Игровые технологии

Разделы: Общепедагогические технологии


Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности ребенка. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве она становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Её значение: активизирует воспитанников; повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества; максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

1. В своей работе использую игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры,
  • подвижные игры,
  • воображаемая ситуация,
  • игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

  • Внесение игрушек,
  • Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
  • Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
  • сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
  • Внезапность появления, исчезновение игрушки.
  • Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
  • Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
  • Интригующие обстановки.
  • Введение элементов соревнований, загадывание загадок, выполнение воспитателем различных игровых действий, создание игровой ситуации

2. Словесные методы и приемы:

  • Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
  • Разговор, беседа.
  • Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье).
  • Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

Вопросы.

  • Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

  • Упражнения (оказание помощи).
  • Совместные действия воспитателя и ребенка.
  • Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

  • Показ предметов, игрушек.
  • Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
  • Рассматривание живых объектов.
  • Показ образца.
  • Использование кукольного театра, теневого, настольного

Приемы:

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик).
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
  • Выполнение игровых действий.

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли.

Для воспитанников младших групп (2-4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.