Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности ребенка. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Её значение: активизирует воспитанников; повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества; максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
1. В своей работе использую игровые методы и приемы в обучении детей:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- воображаемая ситуация,
- игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
- Внесение игрушек,
- Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
- Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
- сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
- Внезапность появления, исчезновение игрушки.
- Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
- Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
- Интригующие обстановки.
- Введение элементов соревнований, загадывание загадок, выполнение воспитателем различных игровых действий, создание игровой ситуации
2. Словесные методы и приемы:
- Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
- Разговор, беседа.
- Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
- Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
- Просьба произнести, сказать слово (это платье).
- Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
- Подсказывание нужного слова.
- Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
- Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
Вопросы.
- Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
- Повторение слова за воспитателем.
- Пояснение.
- Напоминание.
- Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
- Упражнения (оказание помощи).
- Совместные действия воспитателя и ребенка.
- Выполнение поручений.
4. Наглядные методы и приемы:
- Показ предметов, игрушек.
- Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- Рассматривание живых объектов.
- Показ образца.
- Использование кукольного театра, теневого, настольного
Приемы:
- Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
- Показ с называнием (это кролик).
- Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
- Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
- Многократное повторение слова.
- Активное действие детей.
- Приближение объекта к детям.
- Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
- Художественное слово.
- Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
- Выполнение игровых действий.
В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли.
Для воспитанников младших групп (2-4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.