Цели «Учусь учиться» могут быть конкретизированы следующим образом.
Деятельностные цели:
1) Формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни и деятельности в современном обществе, и, прежде всего, абстрактного мышления и его дедуктивной составляющей как специфической характеристики математики.
2) Формирование коммуникативных умений и деятельностных способностей, которые позволяют человеку «самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
1) Формирование у учащихся системы математических знаний, обеспечивающей непрерывность математической подготовки между начальной школой и обучением математике в любом предпрофиле и профиле на старшей ступени школы.
2) Формирование культурологических представлений, связанных с математикой (ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в современной науке и производстве; знакомство с основами математического языка и математического аппарата как средством постановки и решения проблем реальной действительности).
Ученик - это не сосуд, который надо
наполнить, а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
Плутарх, 45-127 г. н.э.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс «Технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон: урок открытия нового знания».
Я, Иванова Зольфия Джавдетовна, работаю в лицее учителем математики.
У каждого человека в этом мире есть своё призвание.
Моё - учить детей этой сложной, но интересной и увлекательной науке математике.
Моя задача - помочь ученику сделать первое и самое главное открытие в жизни - открыть свои способности к математике.
Как же сформировать у обучающихся интерес к математике? Успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность школьников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
В настоящее время отмечается все больший интерес к проблемам математического образования.
На сегодняшний день существует множество авторских программ по преподаванию математики в основной и старшей школе. Одной из самых известных и распространенных является авторский учебный комплект «Школа2000» научным руководителем которого является Людмила Георгиевна Петерсон.
В процессе обучения по программе «Школа 2000» Людмилы Георгиевны Петерсон в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.
1. Основные особенности курса математики «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ»
Дети добывают новое знание сами, проживая основные этапы развития математики, одновременно учатся учиться, развивают своё мышление и качества личности.
Мышление (мыслительные операции) - …?
Мыслительная операция это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
От индукции к дедукции (от частностей - к …?
- Индукция - свод правил, которые дают возможность совершить переход от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, который лежит в основе этих фактов. Индуктивному методу исследования противоположен дедуктивный как метод получения единичного знания из общего.
- Дедукция - это переход от посылок к заключению, который опирается на логический закон, а поэтому он следует из принятых посылок с логической необходимостью.
- Анализ - это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.
- Синтез - это процесс, противоположный анализу, т.е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.
- Качества личности - …? Качества личности влияют на поведение человека, его жизнедеятельность, цели, стиль в одежде, речь.
- Успех или достижение - ?
- Успех - успешно поставленные и выполненные цели, благодаря которому человек получает внутреннее удовлетворение.
- Достижение - это результат какой либо деятельности человека Синонимы: приобретение, успех, победа, завоевание, вклад, принятие.
ОНЗ - что за вид урока? большая часть уроков - ОНЗ. Почему?
Уроки открытия нового знания (ОНЗ) дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Уроки ОНЗ имеют следующую структуру:
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии;
- выявление места и причины затруднения;
- построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- включение нового знания в систему знаний и повторение;
- рефлексия учебной деятельности на уроке.
Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности.
Для реализации этой цели используется механизм «надо» - «хочу» - «могу»:
- определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»);
- организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).
Прочтите задачу, что нового? На фарфоровом заводе мастер может расписать чайный сервиз за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. За сколько часов они его распишут, работая вместе?
- Сформулируйте цель и тему урока. (Решить задачу на совместную работу. Тема: «Решение задач на совместную работу».)
- Выполните задание.
- У кого нет ответа?
- В чём у вас затруднения? (Мы не смогли решить задачу на совместную работу.)
- У кого есть ответ, как можно доказать, что правильно решили задачу? (Надо сопоставить решение с эталоном или решить, используя старые способы.)
- В чём у вас затруднение? (Мы не можем сопоставить решение с эталоном.)
- Что дальше? (Надо остановиться, и подумать.)
2. Выявление места и причины затруднения
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были решить задачу на совместную работу.)
- Как вы действовали при выполнении задания? (Мы пытались применить известную формулу.)
- Где возникло затруднение? (В задаче не указан объём работы, которую выполняли.)
- Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа для решения задач на совместную работу, при отсутствии данных о выполненной работе.)
- Что дальше вы должны сделать?
3. Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Построить алгоритм решения задачи на работу, в которых не известна работа, и научиться применять алгоритм при решении задачи.)
- Чем вы можете воспользоваться при достижении цели. (Известной формулой нахождения работы.)
- Составьте план действий. (Рассмотреть возможность применить для решения известную формулу, сформулировать алгоритм решения задач на совместную работу.)
4. Реализация построенного проекта
- Что является объектом работы? (Сервиз.)
- Кто выполняет эту работу? (Мастер и его ученик.)
- Как они её выполняют? (Вместе).
- Каждый из них выполняет…? (Только какую-то часть этой работы.)
- А раз каждый выполняет только часть работы, вся работа, чем является? (Целым.)
- Как обозначается целое? (1.)
На доске: A = 1.
- Скорость работы обозначим буквой p - производительность труда.
Дальше работу можно организовать по группам. Группы работают на форматках.
У кого возникло затруднение при заполнении таблицы по условию?
- В каком месте?
- Почему у вас возникло затруднение?
- У кого возникло затруднение при заполнении таблицы, решении задачи?
- В каком месте?
- Почему у вас возникло затруднение?
- Кто правильно решил задачу, что вы можете сказать?
При ознакомлении с геометрическим материалом значительное место уделяется измерениям.
При этом определения понятий детям не сообщаются (и соответственно от учащихся не требуется их знания). Вместе с тем по отношению к ряду понятий (например, по отношению к прямоугольнику, квадрату и т.д.) указываются те существенные признаки, которые фактически отражают содержание этих понятий и дают возможность выделять соответствующие фигуры из класса фигур, относящихся к ближайшему родовому понятию («прямоугольник - четырехугольник, у которого все углы прямые», «квадрат - прямоугольник, у которого все стороны равны» и т.п.). Дети должны научиться практически использовать соответствующие признаки при узнавании различных фигур, их классификацию.
Задание: Постройте диаграмму Эйлера-Венна для множеств А, В, С и D, где А - множество всех четырехугольников, В - множество ромбов, С - множество квадратов и D - множество прямоугольников.
5. Рефлексия деятельности на уроке
- Чему был посвящён сегодняшний урока?
- Достигли ли вы поставленной цели урока?
- Какие знания использовали для достижения цели?
- В чём преимущество нового способа?
- Всё ли у вас получалось?
- В чём были затруднения?
- Как вы выходили из затруднений?
- Оцените себя: насколько для вас эффективно прошёл сегодняшний урок
Знать - понимать - уметь
- Я знаю формулу работы________________________
- Я понял(а), что всю работу надо принять за________
- Я понимаю новый метод решения задач на совместную работу, но возможно возникнут
- затруднения___________________________
- Мне понятен новый метод, но не уверен(а), что смогу решить самостоятельно задачу_____________
- Мне понятен новый метод и я смогу решать задачи на совместную работу.