Тема
|
Правила дорожного движения.
|
Тип урока
|
Систематизация и обобщение знаний и умений.
|
Вид урока:
|
Проектная деятельность
|
Цель урока
|
Достижение планируемых результатов универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных) в результате систематизации знаний учащихся о дорожной безопасности, причинах дорожно-транспортных происшествий, усвоения правил личной безопасности при дорожном движении. Сформировать убеждение в необходимости соблюдать эти правила.
|
Задачи урока:
|
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: принятие новых ценностей, нравственных норм:
- формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности;
- формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметных: освоение способов деятельности, навыков самоорганизации:
-
познавательные: формулировать новые знания совместными групповыми усилиями; владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
- .регулятивные: преобразовывать совместными усилиями учебно-познавательную задачу в практическую; искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы;
-
коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить связное монологическое высказывание, выражать свои мысли; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Предметных: приобретение знаний и умений по Основам безопасности жизнедеятельности:
- развить умение воспринимать и усваивать информацию;
- актуализировать понятия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- научиться применять правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
|
Основные понятия
|
Опасная ситуация, чрезвычайная ситуация, дорожная безопасность, безопасность участников дорожного движения, причины дорожно-транспортных происшествий, безопасное поведение на дороге.
|
Решаемые проблемы
|
Уменьшение случаев ДТП в результате регулярного изучения и соблюдения правил дорожного движения.
|
Деятельностный компонент урока
|
Уметь:
- действовать с целью обеспечения безопасности в различных обстоятельствах при дорожном движении (коллективный проект «Соблюдение правил дорожной безопасности участниками дорожного движения»;
- действия очевидцев дорожно-транспортного происшествия.
|
Формы обучения
|
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
|
Технологии обучения
|
Технология проектного обучения, технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.
|
Приемы обучения
|
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
|
Эмоционально-ценностный компонент урока
|
Знакомство с интересными историческими фактами в области дорожного движения.
|
Оборудование
|
компьютер, проектор, экран, телефон,
карточки для выполнения заданий, карточки самоконтроля, карточки для рефлексии, учебник.
|
Реализуемая программа
|
Примерная рабочая программа основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности (для 8-9 классов образовательных организаций) Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г.
|
УМК
|
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 классы под научной редакцией Ю.С.Шойгу, Москва: "Просвещение", 2022.
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечание
|
Организационный момент
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Деление класса на 5 групп (списочный состав групп определен заранее в зависимости от успеваемости). Выбирается старший группы.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
|
1.Постановка цели и задач урока. Вхождение в тему. Организация актуализации изученных понятий для построения новых знаний
|
Цель этапа: проверить уровень ранее полученных знаний, создание условий для возникновения у учащихся внутренней готовности включения в учебную деятельность, определения темы урока.
Организация учебного процесса на этапе 1
На предыдущих уроках мы говорили, что в процессе жизнедеятельности человека всегда существуют опасности. Это может быть опасная ситуация, чрезвычайная ситуация. В чем отличие опасной ситуации от чрезвычайной?
ЧС могут быть природного, техногенного, социального характера.
Какие ЧС техногенного характера вы знаете?
Сегодня мы поговорим о ЧС техногенного характера.
О чем мы будем сегодня говорить?
Аварийность на этом виде транспорта характеризуется более высокой степенью риска гибели.
Итак, мы поговорим о дорожной безопасности, о правилах поведения на дороге участников дорожного движения.
(тема урока на слайде) проблемное обучение, ИКТ-технологии
|
Формулируют ответы на вопросы учителя, определяют тему урока.
|
Слайд 1.
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
|
Организация учебного процесса на этапе 2
Итак, мы поговорим о дорожной безопасности, о правилах поведения на дороге участников дорожного движения, о предупреждении дорожно-транспортных происшествий.
Что называется дорожно-транспортным происшествием? Затруднение в ответе.
Чтобы быть более точными, мы сами постараемся вывести определение, что такое дорожно-транспортное происшествие.
Пример: это происшествие, которое произошло где? В процессе движения чего? Каковы последствия этого происшествия?
Определение: Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения либо причинен иной материальный ущерб.
Мы только что вывели с вами определение. Соотнесем наше определение с определением на слайде.
В определении сказано, что в результате дорожно-транспортного происшествия могут произойти ранения и гибель людей. Следовательно, дорожно-транспортное происшествие создает опасность для жизни людей. Что нужно предпринять для профилактики дорожно-транспортного происшествия?
Итак, мы подошли к цели нашего урока: разобраться в причинах дорожно-транспортных происшествий, иначе говоря, в усвоении правил личной безопасности при дорожном движении.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся при помощи учителя дают определение ДТП. Соотносят свое определение с определением на слайде.
Записывают определение в тетрадь
|
Слайд 2.
|
3. Выявление затруднения и определение целей урока
|
Цель этапа: зафиксировать затруднение для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Формулирование темы урока.
В определении сказано, что в результате дорожно-транспортного происшествия могут произойти ранения и гибель людей. Следовательно, дорожно-транспортное происшествие создает опасность для жизни людей. Что нужно предпринять для профилактики дорожно-транспортного происшествия?
Итак, мы подошли к цели нашего урока: разобраться в причинах дорожно-транспортных происшествий, иначе говоря, в усвоении правил личной безопасности при дорожном движении участниками дорожного движения. проблемное обучение
Поэтому мы должны позаботиться о чем? Правильно, о безопасности. Значит, продолжение темы нашего урока - дорожная безопасность, безопасность участников дорожного движения.
Мы знаем основное правило ОБЖ:
- Предвидеть опасность.
- По возможности избегать ее.
- При необходимости действовать.
ИКТ-технологии.
Чтобы использовать основное правило ОБЖ для реализации поставленных целей давайте подумаем, все ли для нас здесь знакомо в плане безопасности дорожного движения?
Предвидеть опасность - частично знаем.
По возможности избегать ее? - это труднее.
Как правильно действовать? - есть затруднения.
|
Выделяют затруднения, на основании которого учащиеся формулируют цели урока.
Обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
|
.
Слайд 3.
|
4. Выход из затруднения в результате реали зации целей учебной деятельности на основе технологии проектного обучения
|
Цель этапа: реализация целей учебной деятельности на основе технологии проектного обучения.
Организация учебного процесса на этапе 4
Используя основное правило ОБЖ приступаем к работе над проектом «Дорога безопасности». Проектная деятельность
Класс делится на группы для выполнения проектного задания: Безопасность велосипедиста. Безопасность пешехода. Безопасность пассажира. Действия очевидца ДТП. Интересные факты по теме проекта
Выполнение разноуровневых заданий:
1-я группа. Ребята (учатся на «4» - «3») составляют памятку «Безопасность велосипедиста» следуя первому правилу безопасной жизни «предвидеть опасность» при решении ситуационной задачи на с. 97 темы №4. и выполняют практическое задание «Сигналы велосипедиста» на с. 95.
2-я группа. Ребята (учатся на «4» - «5»), пишут правила личной безопасности пешехода при переходе проезжей части по пешеходному переходу при решении ситуационной задачи на с.81 темы №2. и снимают видеоролик на тему «Правила перехода проезжей части»
3-я группа. Ребята (учатся на «4» - «5») составляют памятку «Правила поведения пассажиров» (стр.87 тема 3) и презентацию на тему «Ремень безопасности - залог безопасности» (учебник тема №3)
4-я группа. Ребята (учатся на «3»), составление схемы алгоритма вызова экстренных служб, если стали очевидцем ДТП.
5-я группа. Интересные факты по теме «Дорожная безопасность и безопасность участников дорожного движения» (с.72 - 103 темы №1-5)
При защите выполнения заданий по группам представляют интересные факты по теме сообщения.
|
Составление учащимися плана действий.
Получают информацию в учебнике, необходимую для выполнения работы, предложенной группе, выслушивают мнение членов группы, обсуждают, формулируют выводы и готовят продукт работы.
Наиболее трудоемкие задания выполняются как опережающие домашние задания и представляются при защите проекта.
|
|
Физкультминутка
|
Упражнения для глаз.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
|
Выполняют упражнение 2-3 раза.
|
|
5. Реализация выполненного проекта. Закрепление новых знаний
|
Цель этапа: Представление выполненного проекта в форме коллажа, что способствует закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 5
Контролирует и корректирует защиту подготовленных памяток при оформлении их форме коллажа и практических заданий по заданным темам проекта с проговариванием у доски.
Контролирует формирование у учащихся практического навыка:
- алгоритм вызова экстренных служб с использованием телефонного аппарата (Соотнесение алгоритма голосового вызова экстренных служб с алгоритмом на слайде);
- выполнение практического задания «Сигналы велосипедиста»;
- показ видеоролика на тему «Правила перехода проезжей части»;
- презентацию на тему «Ремень безопасности - залог безопасности».
Активизирует деятельность учащихся класса.
|
Анализируют, сопоставляют и обобщают.
Оформляют подготовленные памятки по заданным темам на листе ватмана на доске с проговариванием, отвечают на вопросы обучающихся.
Представляют выполненные практические задания.
|
На листе ватмана располагают памятки безопасности по заданным темам.
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 6
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Как вы считаете, мы справились?
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Урок был полезен?
Да (красные карточки) Нет (коричневые)
|
Соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, заполняя карточку самоконтроля.
|
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Домашнее задание на слайде.
1) тема 5 с.103 - задание №1 (устно)
2) тема 5 с.102 - составить памятку «Действия по предупреждению ДТП в общественном транспорте»
Выполнение заданий 1 или 2 - оценка «4»
Выполнение заданий 1, 2 - оценка «5»
При выполнении заданий возможно использование интернет-ресурсов.
|
Записывают домашнее задание в дневник.
|
Слайд 4.
|