Сложно себе вообразить современного благовоспитанного человека, никак не способного много и продуктивно работать, никак не обладающего познаниями о находящемся вокруг него производстве, производственных взаимоотношениях, а также процессов [6]. только Трудовое воспитание - значимый, проверенный столетиями принцип развития всестороннего и гармоничного развития личности.
Трудовое воспитание включает в себя те стороны процесса, где происходят рабочие действия, формируются производственные взаимоотношения, исследуются орудия труда и методы применения. Труд в ходе обучения выступает и как главное условие формирования личности, и так же как метод креативного изучения окружающего нас мира, приобретения навыка посильной трудовой деятельности в разных областях труда и ещё как необходимый элемент общего образования [2].
Следуя принципу взаимосвязи обучения с трудом, школа, семья, социум обязаны организовывать различную трудовую развития деятельность обучающихся, вовлекать их в трудовой процесс.
Участие в общественном труде гарантирует накапливание навыка социального поведения, а также развитие также общественно значимых личностно-деловых качеств. Но следует иметь в виду то, что развивает не сам труд, но его общественное и интеллектуальное содержание, включенность в социально важных взаимоотношений, предприятие и высоконравственная направленность.
Можно выделить следующие функции трудового воспитания:
- положительное воздействие на физиологическое формирование личности (в особенности, если деятельность производится на улице);
- развитие интеллектуальных способностей;
- труд представляет немаловажную значимость в воспитании нравственности;
- позволяет более адекватно оценивать себя и свои возможности (в ходе работы человек осознает, в какой степени он значим для формирования сообщества);
- налаживание дружеских, а также общественных отношений (в ходе работы человек обучается общественному труду, но кроме этого ещё и разделяет обязанности сред коллег); помогает подобрать подходящую профессию, установить свою предрасположенность к конкретному типу работы [3].
Для педагогов значимой является организация трудовой деятельности, которые имеют различную направленность. Это может помочь учащимся попробовать собственные силы в каком-нибудь деле, а также сделать правильный выбор в предстоящей профессии [1].
Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.
«Окружающий мир» в начальной школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а так же о взаимодействии человек и природы. Ведущими методами работы в области окружающего мира являются практические методы, проектирование, наблюдения в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Но не один урок не возможно провести без использования наглядных средств обучения как традиционных, так и современных инновационных средств обучения. [4]
Отсутствие на уроках наглядности может приводить к снижению интереса и ограниченности знаний об окружающем мире. Вместе с тем, еще
выдающийся педагог И.Г.Песталоцци говорил: «Я просто установил высший, основной принцип обучения, признав наглядность основой всякого познания».[7] Мультимедийные технологии открывают следующие возможности преподавателям:
- отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив учителю широкий спект действий;
- возможность использовать интеллектуальные формы труда,освобождают от изложения значительной части учебного материала;
- проблемы долгих операций, связанных с обработкой умений и навыков.
Благодаря новым мультимедийным технологиям, стало возможным, во-первых, использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, во-вторых, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи [7]. В-третьих, мультимедиа выступления позволяют оптимизировать процесс взаимодействия учитель-ученик, предполагая наглядность выдаваемой информации. В-четвертых, создавать свои уроки - игры для ученика. В ходе такого обучения дети учатся не только приобретать, но и применять информацию, уметь работать с этой информацией. Позволяет сосредоточить свои усилия, прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. [2]
Как и вся нравственная структура личности, трудолюбие, представляющее собой одно из важнейших нравственных качеств личности, формируется в ходе воспитательного процесса.
Труд - основное средство развитии воспитания. Указывая на это, А.С.Макаренко уточнял, что не всякий труд благоприятен для личностного взаимодействии развития ребенка. Так, маловлиятельным фактором он называл труд, который не требует усилий и усердия, не связан с общественной коллективной заботой. Такой труд, давая ощущение собственной полезности и честно заработанного отдыха, но не порождает новых целей, не вызывает более высоких мотивов, то есть, не сказывается на психическом, духовном развитии человека [3].
Система воспитании трудового воспитания В.А.Сухомлинского базировалась на идее о способности труда наиболее полно и более ярко раскрывать природные задатки обучающегося. Процесс трудового воспитания должен основываться не только на потенциальном благе для общества, но и на благе самого ребенка.
Анализируя опыт по воспитательной работе в своей школе, В.А.Сухомлинский отмечал, что «процесс воспитания трудолюбия неотделим от формирования моральной зрелости воспитанника и также осуществляется всей системой учебно-воспитательной работы школы, семьи, общественности» [6].
В трудах В.А.Полякова, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукиной действий особое внимание уделяется мотивации участия в труде, социальной значимости мотивов трудовой деятельности.
Исходя из вышеизложенного, трудолюбие следует рассматривать в качестве нравственной ценности. При этом нравственную сторону труда определяет, главным образом, тот факт, что труд является основным условием человеческого существования [6].
В настоящее время в наши школах уже заложены основы познавательной системы духовно-нравственного развития и воспитания, в которых отражается проблема воспитания трудолюбия обучающихся. В Программе духовно-нравственного развития и воспитания каждое из направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Таким образом, формирование трудолюбия у младших школьников может быть рассмотрено как педагогическая проблема, требующая целенаправленных и эффективных действий по ее разрешению.
Список литературы
- Абитова Ф.В. Проблем взаимоотношения этнопедагогики и современной национальной школы // Вопросы воспитания: теория и практика. Вып 11. - Пятигорск: ПГЛУ, 2013.-159 с.
- Ефимов, В.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании школьников. / В.Ф.Ефимов. // Начальная школа. - 2019. - № 2. - 38-42 с.
- Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 346 с.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. Педаг-х учеб. заведений / И.Г.Захарова. - М.: Академия, 20017. - 192 с.
- Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: учеб. Пособие для вузов. - М.: РУДН, 2019. - 99 с.
- Иванова, С.А. Цифровизация в системе школьного образования России. / С.А.Иванова. // IV Международный научно-исследовательский конкурс «Лучший преподаватель 2019». - Пенза, 2019. - 9-12 с.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 2017.- 94 с.