученикам в классе, но проверяются обязательно у каждого ученика, которому задаются. Эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале. Домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объём) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу после того, как изложено основное содержание материала и даны образцы решения задач минимального уровня.

Само задание представляет собой множество задач, состоящее из трёх частей: Минимум, Уровень I, Уровень 2 (для учеников Уровень 1 - "на четыре", Уровень 2 - ""на пять"). Одновременно с заданием сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним - урок коррекции, и изучение темы закончится.

Оценивание обучающихся происходит по накопительному принципу с использованием большого количества карт-заданий, тестов, практикумов.

В заключение описания интегральной технологии - несколько слов о компьютерной поддержке. Эта технология - одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым.

Компьютер используется как обучающая машина, применяется как средство усиления интеллекта.

Заметим всё-таки, что отсутствие компьютеров делает работу учителя более трудоёмкой, но ничего не портит. И вообще замечено, что в интегральной технологии почти ничего нельзя испортить, поскольку отказ в силу каких-либо причин от некоторых её элементов чаще всего просто приводит к какой-нибудь из существующих и вполне эффективных технологий. [2]

Кроме того, важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом и информационных машин, а также средств коммуникаций, к частности - телекоммуникаций.

Нелишне заметить, что при наличии соответствующего программного обеспечения компьютер заметно облегчает и работу учителя. Очень полезной может оказаться база данных по задачам.

Для диагностики целей планирования необходим перечень конкретных умений, который обычно используют для представления типовых задач. [3] (Приложение 1, Таблица 2)

Ясно, что название интегральная технология проходит от латинского слова, означающего целостность, неразрывность. В локальных экспериментах была показана применимость интегральной технологии к большинству предметов с ведущими компонентами "знание" и "способ деятельности". Есть основания предполагать, что эта технология эффективна для всех предметов школьного учебного плана - как существующих, так и вновь создаваемых. [3]

Список источников информации

  1. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/intieghral-naia-tiekhnologhiia - суперспособности педагогов, интегральная технология
  2. http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch5/glava_5.html - Г.В.Лаврентьев, Н.Б.Лаврентьева, Н.А.Неудахина, Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2)
  3. http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch5/glava_5_4.html - Г.В.Лаврентьев, Н.Б.Лаврентьева, Н.А.Неудахина, Завершающая часть блока. Домашняя работа учащихся. Оценочная система интегральной технологии