Слайд 1
Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно! Конфуций |
- Добрый день, уважаемые коллеги.
- На своём мастер-классе я хотела бы познакомить вас с одним очень интересным методом из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
- А как называется этот метод, предлагаю вам определить самим.
- Вашему вниманию я представлю видеоряд, где дети будут объяснять значение слова, а вам нужно определить, о чём говорят дети. Это слово и будет названием метода, с которым мы познакомимся.
- Внимание на экран.
Видеоряд 1
- О чём говорят дети?
- Идеал, метод называется «Идеал».
- Поднимите руку, кто знаком с методом ИДЕАЛ.
- А теперь попробуйте определить, в чем суть этого метода? Для чего он нужен?
- Внимание на экран.
Видеоряд 2
- Проблема, решение проблем.
- Итак, сейчас мы познакомимся с методом решения проблем «Идеал». Именно так звучит тема мастер-класса.
Слайд 2
Мастер-класс "Метод решения проблем «ИДЕАЛ»" |
- В методической литературе его ещё называют Стратегией решения проблем.
- Данная стратегия, или метод, направлены на развитие не только предметных, но и метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся, о чём свидетельствует следующий слайд:
Слайд 3
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные результаты::
|
- Этот метод помимо уроков можно использовать и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных задач и во внеурочной деятельности. Также он применяется в воспитательной работе: при решении проблем, стоящих перед классом, перед коллективом.
- Благодаря чему ученики увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей.
- Итак, что это такое, метод Идеал?
- Психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его - «ИДЕАЛ». Каждая буква - это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. Во как это выглядит в адаптации И.О.Загашева.
Слайд 4
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике? |
- Как же этот метод работает?
1 этап. Интересно, в чем проблема?
Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.
2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!!
На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».
- Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.
- Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы.
- Обязательно должно быть введено ограничение, по времени или количество идей.
3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения??
Это - этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе:
- «+» - решение подходит;
- «+ -» - решение класса кардинально разделились.
- «-» - это решение не подходит.
Аргументировать на данном этапе особо не нужно - для этой цели есть следующий этап.
4 этап. А теперь сделаем выбор!
На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?
Здесь учащиеся - индивидуально или в парах - составляют план решения проблемы.
А теперь предлагаю применить данный метод при работе с текстом сказки.
- Достаньте из файлов текст Испанской сказки и лист решения проблемы.
Название сказки пока не сообщаю, поскольку оно может навести вас на предлагаемый в тексте ответ.
- Итак, слушаем сказку очень внимательно.
* * *
Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король - человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город - короля поглядеть.
- Ты что, совсем спятил? - рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать!
- А я заодно зайду там к брадобрею, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть.
Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну, жена и отпустила его.
Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил.
Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил.
- Вот я глуп, так глуп, - хлопнул себя по лбу крестьянин. - Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать.
Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось.
Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала брадобрею пойдут - тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?»
«Интересно, в чем проблема?»
- Давайте определим проблему, с которой столкнулся наш герой.
- Сформулируйте проблему, но так, чтобы она начиналась со слова «как»
Слайд 5
Как крестьянину вырвать зуб, утолить голод, сохранить деньги на дорогу домой? |
- Формулировка проблемы должна быть зафиксирована на доске.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
- Проблема сформулирована. Предлагайте, как можно решить эту проблему?
- А теперь необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения.
- Ваши варианты совпали с ответами моих учеников. Вот, что они ответили.
Слайд 6
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы:
- попросить помощи у короля; - обратиться к знакомым или родственникам; - самому вырвать зуб; - украсть; - пойти на море и поймать рыбу; - умереть; - продать почку; - попросить милостыню; - заработать деньги; - уехать домой; - купить пирожок; - вырвать зуб у брадобрея; - найти новую жену. |
После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу.
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
- Напоминаю. Здесь каждое из решений мы оцениваем:
- «+» - решение подходит;
- «+ -» - мнение класса разделилось;
- «-» - не подходит.
(Аргументировать на данном этапе не нужно - для этой цели есть следующий этап).
- Предлагаю оценить данные способы решения проблемы (клею стикеры).
- А вот как ответили мои ученики.
Слайд 7
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
«+ -» - попросить помощи у короля; «+» - обратиться к знакомым или родственникам; «+ -» - самому вырвать зуб; «+ -» - украсть; « -» - пойти на море и поймать рыбу; «-» - умереть; «-» - продать почку; «+ » - попросить милостыню; «+ » - заработать деньги; «+ -» - уехать домой; «-» - купить пирожок; «+ -» - вырвать зуб у брадобрея; « -» - найти новую жену. |
- Совпадения есть.
- Обращаем внимание на +
А теперь сделаем выбор! И прокомментируем его.
Слайд 8
А теперь сделаем выбор!
«+ » - заработать деньгии |
Любопытно, как это осуществить на практике?
А теперь составляем план решения проблемы. 1 мин.
- Ваши варианты?
- Хорошо. А вот как с этим заданием справились ученики.
Слайд 9
Любопытно, как это осуществить на практике?
План:
|
Теперь мы можем посмотреть, как же все было в испанской сказке?
Пока он стоял - сомневался, идут мимо два сеньора. Увидели крестьянина, как он на пироги уставился, и спрашивают:
- Эй! Сколько пирогов съешь за один присест?
А сами смеются.
- Я-то? Хоть сотню, - говорит крестьянин.
- Сотню? Да сотню никто не съест.
- Никто не съест, а я съем.
Поднялся спор тут: съест или не съест? Раззадорились сеньоры, а вокруг народ собрался. Наконец сеньоры говорят:
- На что спорим?
- На что спорим-то? А вот на что: не съем в один присест сто пирогов, рвите мне зуб.
Посмеялись сеньоры да согласились.
Наелся крестьянин пирогов до отвала и говорит:
- И вправду, сеньоры, больше не могу, ваша, видать, взяла.
Сеньоры обрадовались, зовут брадобрея. А народ смеется! Пришел брадобрей, сеньоры ему и говорят:
- Вырвать этому мужику зуб!
Крестьянин этак сморщился, будто жалко зуба, а те еще больше смеются. Тянет брадобрей больной зуб, крестьянин кричит да стонет, а смех еще пуще.
Вот выдернул брадобрей зуб, сеньоры заплатили за пироги, заплатили за зуб и говорят людям:
- Видали такого глупца? За несколько пирогов зуба лишился.
- А все же не глупее я вас, - отвечает крестьянин. - Вы мне за пироги заплатили, что я съел, и зуб больной вырвали, брадобрею заплатили. И от голода избавили, и от боли. А мои полреала целехоньки сбереглись.
Тут народ рассмеялся над сеньорами. Повесили они головы и пошли поскорей.
Вот и сказке конец.
- Сказка называлась «Как крестьянин двух сеньоров надул».
***
- Итак, мы с вами познакомились с методом Идеал и научились его применять. Есть ли вопросы?
- У вас на столах таблички, поднимите ту, которая соответствует вашим эмоциям на мастер-классе.
Слайд 10
«Ах!» - когда чудно, и всё получилось.
«Ох» - было трудно, и остались вопросы. «Эх!» - ничего не получил. |
- Благодарю вас за отличную работу.
Слайд 11
- Спасибо за внимание.