Методы развития творческих способностей школьников на уроках музыки. Тема: «Струнно-смычковые инструменты»

Разделы: Музыка


Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. 3 класс.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Ознакомить учащихся с музыкальными инструментами струнно-смычковой групп и вызвать интерес к ним.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с инструментами;
  • научить детей слышать звук каждого инструмента и различать их;
  • развивать ассоциативно-образное мышление при звучании музыкальных произведений

Жанр урока: интегрированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, иллюстрации.

Музыкальный материал: Г.В.Свиридов. «Вальс» («Метель»), А.Дворжак. «Мелодия», Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля», П.Чайковский «Вальс цветов».

Блок 1. Мотивация

Блок обеспечивает мотивацию учащегося к знаниям и развивает его любознательность. В этом блоке важно заинтересовать учеников предлагаемом для изучения материала. Используется краткий рассказ об истории создания инструментов, скрипичных мастерах с дальнейшим просмотром и прослушиванием музыкального отрывка в исполнении симфонического оркестра.

Блок 2. Содержательная часть

В ходе урока используется метод восприятия. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий
музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе дети осведомлены о том, как вести себя во время прослушивания музыки: что, когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. Метод ассоциативно-образного мышления применяется в ходе урока при прослушивании «Полета шмеля» Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Соло струнно-смычковой группы дети воспринимают как полет насекомого.

Блок 3. Психологическая разгрузка. Творческое задание.

Во время прослушивания «Вальса» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» использую Приём «Слушание рукой». Предлагаю детям «взять» в свои руки звук и «вести» его, строго следуя за движением музыки, имитируя танец. Метод импровизации - первооснова художественного творчества детей. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии.

Учитель: «Мы с вами цветы на летнем лугу. Пусть каждый из вас пусть выберет, - каким, он будет цветком. Покажите этот цветок. Представьте, что наступил вечер, цветы закрыли свои бутоны и заснули.

Что же произойдёт с цветами дальше? (Звучит музыка. Дети движениями показывают характер музыки).

Дети сразу движениями показали, что «цветы» проснулись и устно описали картины природы, которые представили под музыку. Вывод: в 8-9лет многие дети не способны представить что-либо без предварительного рассказа со стороны учителя. Чтобы добиться успеха в развитии воображения и творчества у младших школьников нужно, как можно чаще предлагать детям задания, такие как: «Представьте, что вы кто-то», «Покажите кого-то» и расскажите о своих впечатлениях.

Пластическое интонирование. «Пластическое интонирование» - это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, - это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.

На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - «пластическим интонированием». Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и
заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Для успешной и продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время учитель должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью, творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика. Несомненно, для продуктивной творческой деятельности учеников учитель должен проводить нестандартные уроки и использовать интерактивные методы обучения. Также педагог, заинтересованный в творческом развитии учащихся, организовывает исследовательскую деятельность учеников.

При повторном прослушивании предлагается встать в пары и самим потанцевать вальс. Затем дети садятся на свои места и каждый рисует «Вальс цветов». В этом творческом задании я продолжаю учить детей «видеть» музыку.

Исполнение. Метод позволяет включиться всем ученикам в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развития его способностей, умений.

«Вальс» Г.В.Свиридова («Метель»). Я - за роялем, а у учеников музыкальные инструменты: металлофон, флейты, трещотки, бубны. Кто-то из ребят дирижирует. Исполнение способствует повышению интереса к классической музыке и культуре, росту творческой активности. У учащихся появляется умение видеть прекрасное в реальном мире, расширяются, развиваются образно-эмоциональные чувства. Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в небольшом оркестре или инструментальном ансамбле, музыкальном спектакле). Этот метод всегда присутствует на наших занятиях на уроках, во внеклассной деятельности. Дети любят петь в хоре, выступать в вокальных, инструментальных ансамблях, ставить музыкальные сценки.

Блок 4. Головоломка

Для закрепления темы урока детям предлагается решить музыкальный кроссворд, в который включены названия струнно-смычковых инструментов, имена скрипичных мастеров.

Блок 5. Интеллектуальная разминка

представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся. На уроках предлагается такое творческое задание, как Сочинение. Детский возраст - период бурной деятельности, воображения и важный период для развития этого ценного качества. И необходимо создать условия для его развития в школе, потому что воображение - одно из важнейших качеств в развитии творческой личности. Отбросьте его - и уничтожается возможность прогресса в науке, искусстве. Ведь давно известно, что всему новому всегда предшествовала мечта, работа воображения. Без воображения не возможна творческая интуиция. А потребность ребёнка проявлять себя в творчестве - очень велика, её удовлетворение даёт ему интенсивное ощущение радости жизни. Воображение играет огромную роль во всей психологической жизни детей, в их умственном развитии. Человек с бедной фантазией видит лишь то, что у него перед глазами, что бросается в глаза каждому, он не может постичь глубинной сути явлений. Ребёнок, наделённый силой воображения, во всём найдёт черты, менее бросающиеся в глаза, но зато самые характерные для данной вещи, составляющие её суть. В его воображении данная вещь станет живой, особенной, наделённой неповторимыми чертами. Он уловит сходство между нею и другими подобными предметами и явлениями, он сумеет сравнить и сопоставить, подметить в них главное, самое существенное. Развитие воображения, является толчком для творческой деятельности ребёнка. Наиболее естественно и полно творческая фантазия и воображение ребят проявляется в игра х.

Размышление. Большое внимание я уделяю слову о музыке, т. к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.

Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание- проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке.

Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Важна и речевая интонация, которая дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение "Дневника музыкальных впечатлений", где дети отражают свои размышления. Дети его заводят со второго класса. В начале, чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении.

Размышлению о музыке помогали предложенные детям стихи И.Бунина, Майкова, Тютчева, Николая Рубцова, а также репродукции с картин Левитана, Шишкина.

Взаимодействие яркого музыкального, живописного и поэтического образов - животворный источник воспитания благородных чувств и стремлений, которое учить ценить и видеть красоту своей Родины.

От исследования одного чувства переходим к следующему этапу: исследованию причин такой мимолётности, изменчивости. Я прошу вспомнить ситуации, когда подобные чувства охватывали самих детей, чтобы выстроить, предугадать логику развития этого чувства. Ученики говорят о том, что может быть потому, что в наших краях так долго длятся холода, а весна наступает медленно и неохотно, каждый русский человек с особой остротой чувствует конец тёплого лета и прощается с ним с тоскливой грустью. Вспоминают жизнь С.Рахманинова, его ностальгию по России, свои ощущения расставания с домом, школой.

Так, изучая музыку, ученики начинают чувствовать и понимать, что они изучают жизнь, что музыка - это сама жизнь, что она подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.

В конце урока даю задание: написать синквейн по пьесе С.В.Рахманинова. Этот метод является одним из методов развития критического мышления. Он помогает учиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Прелюдия С.В.Рахманинова

Трепетная, тоскливая.
Печалит, щемит, прощается.
Я почувствовал себя поэтом.

Русская душа. Митюшов Антон
Прелюдия

Грустная, светлая.
Печалит, облагораживает, возвышает.
Родина для русского человека - это святое.

Прощание... Гончаров Андрей
Прелюдия

Тонкая, задумчивая.
Завораживает, очаровывает, грустит.
Делает нас душевными, понимающими

Воспоминание... Матэуш Владислав Прелюдия

Моросящая, прощальная.
Зовёт к романтике, врачует душу, уносит в красоту.
Хочется делать мир добрее, лучше.

Осенняя пора... Филков Антон

Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.

Блок Резюме

По окончании урока учитель поводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимися. Учащиеся должны оценить занятие.

Заключение

В этой статье приведено всего несколько примеров, но можно увидеть, какой потенциал для творческого развития всё это может дать на уроках. Важно только правильно выстроить процесс преподнесения материала, вести его по пути исследования художественного мышления композитора. И когда учащиеся поймут, что это логика человеческого мышления вообще, тогда им станут понятны шедевры и ценности культуры. Мы будем вместе идти к поставленной цели, а значит, заниматься подлинным творчеством.

Ссылки на источники

  1. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование ХХI века. Теория и практика Монография. (С грифом УМО по профессионально-педагогическому образованию). - М.: МГИУ, 2008. - 306 с.
  2. Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
  3. Утёмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С.70.
  4. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования: Федер.
  5. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. - № 1897 - ФЗ
  6. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - Москва, «Просвещение», 1980.
  7. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. - Москва, «Просвещение», 1981.
  8. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. - Москва, «Просвещение», 1989.
  9. «Искусство в школе» № 2. - Москва,1994.
  10. От творчества методиста к творчеству учителя. Под ред. Л.Дугановой. - Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.