Пояснительная записка
Урок математики по теме «Н.М.Рубцов «Применение подобия треугольников при решении практических задач» разработан для учащихся 8 класса общеобразовательного уровня на основе программы по геометрии для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.). Изд. «Просвещение» М., 2014; учебника «Геометрия. 7-9» (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Изд. «Просвещение» М., 2014), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Количество обучающихся в классе - 9 чел. (4 обучающихся - экстраверты, 2 - интроверты, холериков - 1, сангвиников- 1, меланхоликов - 1). По уровню обученности класс относится к уровню ниже среднего: ударников - 2.
При планировании урока было учтено, что учащиеся работают в режиме введения новых стандартов, поэтому урок строился в соответствии со структурой современного урока, а также в соответствии с системно- деятельностным подходом к обучению.
Урок построен по технологии проблемного обучения с использованием побуждающего к гипотезам диалога. Проблемная ситуация создается посредством ассоциативного метода.
Поиск решения проблем представляет собой формулирование нового знания. Выбор метода поиска (подводящий к знанию диалог) зависел от вводимого содержания.
На этапе «Применение ЗУН при решении задач. Контроль знаний» применен метод парной работы с учащимися в их самостоятельной работе для формулирования выводов урока и определения эффективности деятельности учащихся. Также на этом этапе применяется прием непосредственной наглядности, учащимся предлагается решить задачи, опираясь на совместно добытые знания.
В соответствии с федеральным компонентом на уроке поставлена цель ориентировать учащихся не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личности, познавательных способностей. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга.
На уроке были созданы эстетические условия восприятия учебного материала (видео), учебно-материальные условия (экран), гигиенические (уютный светлый кабинет), проведена физминутка, чередование видов деятельности.
Деятельность учащихся с самого начала урока была мотивирована. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.
Применялась связь теории с практикой, использовался жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
На уроке реализованы все поставленные цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и ученики, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Перспективы педагогической деятельности: продолжить разрабатывать цикл уроков с использованием проблемно-диалогической технологии обучения, пропагандировать широкое использование проблемного диалога как неотъемлемого метода обучения.
Структура урока
Цель деятельности
|
Формировать умения применять полученные знания при решении разнообразных задач данного вида. |
Задачи урока |
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Тип урока |
Урок-комплексного применения знаний |
Планируемые
|
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
План урока |
1.Организационный момент;
|
Методы и формы
обучения |
Формы обучения:
Методы обучения:
|
Оборудование | Компьютер, проектор, |
Демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
На уроке применяются элементы современных образовательных технологий:
- Технология критического мышления;
- Технология проблемного изучения;
- Информационно-компьютерные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Методики:
- «Высказывания великих»;
- «Метод наглядности»;
- «Индивидуальные карты»;
- «Решение ситуационных задач»;
- «Идеальный опрос».
Цели и задачи:
Образовательные:
- Показать применение подобия треугольников при проведении измерительных работ на местности;
- Показать взаимосвязь теории с практикой;
- Познакомить учащихся с различными способами определения высоты предмета и расстояния до недоступного объекта;
- Формировать умения применять полученные знания при решении разнообразных задач данного вида.
Воспитательные:
- Мотивировать интерес учащихся к предмету посредством включения их в решение практических задач;
Развивающие:
- Повышать интерес учащихся к изучению геометрии;
- Активировать познавательную деятельность учащихся;
- Формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
Раздаточный материал: Карточки с заданиями, индивидуальные карты.
ТСО: мультимедийное оборудование, презентация.