Проектная деятельность сегодня является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на личностно - и практико-ориентированную деятельность обучающихся, что соответствует современной концепции образования.
Данную технологию относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы деятельности.
Что понимается под методом проектов.
«Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) - план, замысел, а проектировать - это значит предполагать сделать что-либо, наметить план.
Технология проектной деятельности школьников - это один из методов, направленный на разработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение может осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.
География - наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки. Это этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Проект - продуктом межпредметной интеграции.
Цель современного образования - развитие личностных качеств обучающегося, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели, а основную работу учащийся выполняет самостоятельно.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Цель использования данного метода - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельное содержания образования.
Проекты, которые предлагаются на уроках географии могут быть следующего содержания: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.
В курсе география целесообразно включать проекты, которые касаются вопросов по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером. Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации.
Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. По доминирующей в проектной деятельности:
- Исследовательские.
- Ролевые.
- Информационные.
- Творческие.
- Практико-ориентированные.
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций.
Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Ролевые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Практико-ориентированный проекты. Они предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку минералов для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Моря Тихого океана». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих. Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения. Обычно в старших классах ученики уже определяются с выбором профессии. Индивидуальные проекты помогают максимально подготовиться к вступительным экзаменам в выбранное учебное заведение. Тем же ученикам, которые затрудняются с выбором дальнейшего пути, работа над проектами позволяет сориентироваться в океане профессий.
В наше время наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Можно с уверенностью отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Одним из способов повышения интереса к географии является создание мультимедийных презентаций. Создание презентации представляет собой творческий процесс с элементами проектной деятельности. Учащиеся с большим удовольствием создают такие проекты. Можно сказать, что у ребят возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, что формирует познавательно-информационные и коммуникативные компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое "я", создает для него ситуацию успеха.
Ученические презентации не могут быть одинаковыми, у каждого она имеет своё лицо. Между учениками возникает соревновательный момент - чья презентация получится ярче, содержательнее, интереснее.
Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.
Метод проектов также позволяет разнообразить уроки-семинары, заинтересовывать учащихся предметом. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления. В ходе такой работы формируются также навыки мыслительной деятельности, совершенствуется память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
Предмет география позволяет применять большое число разнообразных методов, форм и средств учебной работы. Использование метода проектов позволяет учебный успех школьника рассматривать и как пополнение собственных знаний, и как устойчивый рост его возможностей. В ходе совместной деятельности в парах или группах реально демонстрируются широкие возможности сотрудничества между ребятами. Во время работы над проектом учащиеся ставят собственные цели, решают поставленные задачи, определяют наилучшие способы их достижения, пробуют компетентность друг друга. Использование данной методики позволяет вовлечь в работу пассивных ребят, которые не всегда умеют проявить себя.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении учащимися учебного и дополнительного географического материала с целью создания конкретного продукта. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.
Проектная методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, основная часть исследовательской работы осуществляется во внеурочное время (поиск информации, ее обработка и анализ, подготовка материала презентации). Найдя нужную информацию, учащиеся ее обрабатывают, анализируют, используют в подготовке какого-либо проекта.
Метод проектов по географии может осуществляться не только на уроках , но и через внеурочную деятельность (кружковую работу.)
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, но и приобретают новые, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Я использую проектный метод обучения на уроках географии 4 год. Ученики впервые знакомятся с данным методом еще в начальных классах. С 5 класса я продолжаю работать с проектами. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Это может быть сказка о капельке воды, модель Земли, выполненная из разных материалов или сообщение о русских первопроходцах и мореплавателях.
А вот уже в 8 классе - я использую метод проектов на обобщении тем в географии. Ребята тем самым, повторяют весь материал и дополнительно выполняют проект, отбирая важное в содержании и формулирование общих выводов.
Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах - это проекты исследовательского характера.
Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и компетенций обучающихся.
Работа над проектом начинается с выбора темы. На этом этапе педагогу необходимо знать психологические особенности ученика и степень его готовности к выполнению работы. В подборе темы важно также учитывать принцип доступности.
Далее обсудить предложения о форме продукта проектной работы, по необходимости определить обязанности учащихся в группе. Изучить правила поиска информации из доступных источников на первом занятии.
Работа над проектом может проводиться как самостоятельно, так и в группах. Слабо подготовленным учащимся можно предложить выбрать задание в соответствии со своими способностями краткосрочные мини - проекты или проекты - рефераты, сообщения, аналитические справки, дающие возможность проявить большую самостоятельность.
На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую информацию. Анализируют ее и оформляют работу. Работа с различными источниками информации обеспечивает формирование не только учебно - познавательной, но и информационной компетенции школьников.
На заключительном этапе проводится анализ и оценка деятельности. Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых знаний обучающихся по предмету.
На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых.
Формы презентации могут быть различными: создание газет, альбомов, буклетов, отчетов в форме мультимедиа, написание газетной статьи, съемка фильмов, ролевые игры. Чем больше выбор форм отчетов, тем больше возможностей у учащихся реализовать свои творческие способность и личностные качества.
Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем. В такой деятельности важно авторское самовыражение.
Важно организовать внешнюю оценку проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.
Рефлексия учащихся (индивидуальная) проводится на заключительном этапе. Учитель и ученик (группа учащихся) анализируют работу, отмечая трудности и успехи. Обязательно обсуждаются вопросы: что узнали нового, а что повторили из курса учебной программы; какие новые навыки приобрели. Желательно использовать вопросы заранее подготовленной анкеты, чтобы проследить за динамикой развития запланированных умений. При запуске нового проекта обязательно учитывать предыдущие ошибки.
Часто и уместно использовать проекты на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Проектная работа развивает компетентности, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни. К их числу можно отнести такие как:
- Умение решать проблемы.
- Умение работать в команде.
- Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.
- Умение критически относиться к проблемам.
- Умение работать с информацией.
- Умение ставить цели и определять задачи.
Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода - предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно. Поэтому в методе проектного обучения я придаю большое значение способам постановки проблемы, как начала всякого самостоятельного процесса мышления.
Требования к проекту:
- Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
- Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
- Использование оригинальных идей, исследовательский подход к собранным материалам, использование большого количества первоисточников;
- Элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
- При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
- Использование в проекте соответствующей научной терминологии.
Используемые источники
- Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.П.Дубенского - Омск: ОмГУ, 2005.
- Лобанова Т.Ю., Лобанов А.А. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников // Информатика в школе. - 2015. - №4.
- Лукоянова Т.В. Метод проектов, как один из новых методов в педагогике //Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №6.
- Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии. // География в школе. - 2005. - № 2.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2004.
- Щенев В.А. Урок географии в системе личностно ориентированного обучения // География в школе. - 2005. - №5. стр. 37-46.