Реализация компетентностного подхода на уроках химии

Разделы: Химия


Задача образования на современном этане развития общества - формирование компетенций, востребованных в профессиональной и бытовой сфере. Ведь ни для кого не секрет, что выпускник общеобразовательной школы, имеющий в аттестате "4" или "5" по химии, сталкиваясь с химическими веществами в повседневной жизни, испытывает затруднения. А порой не может даже грамотно прочитать этикетку на каком-либо изделии или флаконе со средством бытовой химии. Научить молодого человека обращению с химическими веществами, которые встретятся ему в быту, в повседневной жизни - первостепенная задача учителя химии. В настоящее время большое внимание уделяется формированию компетенции в рамках профильного образования по какому-либо предмету. Но если ребенок выбрал гуманитарный или экономический профиль, это не говорит о том, что в повседневной жизни он не столкнется с химическими веществами. Поэтому в классах нехимической направленности особенно важно научить молодых людей применению химических знании в быту, в нестандартных жизненных ситуациях, сформировать определенные компетенции.

Компетенции связаны со способностью целевого осмысленного при­менения учеником комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. Компетенции метапредметны, то есть через отдельные элементы или целостно они присутствуют и различных образовательных областях. Компетенции характеризуют деятельностный компонент образования. Освоение определенной совокупности действий - условие формирования компетентности в любой области.

Целью гуманитарного образования является не только передача со­вокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также к формированию гуманистических ценностей.

Для решения этой задачи можно смело использовать на уроках химии в классах гуманитарного профиля приемы и методы технологии развития критического мышления. Так. например, при изучении темы «Карбоновые кислоты», можно активизировать знания учащихся, попросив их составить кластеры. Кластеры - это ассоциации, которые возникают у ребят, когда они слышат слово «кислота». Так как ребята изучали состав и химические свойства минеральных кислот в курсе химии в 8 классе, задание не вызывает у них затруднений. Все кластеры записываются на доске и группируются по смыслу. В итоге у учащихся складывается целостное представление о кислотах как электролитах, при диссоциации которых из катионов образуются только ионы водорода. Учитель подчеркивает, что все перечисленные кластеры можно смело отнести не только к минеральным, но и к органическим кислотам. Доказать это можно при проведении лабораторных опытов с соляной и уксусной кислотами. Таким образом, обращается внимание на взаимосвязь между неорганическими и орга­ническими веществами и обеспечивается плавный переход к изучению нового материала.

При изучении нового материала можно использовать такой прием, как инсерт-маркировка текста. Ребятам предлагается прочитать текст па­раграфа в учебнике и проставить на полях карандашом метки: «V», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+» если то, что вы читаете, является для вас новым; «?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подроб­ные сведения по данному вопросу. Этот прием работает на стадии осмысления. Технологический прием «инсерт» делает зримым процесс накопле­ния информации, путь от «старого» к «новому». Важным этапом работы является обсуждение маркировки текста. Важно, чтобы каждый ученик получил разъяснения тех вопросов, которые ему были изначально непо­нятны. Причем, лучше, если разъяснять будут одноклассники, а учитель просто руководит процессом и следит за тем, чтобы ученики не пошли по ложному следу.

На завершающем этапе урока для закрепления материала можно использовать прием «Синквейн», а также предложить учащимся нестандартные задачи.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка - тема синквейна заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка образована гремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты ис­пользования и других частей речи.

Написание синквейна является формой свободного творчества, тpeбующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Оставшуюся часть урока можно посвятить решению нестандартных задач по теме, например:

  • некоторые хозяйки перед варкой варенья обрабатывают кислые яблоки, например антоновские, слабым раствором пищевой соды. Это делается для того, чтобы яблоки не потемнели и не разварились. Как это отразится на пищевой ценности варенья?
  • в быту для удаления накипи применяют специальное средство - адипиновую кислоту, но если ее нет, пользуются уксусной кислотой. Многие хозяйки знают, что накипь хорошо растворяется с помощью перекисших хлебного кваса, чайного гриба, соков красной смородины, крыжовника, отвара щавеля. Можно использовать для этой цели и маринад, который остался в банке от консервированных томатов. При этом маринад быстрее и эффективнее удаляет накипь, чем чистая уксусная кислота, хотя концентрация уксуса в маринаде небольшая. Как можно объяснить эффективность этих природных «антинакипинов»? И какое еще применение в быту можно найти для перечисленных жидкостей?
  • для лечения малокровия (пониженного содержания в крови гемоглобина) издавна применяют препараты железа, а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?

Такие задачи можно давать учащимся и в качестве домашнего задания. Это повысит интерес к предмету и наглядно покажет учащимся связь химии с жизнью, то есть формирует функциональную грамотность.

Таким образом, базовый курс органической химии в средней школе - это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства для формирования основных компетенций.