(1-слайд)
Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе
(2-слайд)
«Что ждёт меня в школе?»
Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов… А школа - это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности? Именно речевой готовности к школьному обучению посвящено моё выступление.
Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде, чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.
Часто родители считают, что раз их ребёнок правильно произносит все звуки, то и проблем речевых у ребёнка быть не может. Но давайте представим нашу речь как систему. И эта система похожа на айсберг, где произношение - это его видимая над водой часть. Но это лишь малая часть, она основана на других более значимых составляющих. От того, насколько они сформированы у ребёнка, зависит его дальнейшее успешное обучение в школе чтению и письму.
(3-слайд)
У дошкольника должны быть сформированы следующие навыки:
1. Звуковая сторона речи усвоена.
Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.
2. Правильно произносит слова сложной слоговой структуры.
Не "проглатываются" и не меняются местами слоги, неискажается слоговой состав.
Пример: велапидист (велосипедист), иструменты (инструменты), фикульстура (физкультура).
(4-слайд)
3. Сформированы фонематические процессы.
Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие(с-ц, с-ш, з-ж…), звонкие-глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).
(5-7 слайд)
4. Проводит языковой анализ и синтез.
Может определить, сколько звуков в слове, назвать 2-й, 4-й,1-й, последний звук, «соседей» заданного звука; может определить количество слогов в одно-, 2-х, 3-х сложных словах.
(8-слайд)
5. Умеет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении.
Примерные задания: - Рассмотри картинки. Составь по каждой картинке предложения.
- Сосчитай, сколько слов в предложениях:
День был тёплый. Около дома росла высокая берёза.
- Составь предложения из ряда слов: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.
6. Развита слухо-речевая память. Запоминает предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления.
Пример: Весной распускаются цветы: ландыши, нарциссы, фиалки, тюльпаны.
(9-10 слайд)
7. Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.
Адекватно пользуется всеми частями речи, владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знает слова-синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т.д.
Лексические темы: семья, дом, дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи, профессии, спорт, деревья, цветы, одежда, обувь…
(11-16 слайд)
8. Усвоен грамматический строй языка.
Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Пример: У меня нет красивых платье. Мы видим лошадёв. В угле комнаты стоит мягкая кресла. Мяч выкатился с-под стола.
(17-19 слайд)
9. Достаточный уровень развития связной речи.
Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3-4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.
Помимо этого:
- ребёнок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей, где и кем они работают, какое сейчас время года и его признаки, назвать свой адрес;
- у него должны быть сформированы понятия «право - лево», ведущей руки (умение чётко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать правую и левую сторону, правый верхний угол);
- должна быть достаточно развита мелкая моторика (движения пальчиков руки), умение правильно держать карандаш, собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы). Это очень важно, так как мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.
Всё это необходимо знать ребёнку, чтобы с первых же дней в школе у него не начались неприятности и неуспехи.
Вот почему так важно как можно раньше начать подготовку ребёнка к школе. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна носить очень непринуждённый характер. Она должна быть организована увлекательно и интересно, проводиться в основном в игровой форме и вызывать у ребёнка только положительные эмоции.
Только в процессе общения с вами ребёнок должным образом овладевает устной речью. Одевается или обувается ваш ребёнок, накрываете ли вы на стол, моете ли посуду, разговаривайте с ребёнком, называйте предметы, считайте. А потом постарайтесь, чтобы ваш сын или дочь сами применяли их в речи. От вас требуется направить внимание на нужды ребёнка, своевременно помочь ему. Смысл слов, обозначающих пространство и время, будущий школьник постигает, слушая ваши ответы на его многочисленные вопросы.
Занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, вырезайте ножницами. Это развивает пальчики, т.е. тонкую моторику, которая напрямую связана с речью. И обязательно обговаривайте каждую деталь, последовательность действий, их смысл. Вот и льются нужные слова и выражения: «длинная и короткая сторона», «широкая и узкая полоска», «квадрат и треугольник», «вверху и внизу», «сбоку в углу», «в середине», «ровно и криво» и т.д.
Обязательно читайте детям вслух. При слушании развивается память. Заучивайте стихи, пересказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы к иллюстрации в книге.
(20-21 слайд)
Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Помните, только вы и ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему. Активно радуйтесь успехам ребёнка, чаще хвалите его!
Устная речь - путёвка в страну Знаний, столь необходимых человеку для жизни.
Если же вы замечаете, что у вашего ребёнка возникают трудности при овладении этими навыками, или ваш ребёнок нечисто говорит, обратитесь к специалисту. До школы ещё есть время что-то исправить.
(22 - слайд)