Задача образования на современном этане развития общества - формирование компетенций, востребованных в профессиональной и бытовой сфере. Ведь ни для кого не секрет, что выпускник общеобразовательной школы, имеющий в аттестате "4" или "5" по химии, сталкиваясь с химическими веществами в повседневной жизни, испытывает затруднения. А порой не может даже грамотно прочитать этикетку на каком-либо изделии или флаконе со средством бытовой химии. Научить молодого человека обращению с химическими веществами, которые встретятся ему в быту, в повседневной жизни - первостепенная задача учителя химии. В настоящее время большое внимание уделяется формированию компетенции в рамках профильного образования по какому-либо предмету. Но если ребенок выбрал гуманитарный или экономический профиль, это не говорит о том, что в повседневной жизни он не столкнется с химическими веществами. Поэтому в классах нехимической направленности особенно важно научить молодых людей применению химических знании в быту, в нестандартных жизненных ситуациях, сформировать определенные компетенции.
Компетенции связаны со способностью целевого осмысленного применения учеником комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. Компетенции метапредметны, то есть через отдельные элементы или целостно они присутствуют и различных образовательных областях. Компетенции характеризуют деятельностный компонент образования. Освоение определенной совокупности действий - условие формирования компетентности в любой области.
Целью гуманитарного образования является не только передача совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также к формированию гуманистических ценностей.
Для решения этой задачи можно смело использовать на уроках химии в классах гуманитарного профиля приемы и методы технологии развития критического мышления. Так. например, при изучении темы «Карбоновые кислоты», можно активизировать знания учащихся, попросив их составить кластеры. Кластеры - это ассоциации, которые возникают у ребят, когда они слышат слово «кислота». Так как ребята изучали состав и химические свойства минеральных кислот в курсе химии в 8 классе, задание не вызывает у них затруднений. Все кластеры записываются на доске и группируются по смыслу. В итоге у учащихся складывается целостное представление о кислотах как электролитах, при диссоциации которых из катионов образуются только ионы водорода. Учитель подчеркивает, что все перечисленные кластеры можно смело отнести не только к минеральным, но и к органическим кислотам. Доказать это можно при проведении лабораторных опытов с соляной и уксусной кислотами. Таким образом, обращается внимание на взаимосвязь между неорганическими и органическими веществами и обеспечивается плавный переход к изучению нового материала.
При изучении нового материала можно использовать такой прием, как инсерт-маркировка текста. Ребятам предлагается прочитать текст параграфа в учебнике и проставить на полях карандашом метки: «V», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+» если то, что вы читаете, является для вас новым; «?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Этот прием работает на стадии осмысления. Технологический прием «инсерт» делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» к «новому». Важным этапом работы является обсуждение маркировки текста. Важно, чтобы каждый ученик получил разъяснения тех вопросов, которые ему были изначально непонятны. Причем, лучше, если разъяснять будут одноклассники, а учитель просто руководит процессом и следит за тем, чтобы ученики не пошли по ложному следу.
На завершающем этапе урока для закрепления материала можно использовать прием «Синквейн», а также предложить учащимся нестандартные задачи.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
- Первая строка - тема синквейна заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка образована гремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка - одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Написание синквейна является формой свободного творчества, тpeбующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Оставшуюся часть урока можно посвятить решению нестандартных задач по теме, например:
- некоторые хозяйки перед варкой варенья обрабатывают кислые яблоки, например антоновские, слабым раствором пищевой соды. Это делается для того, чтобы яблоки не потемнели и не разварились. Как это отразится на пищевой ценности варенья?
- в быту для удаления накипи применяют специальное средство - адипиновую кислоту, но если ее нет, пользуются уксусной кислотой. Многие хозяйки знают, что накипь хорошо растворяется с помощью перекисших хлебного кваса, чайного гриба, соков красной смородины, крыжовника, отвара щавеля. Можно использовать для этой цели и маринад, который остался в банке от консервированных томатов. При этом маринад быстрее и эффективнее удаляет накипь, чем чистая уксусная кислота, хотя концентрация уксуса в маринаде небольшая. Как можно объяснить эффективность этих природных «антинакипинов»? И какое еще применение в быту можно найти для перечисленных жидкостей?
- для лечения малокровия (пониженного содержания в крови гемоглобина) издавна применяют препараты железа, а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?
Такие задачи можно давать учащимся и в качестве домашнего задания. Это повысит интерес к предмету и наглядно покажет учащимся связь химии с жизнью, то есть формирует функциональную грамотность.
Таким образом, базовый курс органической химии в средней школе - это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства для формирования основных компетенций.