Федеральный государственный образовательный стандарт говорит нам о необходимости разностороннего, гармоничного развития личности ребенка, о развитии сознательного отношения к учению, то есть об активной познавательной деятельности учащихся. В последнее время в процессе образования происходит достаточно много изменений. На сегодняшний день активизация познавательной деятельности младших школьников является одной из актуальных проблем и занимает ведущее направление в психолого-педагогических исследованиях.
Одним из самых эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников является дидактическая игра. Она позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, развивает заинтересованность к изучаемому материалу, развивает мышление и память обучающихся, а также считается разрядкой для нервной системы школьников и т.д.
Однако, несмотря на все исследования, многие ученые отмечают, что познавательная деятельность младших школьников недостаточно активна. Дидактические игры также не стоят на месте, заинтересовать современных детей становится все сложнее. В связи с этим проблема активизации познавательной деятельности младших школьников остается актуальной.
Дидактические игры действительно могут настроить учеников на активную работу, заинтересовать их, а также позволяют провести урок в новой и необычной форме. Для успешного проведения дидактической игры на уроке, мы разработали памятку, с которой познакомили учителей начальных классов.
Памятка по дидактическим играм
- дидактическая игра должна быть направлена на решения тех или иных учебных задач;
- учитель должен подбирать дидактические игры в соответствии с программными требованиями;
- учитель должен обладать знаниями и умениями, которые касаются дидактической игры;
- атмосфера проведения игры должна быть доброжелательной и позитивной, т.к. это способствует возникновению интереса учащихся, их желания участвовать в игре;
- учитель должен принимать участие в игре, контролировать выполнение учебных задач, но делать это незаметно для учеников;
- правильное сочетание занимательности и обучения, учитель должен помнить о сложных учебных задачах и легкой форме их проведения;
- дидактическая игра должна соответствовать возрастным особенностям учащихся;
- между учителем и учениками должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
- учитель должен объяснять учащимся ход и правила игры, обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение этих правил;
- в урок не следует включать слишком шумные игры, т.к. младшие школьники быстро отвлекаются и с трудом могут сосредоточить внимание на главном;
- необходимо подбирать такие игры, которые бы дисциплинировали учащихся, воспитывали терпение.
Несмотря на то, что дидактические игры действительно эффективны в учебном процессе, все же не стоит применять их на каждом уроке, тем самым показывая детям, что урок - это игра. Несомненно, ученик должен понимать грань между учебой и игрой.
Также на основании приведенной выше памятки и проведенных открытых уроков мы составили и предложили учителям рекомендации по проведению дидактических игр:
- если игра проводится на начальном этапе урока, учителю следует сразу определить ее цель: заинтересовать и организовать детей, установить правила, если они имеются, а также подготовить материал;
- если игра проводится в середине урока, то она должна решать задачу усвоения темы урока, самостоятельной или контрольной работы, а также соответствовать ей;
- если игра проводится на заключительном этапе урока, следует подвести итог, закрепить пройденный материал, возможно проведение беседы с учениками.
Вне зависимости от того, на каком именно этапе урока учитель будет проводить дидактическую игру, ее главная задача - быть интересной, увлекательной, доступной, включать детей в работу, настраивать на активную работу.
Не следует забывать о том, что игра может быть как индивидуальной, так и групповой. Можно использовать сразу несколько видов дидактических игр для разнообразия хода урока, применять различные формы, комбинировать игры между собой. Даже самые скромные дети или ученики с низкой успеваемостью с радостью включатся в работу. В случае, если работа проходит в парах или группах, следует проследить за тем, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе. Нельзя допускать, чтобы в группе был занят один ученик. В таком случае игра не будет нести в себе ни цели, ни задачи, и ее проведение будет бессмысленным, а это лишь понизит активность и даже успеваемость младшего школьника. При работе в группах лидером стоит назначать того из детей, кто ведет себя тихо и скромно, у кого низкая успеваемость. Таким образом, учитель даст ученику возможность почувствовать ответственность не только за себя, но и за свою команду.