Планируемые результаты:
Личностные задачи урока:
- формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности, воспитывать общечеловеческие ценностные ориентации, любовь к поэтическому слову, к родной природе.
Предметные задачи урока:
- формировать системы литературных компетенций: умение анализировать поэтический текст; умение видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения);
- открытие понятий в ходе выполнения системы заданий исследовательского характера;
- учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи;
- обогащать активный словарь учащихся;
- развивать образное мышление, речь;
Метапредметные задачи урока: совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения наизусть при работе с лирическим стихотворением;
Коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: навыки работы в группе, планировать и выбирать способы деятельности в коллективной работе.
Тип урока: Урок-исследование.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока. Актуализация и мотивация деятельности учащихся.
III. Работа над новым материалом.
- Подготовка к восприятию стихотворения.
- Выразительное чтение стихотворения. Первичное восприятие текста.
- Анализ поэтического текста, видение образных языковых средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения).
- Выборочное чтение, сопровождающееся беседой-размышлением и исследованием поэтического текста.
- Физкультминутка.
- Показ презентации зимних пейзажей.
- Чтение стихотворений наизусть детьми.
IV. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Анализ поэтического текста, видение образных языковых средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения).
- Демонстрация составленных картинок-пазлов.
- Чтение сочинённых стихотворений.
V. Обобщение изученного материала. Выступления групп.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Информация о домашнем задании.
VIII. Рефлексия.
Оборудование урока:
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, проектор;
- музыкальное сопровождение урока;
- карточки для групповой работы;
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты.
II. Сообщение темы и целей урока с первичной актуализацией и мотивацией знаний
- Сегодня на уроке нас ждёт удивительная встреча с поэтическим миром, миром музыки и живописи. Вы сами будете слушателями, чтецами, исследователями, художниками и творцами.
- «Если есть в мире вещи, достойные чуда, то поэтическое слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них», - писал Л.Успенский.
Великое чудо русской поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но для того, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка.
- Как вы думаете, что является такой волшебной палочкой в руках поэта? ( Слово, яркое, эмоциональное, необычное.)
Об этом, на мой взгляд, стоит поговорить особо. Мы видим, как важно, читая стихи, быть внимательным к слову. И не только слово, но даже отдельные звуки часто помогают поэту выразить свои мысли и чувства.
У поэзии свои законы, свой язык. Красота поэтического слова раскрывается не всем, а только тем, кто может не просто смотреть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает, осмысливает происходящее.
А.Н.Толстой сказал: «Самая чистая радость - радость общения с природой».
Красоту родной природы глубоко чувствуют поэты, художники, музыканты.
Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха, узор снежинки - всё это отражено в их искусстве. Они учат нас видеть природу как живое существо.
Красота природы вдохновляет на поэтические строки.
- Давайте с вами подумаем, что такое поэзия? (Это стихи)
- Прочитайте предложения:
(На доске написаны предложения)
Поэзия золотой осени.
Поэзия зимнего утра.
Поэзия родной природы.
- Как вы их понимаете?
- Замените в этих предложениях слово "поэзия" словом "красота".
- Что получилось?
- Сколько значений слова "поэзия" мы теперь знаем? (2). Заглянем в словарь Ожегова. (Показать словарь)
Поэзия:
1) Стихи, произведения, написанные стихами:
2) красота и прелесть чего-либо.
(Из словаря Ожегова) Какое это слово? (Многозначное).
- Что теперь вы скажите о поэзии? (Поэзия - это красота окружающей природы).
- За окном царствует Зима. Давайте полюбуемся красотой зимней природы, её богатством и щедростью, волшебством.
- Итак, пора начинать, Зиму в гости звать!
Слайд. Хором:
… Здравствуй, гостья-зима.
Просим милости к нам,
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас. -
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (бодрым, радостным, праздничным).
- А какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение? («Песни севера петь», «Где угодно гуляй…»).
- Действительно, зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, придумывали образные сравнения снегу на полях (скатерть, полотно), на деревьях (темный лес, что шапкой при накрылся чудной), действия живого предмета приписываются неживому (буря, заплачет, как дитя, завоет, как зверь).
- Да, литература это искусство слова. Поэты, используя силу поэтического слова, выражают самые яркие чувства и переживания от увиденного, описывают словесно все очарования родной природы, пользуясь различными языковыми средствами художественной выразительности. Давайте вспомним некоторые из них. Ярким примером является стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою».
III. Работа над новым материалом
а) Выразительное чтение стихотворения. Показ презентации.
Слушание стихотворения (на экране и на листочках)
- Как оно вам? Красивое стихотворение? Кто испытал чувство восхищения? Хочется побывать в таком лесу?
- Давайте войдем и посмотрим, какие средства художественной выразительности помогли Тютчеву нарисовать великолепие зимнего леса?
б) Исследование текста.
Знакомство с образными языковыми средствами художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения).
Первое задание рабочего листа: определить тему стихотворения.
- Давайте назовём тему. (О зиме).
- Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Много ли она изменила, побывав в лесу?
- Прочитаем первую строфу.
- Как вы понимаете слово чародейка?
Словарная работа. На экране слова:
1. Чародейка - чародей
1) Волшебник, колдун (устар)
2) перен. Человек, который пленяет, производит неотразимое впечатление чем-нибудь.
2. Бахрома - полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка с рядом свободно свисающих нитей, кистей.
3. Мещет - мечет. Образ солнца становиться как бы божеством, которое мечет лучи стрелы на лес.
(Колдунья. Волшебница. Зима - волшебница околдовала, очаровала лес. Зима - чародейка очаровывает, гипнотизирует, погружает в сон)
- А почему автор пишет слово Зима с большой буквы? (Для поэта природа не бездушный пейзаж за окном, а живое существо)
- Итак, лес как живое существо очарован... Как называется такое средство художественной выразительности, когда действия живого предмета приписываются неживому? (Олицетворение)
- А какие слова усиливают ощущение колдовского покоя?
(околдован, очарован, окован)
(Олицетворения: чародейка Зима, лес стоит, лес очарован, околдован, окутан; солнце мещет ).
Отметьте эти слова на рабочих листах.
- Лес не просто покрыт снегом, а он стоит под « снежной бахромою». А что такое бахрома? (Бахрома - полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка с рядом свободно свисающих нитей, кистей.)
- А здесь снежная бахрома у леса, как вы это понимаете?
(Снежной бахромой поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры).
Такое яркое образное выражение превращается в реальную картину.
- Что это за средство выразительности? (Метафора - перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними. Скрытые сравнения.
- Лес, как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним покровом.
- Какой названа жизнь зимнего леса? (Неподвижная, немая, чудная жизнь)
- Как вы понимаете слово немая?
(Не имеющая способности говорить, высказать словами свои мысли и чувства, это слово в стихотворении употреблено в переносном значении тихий, безмолвный.)
- Какое это средство художественной выразительности, когда автор использует яркое образное определение? (Эпитет)
- В лесу глубокая тишина, ветви деревьев не колышутся, и ничто не нарушает покоя леса.
- Читаем вторую строфу.
- Итак, лес как живое существо очарован... Чем же ?
(Сном волшебным.) Какое это средство художественной выразительности? Красочное определение. (Эпитет)
- С помощью, каких слов Тютчев создает завораживающий образ леса? Какие колдовские слова он использует?
(Тютчев мастерски подбирает колдовские слова: чародейка, очарован, околдован, чудная, ослепительная краса)
- О чем говорят эти слова? Какую картину рисуют в воображении? (О сказке, о сказочном описании зимнего леса)
- А кто из вас был очарован подобной картиной?
- Обратимся к слову цепь... Что такое цепь? (Цепь - ряд колец, крепко соединенных друг с другом)
- Что значит в стихотворении «опутан цепью»? Как вы себе это представляете?
(Снег, который лежит на ветвях деревьев, очень легкий. Оковать цепью - это значит окружить, накрепко опутать).
- Какой названа цепь в стихотворении? (Легкой, пуховой, т.е. состоящая из пуха). Скрытое сравнение.
- Какое это средство выразительности? (Метафора)
- Читаем последнюю строфу.
- Что значит «мещет»?
(Мещет - мечет. Образ солнца становиться как бы божеством, которое мечет лучи - стрелы на лес.)
- Что же мещет солнце? (Солнце мещет свой луч косой). Какое это средство выразительности? (Эпитет)
- Почему же луч назван косым?
(Зимой солнце низко стоит над горизонтом, и поэтому его лучи падают сбоку)
- Что же происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч?
(Лес весь вспыхнет и заблещет. Снежинки под лучами солнца засияют, и от этого лес начнет искриться. Лес становится очень красивым, сверкающим разноцветными огоньками. Мы словно попали в сказку)
- Ребята, а слова вспыхнет, заблещет в прямом или в переносном значении употреблены? Какое это средство выразительности? (Метафора)
- Какой автор назвал красу леса? (Ослепительной)
- Какое это средство выразительности? (эпитет)
- Какие чувства передаёт этот эпитет? (Чувство восхищения зимним лесом)
- Зачитаем итоги наших исследований. Мы получили анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…»
Эпитеты: неподвижная, немая, чудная (жизнь), волшебным (сном), лёгкой, пуховой (цепью), косой (луч), ослепительной (красой)
Олицетворения: чародейка Зима, лес стоит, лес очарован, околдован, окутан; солнце мещет
Метафоры: снежной бахромою, цепью пуховой, лес вспыхнет, заблещет.
- Этими средствами создается поэтическая картина зимы.
- Какова же главная мысль (идея) стихотворения? (Показать чародейство зимы, ослепительную красоту леса)
(Зима-чародейка, волшебница, проказница. Зимний пейзаж полон загадочности. За внешней неподвижностью леса, под «снежной бахромою» угадывается «чудная жизнь» природы).
Вывод. - У нас - читателей возникает чувство восхищения, восторга от необыкновенного по своей красоте зимнего леса, причудливо украшенного снежным нарядом. Лес-загадка, передаваемая тонкими поэтическими штрихами.
5) Физкультминутка.
- Ещё один зимний волшебник, как художник-невидимка совершает чудеса в природе, приглашает вас подвигаться. Кто это? (Мороз)
Художник-невидимка
Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
(Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос.
Идут на цыпочках друг за другом.
Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.)
6) Показ презентации
- Красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание бессмертных произведений. И стихотворцы, и живописцы, и композиторы независимо друг от друга, видят зимний лес, который поражает каждого из них «ослепительной красой». Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов.
- И вот сейчас я хочу пригласить вас побродить по зимнему лесу, полюбоваться его красотами, богатством и щедростью, послушать музыку зимы вместе с нашими великими художниками и композиторами. (Показ презентации). Я думаю, что вам обязательно вспомнятся какие-то поэтические строки о зиме наших поэтов-классиков.
7) Чтение отрывков стихотворений о зиме наизусть детьми.
IV. Закрепление изученного материала. Работа в группах
- Перед вами листочки с заданиями. У каждой группы свое стихотворение, которое нужно выразительно и красиво прочитать, найти в нем образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), составить художественный пейзаж из пазлов и, используя, заданные рифмы самим сочинить стихотворение о зиме.
V. Обобщение изученного материала. Выступления групп
- Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка - визитная карточка зимы?
Какая она бывает? У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная.
Вывесить работы учащихся на доске.
VI. Подведение итогов урока
«Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» - гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасные произведения искусства, совершать добрые поступки.
- Что объединяет все виды искусства? (Любовь к родной природе, ее красота, тихое любование ее прелестями).
Главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово - творческое слово, оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Поэту важно не просто нарисовать картину, а важны те ощущения, которые она рождает. Поэт удивлен, восхищен, изумлен… Поэтам можно завидовать, они наделены даром «душу вкладывать в слова» и освещать ими нашу жизнь. А мы, читатели, становимся настолько умнее и богаче, насколько можем воспринять этот богатый опыт.
Недаром великий русский писатель Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасет мир».
Ф.М.Достоевский (Слайд)
- Почему?
- Как вы думаете, какое влияние оказывает красота на наши чувства?
Красота:
-
возвышает
- окрыляет
- восхищает
- завораживает
- преображает
- ?
VII. Информация о домашнем задании
- Попробуйте дома вспомнить любимое стихотворение о зиме. Попытайтесь найти в нём средства художественной выразительности, которые использует автор и отразите поэтический образ этого стихотворения с помощью рисунка или фоторепродукции в интернете.
VIII. Рефлексия
1. Как вы считаете, что вам удалось лучше всего? (Сочинять стихи, находить средства художественной выразительности, читать выразительно стихи, подбирать картины…)
2. Что вызвало затруднения? В чем вам следует еще разобраться?
- Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка - визитная карточка зимы?
У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная.
Если на уроке вы испытывали чувства восхищения, удивления, то возьмите на память снежинку белого цвета, а если вы испытывали затруднения, то возьмите голубую снежинку.