Если объяснить ребёнку, зачем он что-то делает, и показать, что это интересно, то его не придётся заставлять или уговаривать. Такой метод прекрасно работает с чтением. Первоклассники уже четыре месяца учатся в школе. Они любят читать? Интересно им на уроках чтения? Если вашему ребёнку нравится, мои поздравления! А если нет, могу предположить почему: Ребёнок медленно читает, не успевает за темпом класса. Самому читать пока трудно, поэтому скучно. Любит, чтобы ему читали вслух. Хорошо читает, поэтому в классе читать и слушать неинтересно. Причины не любить чтение могут быть и другие, но способ помочь один: нужно, чтобы сам процесс увлекал ребёнка. Как это сделать? Читайте вместе. Важное условие: вам самим должно быть интересно. Попробуйте действовать вот так.
1. Читаем название и смотрим картинки
Пусть ребёнок прочитает, как называется текст. Рассмотрите вместе иллюстрации и обсудите, о чём и о ком пойдёт речь.
«Уже догадался, кто герои?»
«Что это будет - рассказ, сказка, стихотворение? Как ты это понял (а)?»
«О чём хочешь спросить автора текста?»
Вопросы выбирайте в зависимости от содержания текста. Теперь его можно прочитать и проверить ваши предположения
2. Читаем про себя
Хорошо, если первый раз ребёнок попробует прочитать хотя бы небольшой кусочек про себя. Многое зависит от текста и уровня ребёнка. Если он не очень высокий, сначала лучше брать короткие и лёгкие тексты, но пусть старается читать про себя. Только торопить его ни в коем случае не надо.
Потом спросите ребёнка, что он понял и почувствовал, о чём подумал. Обсудите вместе, какие ваши предположения подтвердились, а какие нет. Сначала послушайте ребёнка, а затем выскажите своё мнение.
3. Теперь почитаем вслух
Если ребёнку трудно - читайте по очереди. Только не надо просто «озвучивать» текст. Используйте приёмы так называемого «медленного» чтения: делайте паузы там, где нужно что-то прокомментировать, объяснить слово или ответить на вопрос ребёнка, ведите диалог с автором текста.
Многие дети задают вопросы во время чтения, и это прекрасно! Ни в коем случае не говорите: «Вот дочитаю, тогда и спросишь!» или «Не перебивай! Не хочешь слушать - сам читай!» Следуйте за ребёнком, за его реакцией, эмоциями и мыслями.
4. Выбираем отрывок
Когда вы увидели эмоциональную реакцию ребёнка на текст и убедились, что он его понял, предложите выразительно прочитать вслух отрывок, который он сам выберет.
Обязательно предложите свой вариант выразительного чтения - но потом. Сначала пусть прочитает ребёнок. «Как интересно у тебя получилось! А я бы так прочитала…».
5. Поговорим о писателе
Если вам известны какие-то яркие, интересные факты биографии писателя, расскажите о них ребёнку. Обязательно спросите, каким человеком ему представляется автор текста: как он относится к людям, к жизни, что ему нравится, а с чем он не соглашается, есть ли у него чувство юмора и так далее.
В общем, идея в том, чтобы вместе читать, эмоционально проживать текст, разбираться в содержании и делиться своими читательскими открытиями. Даже если первоклассник пока читает медленно и неуверенно, такое совместное чтение покажет ему, насколько интересен и увлекателен этот процесс.
Повторю свою главную мысль: сначала у ребёнка должен появиться интерес и желание научиться читать. А уже потом можно заниматься техникой и всем остальным.