Школа читательского мастерства. Количественный анализ лексики. Точка зрения

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Прыжок»


В третьем классе ребята осваивают способ количественно-качественного анализа лексики прозаического текста. Постановочным занятием для освоения этого способа работы стало чтение не самого простого для понимания рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».

В нём нет ни одного имени. Ни пейзажа, ни портрета, ни диалога, он скуп на средства художественной выразительности. Так, иллюстрация для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Да ещё раздражает бесконечно повторяющееся «мальчик». Мы бы в ученическом сочинении подчеркнули это слово красной пастой и повелели заменить синонимами. С Толстым Л.Н. так не поступишь, придётся задуматься, чего же это классик расповторялся?

Заранее распечатаем рассказ каждому ученику (так желательно делать всегда). Для работы ребятам понадобятся маркеры разных цветов: выделять ответы в тексте, считать выделенные слова и размышлять.

Сформулируем и запишем первичное восприятие (скорее всего, мы обогатились пониманием, что нельзя забираться на мачту.)

Поразмышляем над прочитанным. (Чтобы было видно, как наслаивается содержание, текст рассказа надо было бы привести четырежды, каждый раз графически отмечая нюансы понимания.)

1. Как назван главный герой? Задание ребятам: Отметьте в тексте маркером одного цвета (для удобства работы можно договориться, каким) одно и то же слово-название, другими - другие. Например, жёлтым и фиолетовым. Чёрно-белый формат не позволяет нам сделать это, будем использовать нижнее подчёркивание точками и чёрточками. (К членам предложения это никакого отношения не имеет.)

Идеально, если результаты можно дублировать на интерактивной доске. Вот что мы выделили: 15 раз герой назван «мальчик», 2 раза «сын капитана», 2 раза «сын» (докажем, что это не одно и то же). Ребятам понадобился ещё один маркер, красный, нам - чёрточки с точками.

Сыном герой назван тогда, когда мы видим его глазами отца, вышедшего из своей каюты. До этого капитан не видит ни своего ребёнка, ни того, что происходит на палубе.

2. Кто ещё находится на палубе и как эти герои названы?Ответы ребята пометят зелёным маркером, а мы - сплошной линией. Результаты наблюдения: «народ» - 2, «матросы» - 1, «молодцы матросы» - 1, «все» - 5, «кто-то» - 1, «никто» - 1.

Безликость. Почему Л.Н.Толстой показывает толпу, а не отдельных людей? Обсуждаем и записываем.

3. Кто как ведёт себя? (Договоримся, что обезьяна как герой в данном рассказе нас не интересует). Ребята работают голубым маркером, а мы подчёркиваем двумя чертами.

Ребятам понадобились ещё два маркера. Серый, потому что отец мальчика вел себя совершенно иначе, чем остальные герои. Тёмно-зелёный: мы увидели, что герой рассказа дважды назван «тело мальчика». У нас же появились волнистая и жирная линии.

Вот как в итоге выглядит текст.

Л.Н. Толстой. Прыжок (быль)

Сгруппируем найденную информацию для удобства работы.

А. Все

  • засмеялись,
  • матросы громче стали смеяться,
  • все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын,
  • замерли от страха, молча смотрели на него и ждали, что будет,
  • кто-то ахнул от страха,
  • 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море,
  • схватили и вытащили на корабль.

Все - это пассажиры и команда парусника. Всем одинаково скучно. Корабль возвращается из кругосветного путешествия. Около года пути. Все истории давно рассказаны, книги прочитаны. Люди утомлены однообразием дальнего плавания. День за днём одно и то же: море, небо, чайки. Всё наскучило. Не случайно на палубе обезьяна: её взяли в рейс веселить, забавлять пассажиров.

И вот - развлечение для всех. Обезьяна дразнит сына капитана.

Читателю неизвестно, были ли на корабле другие дети. Но на этого ребёнка все присутствующие на палубе смотрят пристально. (Ситуация знакома: людям свойственно проявлять особое внимание к детям начальников, известных людей… При удобном случае интересно выяснить, «не отдыхает ли природа» на этом представителе известной фамилии).

Толпа обрадовалась нечаянному веселью. «На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын…» Маленькое жестокое слово «и» уравняло для скучающих бездельников обезьяну и ребёнка, который вслед за ней взобрался на верхнюю перекладину мачты. Никто из взрослых и не подумал его остановить, пока мальчишка не отпустил верёвку и не пошёл по перекладине мачты к её краю за шляпой… Только в этот момент взрослые осознали: подросток в смертельной опасности.

Б. Мальчик

  • Остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать,
  • погрозил ей и крикнул,
  • покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину,
  • мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха,
  • очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину,
  • от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался,
  • мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Что же рассказал нам сгруппированный материал о мальчишке? Чтобы понять главного героя, вернёмся к началу текста. Сколько примерно длится кругосветное путешествие на парусном корабле? Почему 12-летний ребёнок год не дома? Восстановим по фабуле предположительные предшествующие путешествию события. Почему автор не говорит читателям о том, что мальчик, вероятнее всего, сирота?

Вторая группа вопросов касается поступка героя. Почему мальчишка-подросток полез на мачту? Шляпы жалко? Но она уже разодрана, почему ему обязательно надо отобрать остатки шляпы у обезьяны?

Кем он себя чувствует - 12-летним мальчишкой или капитанским сыном? Где он ведёт себя как мальчик, а где как сын капитана? Почему так поступает? Матросы громче стали смеяться… Пока смеялись все, он злился, чуть не плакал, но терпел. Но и матросы смеются над ним, сыном капитана. Он не смеет быть трусом, подвести отца… Мальчик покраснел, снял куртку и полез на мачту.

Анализируя текст, мы сами интуитивно нашли ещё один инструмент понимания текста, который Ю.Лотман назвал «точка зрения». Об одном и том же герое или событии персонажи произведения, читатели, автор могут думать по-разному. Автор словно кричит толпе: остановите его, это ребёнок! 15 раз в рассказе слово «мальчик»! Но «все» его не слышат, для них это капитанский сынок. Пока мальчик не становится телом мальчика.

Анализ текста рассказа будет неполным, если мы в нашем разговоре не затронем образ отца и не продолжим разговор о семейных ценностях.

В. Отец

…капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» …
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Почему капитан собрался пострелять чаек? Это не вопрос детям, никакие домыслы здесь не нужны. Иногда на игре возникает информация, которую нужно просто объяснить, не тратя драгоценного времени. Толстой писал рассказ в конце девятнадцатого века, тогда ещё не возникло и тени экологической катастрофы планеты. Капитану, как и всем на корабле, было скучно. Но он - «первый после Бога» (так называет команда настоящего капитана) - и скучать должен, как лидер, человек с большой буквы. Поэтому он собирался показать, как метко стреляет. А чайки - их как грязи, чего жалеть…

Но почему он целится в мальчика? Почему кричит: «Прыгай или застрелю!»? Неужели действительно собирается стрелять? Нет, конечно. Не было времени для диалога. «Мальчик шатался, но ничего не понимал». В любую секунду он мог упасть и разбиться. Отцу надо было заставить сына сделать единственно возможное для спасения: прыгнуть в воду с огромной высоты. Отважиться на это очень страшно даже взрослому. Поэтому отец ему помогает решиться на прыжок: прицеливается и считает.

Почему сын подчиняется ему беспрекословно? Какие у них отношения? Об этом надо обязательно поразмышлять, постараться «влезть в шкуру» каждого из героев.

Отдельного разговора - и не на один урок - требует тема превращения человека в часть толпы.

Почему взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением забыли о том, что перед ними ребёнок (Толстой написал об этом 15 раз!)? Почему взрослые вынудили ребёнка вести себя как сына капитана?.. Почему никто не сказал мальчишке простых человечных слов (брось ты, это же обезьяна), не остановил?.. Что происходит с человеком, когда он становится частью толпы?..

К этим вопросам стоит вернуться, читая с ребятами произведения русской классики, особенно повести И.С.Тургенева «Муму» и Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Работать с такой техникой первый раз удобнее фронтально, а не группами: идёт обучение количественному анализу, к тому же информации много, её трудно удерживать. Периодически ребятам надо давать время, чтобы они записали самое важное. Финалом чтения и понимания является письменная работа, где ребятами формулируется первичное и итоговое понимание.

Ещё раз вычленим этапы пути понимания текста рассказа (идеально, если вместе с ребятами):

  1. Прочли рассказ.
  2. Зафиксировали первичное понимание.
  3. Перечитывали. Искали в тексте ответы на вопросы, выделяли слова маркерами.
  4. Считали выделенные слова и размышляли над ними.
  5. Перечитывали. Группировали выделенные слова и словосочетания, искали общее значение, различия.
  6. Из наблюдения над словами и словосочетаниями у нас возникали вопросы.
  7. Вернулись к началу. Заметили, что сюжет не равен фабуле, расположили события по порядку и вытащили из подтекста, информацию, что мальчик остался без мамы.
  8. Родилась схема точки зрения - мы сами открыли «инструмент» понимания текста, который в прошлом столетии придумал уже известный нам учёный-литературовед Юрий Лотман.
  9. Отвечая на собственные вопросы, сформулировали новое понимание текста.
  10. Сравнили первоначальное понимание текста с итоговым. У нас возникли вопросы «не про рассказ, а про жизнь».
  11. Выполнили письменную работу на одну из предложенных тем:

- «Как мы работали на учебном занятии, чему я научился (… чем горжусь…)».

- Рассказ об экстремальной ситуации, похожий на рассказ Льва Толстого.

- «Отец и сын в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок».

Для чего вычленять этапы?!! Анализ процесса потребует немало времени и сил, а все устали!!! Но это важнейший момент игры: так мы отследим путь рождения понимания текста. Так происходит контроль способа действия при решении учебной задачи понять автора. Увидим схему работы, и найдём в ней логику. Нащупаем поворотные моменты анализа текста. И ребята, сосчитав, сколько раз класс вновь и вновь залезал в текст, сами родят мысль, принадлежащую в нашей культуре Владимиру Набокову: настоящий читатель - это перечитыватель.

(По книге Девяшина М. Школа читательского мастерства, или Как читать хорошие книги с интересом и удовольствием. СПб: Изд-во Инфо-да, 2020, 244с.)

Литература

  1. М.М.Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. Киев, Next, 1994.
  2. Губанова Т.М., Губанов А.Ю., Нечипоренко А.В. Образовательный проект «Вертикаль». Мегион, 2008, кн.2.
  3. В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения, ИНТОР, 1996.
  4. Ю.М.Лотман. Об искусстве. - СПб., 1998.
  5. А.М.Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. https://www.twirpx.com/file/726011/