Кто же такие слабоуспевающие ученики? Слабоуспевающий - это обучающийся, который показал в течение четверти (или более длительного периода) низкий уровень и качество подготовки по предмету (предметам), имеющий более трех неудовлетворительных текущих оценок по предмету (нескольким предметам) в течение четверти, ликвидировавший их к концу четверти и успешно прошедший промежуточную аттестацию. В каждой школе и практически в каждом классе есть такие ученики. Почему же это такое частое явление и в чем основные причины слабой успеваемости? На мой взгляд, это:
- недостаточно высокий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). На это очень часто влияют обстоятельства жизни ребенка в семье (например, социально неблагополучная семья).
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с таким диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и другие причины.
- неправильно сформированные жизненные приоритеты, отношение к учебе как к чему-то второстепенному, не главному, непонимание общественной значимости образования и его роли в будущей карьере.
- интеллектуальная пассивность как особенность психологического развития ребенка
- элементарная лень и т.д.
Формы проявления слабой успеваемости также различны. Это и небрежность и недобросовестность в выполнении учебных требований, и невыполненные или частично выполненные домашние задания, и неаккуратное обращение с учебными пособиями, и частое «забывание» дома тетрадей и т.д.
В этой статье я хочу поделиться тем, как я на практике провожу работу с такими учениками на уроках обществознания, используя не только воспроизводящие задания, но и игровые, и творческие.
- Работа с иллюстрациями учебника. Безусловно, этот прием работы наиболее целесообразен при изучении обществознания в 6- и 7-х классах. Например, предлагаю ребятам иллюстрацию и формулирую ключевые вопросы к ним. Это могут быть как просто вопросы, так и задания в виде теста. Учебники под редакцией Л.Н.Боголюбова содержат большое количество подобного иллюстративного материала, но можно применять и дополнительный материал.
- Работа с понятиями. Предлагаю ребятам понятие и несколько слов на выбор. Они должны к понятию подобрать нужный и ответ и прикрепить или написать его. Также я применяю такой приём работы - на усвоение терминов. Разрезаю его на отдельные слова, и ученик должен из них составить определение.
- Работа с таблицами. В данном способе работы с обучающимися, я предлагаю заполнить таблицу с уже указанными мною простыми уточняющими вопросами, на которые даются короткие конкретные ответы. Например, в 7 классе при изучении темы «Виды и формы бизнеса» можно попросить слабоуспевающих учеников заполнить таблицу на виды бизнеса (производственный, финансовый, торговый, страховой, посреднический).
- Работа с короткими видеороликами по теме урока. Мною продуманно отбираются ролики, они должны быть цельными и несложно сформулированными в плане текстового сопровождения видеосюжета. С такими роликами активно работают абсолютно все ребята. Вопросы формулирую четко по увиденному материалу. Например, при изучении темы «На пути к жизненному успеху» в 6 классе и просмотре ролика на эту тему можно спросить слабых учеников о том, кого лично они считают успешным человеком, есть ли конкретные примеры таких людей в их окружении и т.д.
- Использование индивидуальных мини-проектов в качестве опережающих заданий. Накануне изучения определенной темы раздаю таким ученикам не очень сложные мини-проекты на 5 минут выступления. Это развивает у слабых учеников монологическую речь, учит выступать перед классом и т.д. Например, в 6 классе при изучении темы «Человек и его деятельность» один ученик рассказывает про игру как вид деятельности, второй про труд, третий про учение, четвертый про общение.
Таким образом, описанные мной приемы позволяют слабоуспевающим ученикам на уроках обществознания получить дополнительную оценку, довольно легко исправить неудовлетворительные отметки и повысить балл по предмету, а самое, на мой взгляд, главное, не чувствовать свою неуспешность , а, наоборот, стать активным участником образовательного процесса и наравне с сильными учениками усваивать знания.