Одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуально становится внедрение в процессе обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться творчески и самостоятельно. Ключевое значение имеет деятельностный подход, который обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний.
В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность - это активное взаимодействие человека со средой в которой он достигает поставленной цели. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Начальная школа сегодня формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании. Поэтому учителю необходимо доступно всё рассказать и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки самостоятельных практических действий, в том числе по обогащению лексического словаря.
Обогащение словаря школьника - важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков и обучения в целом.
Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся. Знания синонимии русского языка даёт возможность учащимся точно, богато, ярко и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами.
Синонимы - слова, обозначающие одно и тоже явление действительности. Называя одно и тоже, синонимы обычно делают это по-разному - или выделяя в называемой вещи различные её стороны, или характеризуют определённую вещь с различных точек зрения. отличия имеют разнообразный характер:
1) некоторые оттенки в лексическом значении;
2) эмоционально-экспрессивная окраска;
3) принадлежность к определённому стилю речи;
4) употребляемость в речи;
5) способность вступать в соединение с другими словами.
Работа над синонимами присутствует на уроках русского языка при изучении грамматических тем и носит репродуктивный характер. Предлагаемые в учебниках упражнения развивают умения по нахождению близких по значению слов и школьники мало наблюдают связь между синонимами и антонимами, синонимами и многозначности. Недостаточно упражнений по тренировке в подборе как однокоренных, так и разнокоренных синонимов.
Для обобщения лексических понятий, формирования представлений о системности лексики можно предлагать детям упражнения по синонимии при изучении всех грамматических и орфографических тем в курсе русского языка в начальной школе.
Упражнения по синонимии при изучении имени существительного
1. Нахождение синонимов в тексте.
Медведь
Медведь - умный, ловкий и хитрый зверь. Он быстро бегает, хорошо плавает. С утра до вечера бродит лохматый по лесу. Ищет топтыгин пищу. Вот напал мишка на малину. Лёг хитрюга на землю и ест ягодки прямо с веток. Ест и урчит от удовольствия лесной хозяин.
Задание: Прочитай текст. Найди в тексте слова близкие по смыслу к слову медведь. Назови их.
Вопрос: можно ли считать слово хитрюга синонимом? (Только в этом тексте, такой синоним называется контекстуальным.)
2. Подбор существительных, близких по смыслу:
Сильная метель -…
Большое несчастье -…
Буря на море -…
Сильный дождь -…
Задание: составьте цепочку из имён существительных с разными орфограммами. (Метель, дождь, несчастье.)
Упражнения по синонимии при изучении имени прилагательного
1. Расположение синонимов по возрастной или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов).
Школьникам даются слова (огромный, гигантский, большой, колоссальный) и предлагается выполнить задание: составить синонимичный ряд по признаку увеличения размера; задание по орфографии: распределить слова на 2 группы по наличию орфограмм в корне слова.
Функция замещения, которую синонимы могут выполнять в речи, позволяет показать детям, что замена в речи одного и того же слова синонимами устраняет ненужное повторение одинаковых слов. Кроме того, необходимо проводить упражнения по употреблению синонимов на материале словосочетаний.
Это важно потому, что синонимия тесно связана с многозначностью слов. Если слово многозначно, то у него будут разные синонимы, в зависимости от того, в каком значении слово употреблено.
2. Подбор подходящих по смыслу синонимов.
Задание по фонетике: назовите слово, в котором все согласные звонкие (грустный -… (взгляд), грустный - … (голос), грустный -…(день), (печальный, тоскливый, скучный).
Упражнения по синонимии при изучении глаголов
1. Выбор одного из данных слов, близких по смыслу.
Задание: найдите среди синонимов 3 слова с одинаковой орфограммой. (Утром к дому прилетела стайка воробьёв. Они уселись на крыше и весело…(пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро… (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они… (бегали, ходили, прыгали, скакали) и… (глотали, ели, клевали) крошки.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии, основанная на действенном подходе, развивает у детей внимание, интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует их умственную деятельность.