Применение подобия треугольников при решении практических задач. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: подобие треугольников


Пояснительная записка

Урок математики по теме «Н.М.Рубцов «Применение подобия треугольников при решении практических задач» разработан для учащихся 8 класса общеобразовательного уровня на основе программы по геометрии для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.). Изд. «Просвещение» М., 2014; учебника «Геометрия. 7-9» (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Изд. «Просвещение» М., 2014), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Количество обучающихся в классе - 9 чел. (4 обучающихся - экстраверты, 2 - интроверты, холериков - 1, сангвиников- 1, меланхоликов - 1). По уровню обученности класс относится к уровню ниже среднего: ударников - 2.

При планировании урока было учтено, что учащиеся работают в режиме введения новых стандартов, поэтому урок строился в соответствии со структурой современного урока, а также в соответствии с системно- деятельностным подходом к обучению.

Урок построен по технологии проблемного обучения с использованием побуждающего к гипотезам диалога. Проблемная ситуация создается посредством ассоциативного метода.

Поиск решения проблем представляет собой формулирование нового знания. Выбор метода поиска (подводящий к знанию диалог) зависел от вводимого содержания.

На этапе «Применение ЗУН при решении задач. Контроль знаний» применен метод парной работы с учащимися в их самостоятельной работе для формулирования выводов урока и определения эффективности деятельности учащихся. Также на этом этапе применяется прием непосредственной наглядности, учащимся предлагается решить задачи, опираясь на совместно добытые знания.

В соответствии с федеральным компонентом на уроке поставлена цель ориентировать учащихся не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личности, познавательных способностей. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

На уроке были созданы эстетические условия восприятия учебного материала (видео), учебно-материальные условия (экран), гигиенические (уютный светлый кабинет), проведена физминутка, чередование видов деятельности.

Деятельность учащихся с самого начала урока была мотивирована. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.

Применялась связь теории с практикой, использовался жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

На уроке реализованы все поставленные цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и ученики, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Перспективы педагогической деятельности: продолжить разрабатывать цикл уроков с использованием проблемно-диалогической технологии обучения, пропагандировать широкое использование проблемного диалога как неотъемлемого метода обучения.

Структура урока

Цель деятельности
педагога

Формировать умения применять полученные знания при решении разнообразных задач данного вида.

Задачи урока

Образовательные:

  • Показать применение подобия треугольников при проведении измерительных работ на местности;
  • Показать взаимосвязь теории с практикой;
  • Познакомить учащихся с различными способами определения высоты предмета и расстояния до недоступного объекта;

Воспитательные:

  • Мотивировать интерес учащихся к предмету посредством включения их в решение практических задач;

Развивающие:

  • Повышать интерес учащихся к изучению геометрии;
  • Активировать познавательную деятельность учащихся;
  • Формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе;

Тип урока

Урок-комплексного применения знаний

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

  • Обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний;
  • Овладение различными способами определения высоты предмета;

Метапредметные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать свое предположение;
  • Добывать знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроках математики;
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы;
  • Совместно договариваться и работать в парах.

Личностные:

  • Проявлять интерес к изучению темы и применять приобретенные знания и умения;

План урока

1.Организационный момент;
2. Мотивация;
3. Актуализация усвоенных знаний;
4. Постановка темы и цели урока;
5. Применение ЗУНов при решении нестандартных задач;
6. Итог урока. Рефлексия;
7. Д/з.

Методы и формы
обучения

Формы обучения:

  • Фронтальная беседа;
  • Работа в парах;
  • Самостоятельная работа;

Методы обучения:

  • «Высказывания великих»;
  • «Метод наглядности»;
  • Индивидуальные карты»;
  • Решение ситуационных задач»;
  • Идеальный опрос».
Оборудование Компьютер, проектор,

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

На уроке применяются элементы современных образовательных технологий:

  • Технология критического мышления;
  • Технология проблемного изучения;
  • Информационно-компьютерные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Методики:

  • «Высказывания великих»;
  • «Метод наглядности»;
  • «Индивидуальные карты»;
  • «Решение ситуационных задач»;
  • «Идеальный опрос».

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Показать применение подобия треугольников при проведении измерительных работ на местности;
  • Показать взаимосвязь теории с практикой;
  • Познакомить учащихся с различными способами определения высоты предмета и расстояния до недоступного объекта;
  • Формировать умения применять полученные знания при решении разнообразных задач данного вида.

Воспитательные:

  • Мотивировать интерес учащихся к предмету посредством включения их в решение практических задач;

Развивающие:

  • Повышать интерес учащихся к изучению геометрии;
  • Активировать познавательную деятельность учащихся;
  • Формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.

Раздаточный материал: Карточки с заданиями, индивидуальные карты.

ТСО: мультимедийное оборудование, презентация.

Технологическая карта урока

Конспект урока