Взгляд, улыбка, дистанция. Что поможет в общении?

Разделы: Логопедия


По манере поведения, по жестам и мимике, позам нам удается увидеть в ребенке, в какой семье он воспитывается, насколько прививают ему взрослые правила и нормы человеческого общежития. Это очень важно формировать в малыше умение общаться не только словесно, но и несловесно - жестово - мимически. Поэтому заглянем в ту область, которую исследователи называют невербальными, т.е. несловесными компонентами коммуникации.

Мы всегда распознаем человека, который хочет к нам обратиться, распознаем по его позе, которую можно назвать позой адресации, по выражению «вопрошающих» глаз, по некоторым движениям рук. Все эти сигналы поданы нам несловесно, невербально, но мы их хорошо понимаем, и сами понимаем позу слушателя - замедляем движение, если куда-то шли, приостанавливаемся, на лице у нас выражение внимания, готовности принять вопрос или просьбу другого. Ясно, что непосредственное контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации - жестов. Мимики, позы, голосовых интонационных модуляций речи.

Невербальные средства и речевой этикет связаны теснейшим образом. И там, и здесь передается богатая гамма социальной информации о партнерах по общению: кто-то кому-то может бросить небрежно «привет!» и лишь кивнуть головой, а для какого-то адресата это совершенно неприемлемо, для него требуется полное произношение «здравствуйте!» (не «здрасть!»), улыбка и почтительный поклон. Изучением невербальной коммуникацией занимаются специалисты разных областей знания: философы, психологи, социологи, лингвисты, наконец, те, кто преподаёт иностранные языки, русский язык в национальных школах и вузах. Ведь если не научить жестовой и другой невербальной системе в изучаемом языке, то говорящий будет «исполнять» жесты, свойственные родной культуре.

Попробуем «увидеть» все обилие движений, взглядов, поз и т.д. Прежде всего различают движения просто физиологические и коммуникативно значимые. Вот человек почесал в затылке, потому что чешется, - это только физиология. Но вот он почесал в затылке в знак озадаченности, досады - это уже передача информации, жест «говорящий». Можно потереть лоб, чтобы снять головную боль, а можно в знак припоминания чего либо, можно приподнять плечи, пошевелив ими, когда они устали, а можно пожать плечами, «сказав» этим «не знаю», можно развести руками на физкультурных занятиях, а можно развести руками, сказав «ничем не могу помочь, «ничего не поделаешь» и т.д. Здесь же мы выделим непроизвольные реакции организма на какие-то раздражения как симптомы состояний, которые могут принимать на себя долю выражения эмоций, и как их «прочитывает» собеседник. Мы краснеем от стыда и бледнеем от гнева, и это в некоторых случаях служит для собеседника учитываемым в общении сигналом.

Коммуникативных жестов очень много, можно погрозить пальцем и подозвать кого-то кистью руки, прижать руку к сердцу и указать на себя (пальцем в грудь), поцеловать руку женщине в знак приветствия, кому-то помахать рукой, прощаясь. Общение буквально пронизано жестами!

Типизированные коммуникативные жесты, мимические движения в языке названы в виде своеобразной фразеологии. Читая художественное произведение, мы постоянно сталкиваемся с авторским описанием невербальной коммуникации персонажей, именно с описанием. Писатель нам дает словесную картину: «он приподнял брови» (и мы понимаем, что удивился); «она махнула рукой на это» (смирилась с безнадежностью усилий); «она прищурилась» (признаем долю недоверчивости); «он хлопнул себя по лбу» (читаем: «понял, нашел, вспомнил»). И персонажи встают перед нами как живые, во всем богатстве, не только речевых, но и жестово-мимических проявлений

Жест различают, как динамичное движение (руки, ноги, головы и т.д.) и как позу. Вспомним финальную сцену в «Ревизоре» - поза изумления, притом массовая. Также различают и мимику - как динамичное движение (мышц лица) и как застывшую мимику. С помощью мимики передается вся палитра человеческих эмоций. Недаром психологи отводят столь пристальное внимание изучению мимики как способа выразить эмоциональное отношение. А это - красноречивое подтверждение значимости невербальных, в частности мимических, средств общения.

Особого внимания на лице заслуживает, конечно, взгляд, «язык глаз». Собственно, глазами можно выразить любое чувство: радость, печаль, гнев, восторг, любовь, ненависть, презрение, сомнение, доверчивость. Ясно, что и индивидуальные особенности человека накладывают отпечаток на его взгляд, на всю его жестикуляцию и мимику. Бывает взгляд бегающий, взгляд липкий, взгляд преимущественно в сторону, бывает взгляд, открытый.

И еще одно мимическое движение особенно высоко ценится в общении. Это улыбка. Улыбка, как и вежливость существует только для собеседника, никакой «самоценностью» она не обладает. И тем не менее, посланная собеседнику имеет поистине магическую силу. Улыбка (не саркастическая!) немыслима рядом с грубостью, недоброжелательством, улыбка - как бы личностное выражение вежливости и заинтересованности. Неслучайно психологи, педагоги, писатели призывают нас использовать улыбку и в воспитании младенца, призывают улыбаться грудничку, приучать «завтрашнего» человека к доброжелательности, к человеколюбию. Ведь раздраженный тон, грубые выражения, недоброжелательность, вполне вероятно, хотя и совершенно бессознательно, воспитывают человека в «силовом поле отрицательного знака». Можно сказать, что улыбка создает «поле положительного знака». Очень хотелось бы, чтобы человек, чья профессия предполагает общение с людьми, владел этим замечательным качеством! Ну а медики твердят к тому же, что улыбаться полезно для здоровья!

Важным средством общения является интонация. Тембр, интонация образуют тот фонд значимых фонаций, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств, и весь спектр социальных и личностных отношений. Ваш голос рассказывает о вас. Печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние, сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата. И не случайно писатели помечают именно голосовое, фонационное сопровождение произносимых персонажами высказываний: сказал он «мягко», «вкрадчиво», «грубо», «вызывающе», «с улыбкой», «сквозь зубы», «радушно», «приветливо», «угрюмо», «злобно». И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы ощущаем взаимоотношения персонажей, их чувства.

Кроме изучения коммуникативных жестов и мимики, специалисты по общения исследуют и расположение собеседников относительно друг друга. Эта научная и практическая область невербального общения рассказывает нам, какие удобные для беседы расстояния выбирают партнеры. Оказывается, люди разных национальностей при разговоре совершенно непроизвольно располагаются от собеседника на вполне определенной дистанции. Если собеседник слишком далек, человек теряет с ним контакт; если же дистанция слишком коротка, возникает ощущение неудобства.

Так, для жителей Средней и Северной Европы нормальная дистанция для разговора составляет в среднем около метра, а для южан нормальным считается расстояние втрое меньше. Поэтому, когда между собой общаются люди разных национальностей, могут возникнуть забавные недоразумения. Так, если англичанин будет разговаривать с итальянцем, то первый будет непроизвольно отодвигаться от второго на удобное для него расстояние, в то время как собеседник станет непрерывно наступать, тоже стремясь занять удобную позицию. Но из-за этого даже мирный разговор может приобрести неожиданную окраску: у наблюдателя может создаться впечатление, будто он присутствует при бурном споре, в котором англичанин явно уступает итальянцу.

Французский психолог Франсуа Сюлже в книге «Правда о жестах» приводит следующие данные. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7 % значимости, интонации - 38%, а мимике и жестам - 55%. Всего один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов. Ведь как выразительно наше лицо, как бесконечно обилие мимических знаков. Можно их перечислить, назвать: «он скривился», «округлил глаза», «вытаращил глаза», «скорчил рожу», «расцвел улыбкой», «уголки губ опустились», «задрал нос», «надулся», «удивленно приподнял бровь», «недоверчиво усмехнулся».

Итак, жест и поза, мимика и выражение лица, интонация, расположение собеседников в пространстве относительно друг друга, «язык» повседневного поведения - все это составляет обширную область невербальной коммуникации, такой «добавки» к языку, которая нередко выражает даже больше самого языка.