Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая физиология». 8–9-е классы «Точка Роста»

Разделы: Химия, Биология, Экология, Дополнительное образование

Классы: 8, 9


Пояснительная записка

Актуальность программы

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля. У обучающихся складывается первое представление о творческой научно­исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания Школьники постигают логику научной деятельности в следующей последовательности: исследование явления, накопление информации о нём, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение закономерностей, установление причин их существования, изложение научной информации, постижение методов научного познания.

Курс предназначен учащимся старшей школы естественно-научного, технологического или универсального профилей обучения и может быть, как обязательным учебным предметом по выбору учащегося из компонента образовательной организации в вариативной части учебного плана, так и курсом в рамках внеурочной деятельности и/или дополнительного образования. Пособие рекомендуется использовать для проведения элективных курсов.

Концепция современного образования подразумевает, что учитель перестаёт быть основным источником новых знаний, а становится организатором познавательной деятельности учащихся, к которой можно отнести и исследовательскую деятельность. Современные экспериментальные исследования по биологии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». Для этого учитель биологии может воспользоваться учебным оборудование нового поколения - цифровыми лабораториями.

Цифровая лаборатория позволяет объективизировать получаемые данные и приближает школьные лабораторные и исследовательские работы к современному стандарту научной работы. Раздел «Человек и его здоровье» можно назвать одним из наиболее актуальных в жизни любого из нас. Знания о функциях человеческого организма, об основах здорового образа жизни необходимы не только врачам или биологам. Материал, излагаемый в этом разделе, является актуальным в жизни любого человека, вне зависимости от рода деятельности, который он выберет. В ответ на запросы общества все больше внимания в школьных курсах уделяется проблемам охраны и поддержания здоровья. Широкий набор возможностей, обеспечиваемых цифровыми средствами измерения, не только обеспечивает в ходе практической работы наглядное выражение полученных ранее теоретических знаний, но и демонстрирует их значимость для обыденной жизни.

Цифровая лаборатория по физиологии знакомит с современными методами исследо­вания: функциональными методами оценки биоэлектрической активности сердца (ЭКГ), спирометрией, фотоплетизмографией, что позволит учащимся понять смысл и необходимость медицинских диагностических исследований, с которыми они будут сталкиваться в жизни. Учителю данный набор предоставляет возможность доступно и интересно провести урок, опираясь на современные технологии Наглядность экспериментов, осуществляемых с помощью цифровой лаборатории по физиологии, - ещё одно подтверждение известной фразы, что лучше один раз увидеть (а ещё лучше - попробовать), чем сто раз услышать

При этом эксперимент остается традиционно натурным, но данные эксперимента об­рабатываются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в рациональной гра­фической форме, в виде численных значений, диаграмм, графиков и таблиц. Основное внимание учащихся при этом сосредотачивается не на сборке и настройке экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов проведения эксперимента, накоплении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов

С точки зрения науки эксперимент - это исследовательский метод обучения, который поднимает познавательный интерес на более устойчивый уровень внутреннего желания к самостоятельной деятельности. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у учащихся следует помнить, что лабораторные и исследовательские работы, которые позволяет выполнить данная лаборатория, не являются диагностическими. Это дело врачей и специалистов физиологов с профессиональным оборудованием. Работы, представленные в данном руководстве, дают возможность разобраться в основах методик физиологического исследования, выявить закономерности работы человеческого организма, получить представление о некоторых навыках, требующихся в профессиональной деятельности физиолога или врача функциональной диагностики

Данный курс содержательно связан с курсами математики, физики и химии, т.е. носит интегрированный характер и способствует развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. Физиология - экспериментальная наука, которая располагает двумя основными методами - наблюдением и экспериментом Наблюдение позволяет проследить за работой того или иного органа, но даже при использовании технических средств, даёт ответ только на вопрос «что происходит» Кроме того, результаты наблюдения зачастую могут носить субъективный характер. Поэтому, основным и более объективным методом познания механизмов и закономерностей в физиологии является эксперимент, позволяющий не только ответить на вопрос, что происходит в организме, но и выяснить так же, как и почему происходит тот или иной физиологический процесс, как он возникает, какими механизмами поддерживается и управляется

При изучении любого процесса обычно создают условия, в которых можно вызвать этот процесс и в последующем им управлять. В зависимости от того, какую цель преследует эксперимент, ему соответствует и определенный характер методических приемов.

Физиология составляет теоретическую основу медицины (её фундамент), а значит, физиологический эксперимент рассматривается как важный этап научных клинических исследований вполне понятно, что практические занятия должны быть неотъемлемой частью обучения школьников основам физиологии человека

Цифровая лаборатория по физиологии облегчает сбор и обработку экспериментальных данных, так как позволяет количественно выразить измеряемую величину или определить физиологический эффект точным числовым значением, не зависящим от субъективной оценки исследователя и даёт возможность перехода от качественных оценок к количественным

Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно исследовательской деятельности. Изучение элективного курса рассчитано на 35 часов. Развитие и формирование вышеуказанных качеств возможно благодаря развитию научно-познавательного интереса во время занятий

Целевая аудитория: Учащиеся 8-х и 9-х классов школы.

Цель программы:

  • Развить у учащихся интерес к биологическим наукам и определённым видам практической деятельности (медицине, лабораторным исследованиям и др.), выявить интересы и помочь в выборе профиля в старшем звене;
  • Познакомить с современными методами научного исследования, применяющимися при изучении физиологических процессов организма человека;
  • Вооружить учащихся некоторыми навыками самонаблюдения и лабораторными навыками;
  • Расширить и углубить у учащихся общебиологический кругозор по данной тематике.

Планируемые результаты освоения учебного предмета биологии с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • определение мотивации изучения учебного материала;
  • оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
  • формирование целостной научной картины мира;
  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение научным подходом в решении задач;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;
  • осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планирование пути достижения целей;
  • устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • умение принимать решения в проблемной ситуации;
  • постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;
  • организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
  • прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • поиск и выделение информации;
  • анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
  • выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
  • самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определение понятиям;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
  • планировать общие способы работы;
  • уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
  • способствовать продуктивной кооперации;
  • устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;
  • взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
  • родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, съедобных и ядовитых грибов;
  • опасных для человека растений и животных;
  • сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
  • постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное оборудование);
  • освоить приёмы оказания первой помощи простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
  • доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;
  • развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;
  • применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.

Формы контроля: Контроль результатов обучения в соответствии с данной ОП проводится в форме письменных и экспериментальных работ. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе (Приложение 1).

Срок реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения.

Периодичность занятий: еженедельно.

Длительность одного занятия - 1 час.

Формы и методы обучения: Учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава.

Основное содержание программы элективного курса

Учебно-тематический план

Тема

1

Введение. Работа с лабораторным оборудование.

2

Работа мышц. Электромиография и сила сокращения мышц.

3

Работа мышц. Электромиография и сила сокращения мышц.

4

Работа мышц. Электроокулография и движение глаз.

5

Оформление и защита выполненных работ.

6

Работа сердца. Электрокардиография и физическая нагрузка.

7

ЭКГ. Её изучение. Оценка работы вегетативной нервной системы.

8

Пульс.Давление.Определение средней скорости распространения пульсовой волны.

9

Оформление и защита выполненных работ.

10

Работа мозга,его строение.Электроэнцефалография.

11

Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы.

12

Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы.

13

Поиск электрического диполя по ЭЭГ.

14

Поиск электрического диполя по ЭЭГ.

15

Подготовка работ к защите

16

Подготовка работ к защите

17

Оформление и защита выполненных работ.

18

Психоэмоциональное состояние человека.

19

Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека

20

Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека

21

Дыхание человека. Строение грудной клетки.

22

Определение частоты дыхания и физическая нагрузка.

23

Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно-сосудистую систему.

24

Взаимосвязь различных систем организма человека

25

Взаимосвязь различных систем организма человека

26

Оформление и защита выполненных работ.

27

Внутренняя среда организма.Измерение рН различных жидкостей организма.

28

Внутренняя среда организма.Измерение рН различных жидкостей организма.

29

Процессы дыхания и фотосинтеза в живом организме.

30

Процессы дыхания и фотосинтеза в живом организме.

31

Оформление и защита выполненных работ.

32

Подготовка к зачету.

33

Подготовка к зачету.

34

Зачет

35

Зачет

Содержание программы

Тема 1. Введение. Знакомстсво с оборудованием. Техника безопасности.

Тема 2. Мышцы человека. Их строение, свойства, значение. (4 ч)

Строение О-Дс человека. Строение мыщц. Их работа, особенности.

Исследовательская работа № 1. «Электромиография и сила сокращения мышц.»

Исследовательская работа № 2 «Электроокулография и движение глаз.»

Тема 3. Работа сердца(4)

Значение кровообращения. Движение крови по сосудам. Непрерывность движения крови. Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление. Скорость движения крови Движение крови по венам Кровообращение в капиллярах Иннервация сердца и сосудов. Роль Ф.В.Овсянникова в изучении вопросов регуляции кровообращения Изменение работы сердца под влиянием адреналина, ацетилхолина, ионов калия, ионов кальция Заболевания сердечно­сосудистой системы: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, воспалительные заболевания (миокардит, ревматизм сердца), атеросклероз сосудов. Меры их профилактики (ЗОЖ, медосмотры)

Сердце - центральный орган системы кровообращения Особенности строения и ра­боты клапанов сердца. Пороки сердца врождённые и приобретённые. Кардиохирургические методы устранения пороков сердца, протезирование клапанов. Сердечный цикл: систола, диастола. Систолический и минутный объём крови. Сердечный толчок. Тоны сердца. Автоматия сердца. Проводящая система сердца: типичная, атипичная мускулатура сердца, синусно-предсердный узел, предсердно желудочковый узел. Электрические явления в сердце. Современные методы изучения работы сердца: электрокардиография, эхокардиография, велоэргометрия, стресс-эхокардиография. А.Ф.Самойлов - основоположник русской электрофизиологии и электрокардиографии.

Основные понятия темы: предсердия, желудочки, полулунные клапаны, створчатые клапаны, систола, диастола, синусно-предсердный узел, предсердно желудочковый узел, миокард, эндокард, эпикард, сосудосуживающий нерв, сосудодвигательный центр, электрокардиограмма.

Исследовательская работа № 3. «Электрокардиография и физическая нагрузка».

Исследовательская работа № 4«Оценка работы вегетативной нервной системы».

Исследовательская работа № 5. «Определение средней скорости распространения пульсовой волны».

Тема 4. Строение и работа мозга человека (8 ч)

Строение, работа головного мозга.

Л.Гальвани и А.Вольт - история открытия «животного электричества». Потенциал покоя, мембранно-ионная теория. Потенциал действия. Изменение ионной проницаемости мембран. Калий-натриевый насос. Значение регистрации биоэлектрических явлений. Методы изучения биоэлектрических явлений в организме: электроэнцефалография, электромиография.

Основные понятия темы: потенциал покоя, потенциал действия, проницаемость клеточной мембраны, ритмы электроэнцефалограммы: альфа-ритм, тета-ритм, бета-ритм, дельта­ритм.

Исследовательская работа № 6. «Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы.»

Исследовательская работа № 7 «Поиск электрического диполя по ЭЭГ»

Тема 5. Психоэмоциональное состояние человека. (2 ч)

Психика человека. Эмоции человека.

Исследовательская работа № 8. «Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека».

Тема 6. Дыхание (3ч)

Значение дыхания. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Парциальное давление кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и альвеолярном воздухе и их напряжение в крови. Зависимость газообмена в лёгких от величины диффузной поверхности и разности парциального давления диффундирующих газов. Перенос газов кровью. Причины гибели людей на больших высотах. Дыхательные движения. Глубина и частота дыхательных движений у разных групп населения. Зависимость дыхательных движений от тренировки организма. Жизненная ёмкость лёгких Необходимость определения функций внешнего дыхания у призывников. Регуляция дыхания: автоматизм дыхательного центра, рефлекторное изменение частоты и глубины дыхательных движений, гуморальное влияние на дыхательный центр. Нарушение целостности дыхательной системы. Оживление организма Клиническая, биологическая, социальная смерть.

Основные понятия темы: диффузия, парциальное давление, напряжение газов, гемоглобин, оксигемоглобин, дыхательные мышцы, диафрагма, лёгочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, пневмоторакс, спирометр, дыхательный центр

Демонстрация: схема механизмов вдоха и выдоха.

Исследовательская работа №9. «Определение частоты дыхания и физическая нагрузка».

Исследовательская работа № 10. «Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно-сосудистую систему».

Тема 7. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Роль ферментов во внутриклеточном обмене. Роль белков в обмене веществ, их специфичность. Нормы белка в питании, биологическая ценность белков. Обмен углеводов и жиров. Значение воды и минеральных солей в организме Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена Обмен энергии: прямая и непрямая калориметрия, основной обмен. Энергия пищевых веществ, нормы питания, режим питания. Нарушения обмена веществ: ожирение Основные понятия темы: ассимиляция, диссимиляция, внутриклеточный обмен, водный баланс, аминокислоты: заменимые, незаменимые; белки: полноценные, неполноценные; гликоген, диабет, осморецепторы, калориметрия.

Исследовательская работа №11. «Взаимосвязь различных систем организма человека».

Тема 8. Внутренняя среда организма. (5ч)

Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз. Роль различных органов в под­держании гомеостаза. Кровь - одна из внутренних сред организма; значение крови, количество и состав крови. Плазма крови. Осмотическое давление плазмы крови. Солевые растворы: изотонический, гипертонический, гипотонический. Гемолиз эритроцитов. Белки плазмы крови Физиологический раствор. Водородный показатель крови. Клетки крови: эритроциты, их количество, форма. Подсчёт эритроцитов, счётная камера Горяева. Значение эритроцитов в поддержании постоянства внутренней среды. Скорость оседания эритроцитов, прибор Панченкова. Лейкоциты, их количество. Разнообразие форм лейкоцитов: зернистые (базофилы, эозинофилы, нейтрофилы), незернистые (лимфоциты, моноциты). Лейкоцитарная формула здорового человека. Изменение соотношения различных форм лейкоцитов под влиянием заболеваний и лекарственных препаратов. Фагоцитоз - защитная реакция организма И.И.Мечников - основоположник учения об иммунитете. Тромбоциты. Свёртывание крови. Группы. крови. Переливание крови. Работы Ж.Дени, Г.Вольфа, К.Ландштейнера, Я.Янского по переливанию крови. Резус-фактор эритроцитов. Гемолитическая желтуха у новорожденны. Механизм агглютинации эритроцитов. Правила переливания крови. Способы переливания крови: прямое, непрямое переливание

Основные понятия темы: гомеостаз, разные диапазоны показателей внутренней среды, осмотическое давление, изотонический раствор, гипертонический раствор, гипотонический раствор, водородный показатель, сыворотка, фибрин, фибриноген, тромбин, протромбин, тромбопластин, глобулины, гепарин, фибринолизин, гирудин, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, донор, реципиент. Демонстрация: таблицы «Строение крови», «Группы крови человека», «Лейкоцитарная формула здорового человека», «Схема возникновения гемолитической болезни новорожденных»

Исследовательская работа №12.« Измерение рН различных жидкостей организма.»

Исследовательская работа № 13. «Процессы дыхания и фотосинтеза в живом организме.»

Тема 9. Защита проектных работ (4 ч)

Предлагается для проектной работы следующие темы (примерные):

  1. Динамика физической работоспособности (PWC170) и МПК в недельном и месяч­ном циклах тренировки у спортсменов избранной специализации.
  2. Динамика ЧСС в покое и после специальной нагрузки у спортсменов в выбранной специализации в недельном и месячном циклах тренировочного процесса.
  3. Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.
  4. Динамика индекса физической работоспособности (ИГСТ) в Гарвардском степ-тесте в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов выбранной специализации.
  5. Сравнительная характеристика функционального состояния нервно-мышечного аппарата у спортсменов различных специализаций и квалификации по данным миотонометрии.
  6. Характеристика показателей внешнего дыхания (ЧД, время произвольной задержки дыхания) в покое и после работы различной мощности.
  7. ЧСС и АД при работе разной мощности.
  8. Физиологическая характеристика предстартовых состояний по выраженности реак­ций АД и ЧСС в зависимости от значимости соревнований.
  9. Физиологическая характеристика предстартовых состояний по выраженности реак­ции ЧД и времени произвольной задержки дыхания в зависимости от значимости со­ревнований.
  10. АД и ЧСС в предстартовом состоянии в зависимости от вида разминки.
  11. Качество реакции ССС на физические нагрузки (по пробе Руфье) - определяется ЧСС и АД.
  12. Влияние дозированных физических нагрузок на степень насыщения артериальной крови кислородом (оксигемометрия).
  13. Изменение некоторых гемодинамических констант (ЧСС, АД, УОК, МОК) при выполнении стандартной физической нагрузки (степ-тест).
  14. Некоторые константы вегетативной нервной системы как показатели тренированности организма (орто-, клиностатическая пробы, вегетативный индекс Кердо).
  15. Адаптивные изменения некоторых функциональных показателей органов дыхания при физических нагрузках (ЖЕЛ, МОД, пробы Штанге и Генча).
  16. Психофизиологическая диагностика в спортивном отборе.
  17. Оценка функционального состояния ЦНС у спортсменов.
  18. Оценка состояния регулирования сердечного ритма по данным вариационной пульсометрии.
  19. Влияние соревновательных нагрузок на характер регулирования сердечного ритма.
  20. Динамика активности нервно-мышечного аппарата (по показателям кистевой динамометрии, миотонометрии, теппинг-теста) у представителей выбранной специализации в годичном цикле тренировочного процесса.
  21. Сравнительная характеристика двигательных способностей у представителей выбранной специализации по времени двигательной реакции.
  22. Динамика ЧСС у представителей выбранной специализации на стандартную спе­циальную нагрузку в отдельные периоды годичного цикла тренировки.
  23. Изменение частоты дыхания в микроцикле в зависимости от объёма тренировочных нагрузок.
  24. Динамика реакции на движущийся объект в зависимости от мощности выполненной нагрузки.
  25. Психофизиологические особенности спортсменов в избранном виде спорта.
  26. Значение индивидуально-типологических особенностей для выбора стиля соревновательной деятельности спортсмена.
  27. Влияние индивидуальных биоритмов на работоспособность подростка в избранном виде спорта.
  28. Определение энерготрат при выполнении конкретных упражнений в избранном виде спорта.
  29. Энергетическая, пульсовая и эмоциональная стоимость работы у школьников, занимающихся разными видами спорта.
  30. Определение уровня общей работоспособности у спортсменов разных специализаций.
  31. Максимальная лёгочная вентиляция (МВЛ) как метод оценки функционального состояния спортсменов.
  32. Влияние систематических занятий спортом на состояние жизненной ёмкости лёг­ких (ЖЕЛ).
  33. Утомление при выполнении различных физических упражнений.
  34. Развитие мышечной силы у подростка.
  35. Оттенка йшнкттиона явного состояния v споптсменов разных специализаций.