Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности».
Современные образовательные стандарты ставят приоритетной задачей нашей с вами педагогической деятельности формирование умений и навыков ученика применять полученные знания на практике. Сегодня мы называем это термином «функциональная грамотность».
Определений понятия «функциональная грамотность достаточно много. На слайде вы видите одно из них. (Советский и российский лингвист, психолог А.А.Леонтьев: «Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»).
Общая мысль, которая звучит во всех определениях: знания и информация, которые ученик получает в школе, должны быть не просто академическими, они должны «работать», быть «живыми», помогать выпускнику успешно самореализоваться в социуме, в различных видах человеческой деятельности. Мы, педагоги, должны способствовать становлению таких личности ученика, который активно и заинтересованно познает мир, умеет ставить цели, проектировать пути их реализации, работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение и создавать собственный интеллектуальный продукт.
Термин не нов. В 1965 году он был обозначении ЮНЕСКО как международная проблема развитых стран. И этой проблеме уделяется огромное внимание в современном образовании многих стран мира.
Для нас, педагогов, не является секретом, что даже отличники не всегда могут применять знания практически. В этой связи вспоминается серия приключенческих фильмов «Библиотекарь» режиссера Питера Уинтера. Главный герой Флинн Карсен имеет 22 высших образования и не может ничего, кроме как учиться. Он живет в квартире и на средства своей мамы, которая заботится о сыне, мечтая устроить его личную жизнь и карьеру. В конце концов его выгоняют из университета. Питеру Флинну повезло - в конце концов ему удается устроиться в огромную и таинственную Библиотеку, где наконец его незаурядный ум и знания найдут практическое применение в реальной жизни (в целой серии увлекательных приключений).
К сожалению, с проблемой функциональной грамотности учащихся приходилось сталкиваться каждому из нас. Вот один из недавних примеров: на уроке в 10 а профильном классе учащимся было дано задание: ОТ ИМЕНИ РЕПОРТЕРА написать статью об одной из конференция II мировой войны: Тегеранской, Ялтинской или Потсдамской. Справились всего лишь 2 ученицы из более чем 20 человек. Остальные просто скачали из Интернета статьи (показать работы Жихаревой и Терешонковой).
Единицы справляются с написанием эссе. Пример из недавнего прошлого: после изучения темы «2 мировая война» ребятам было предложено написать эссе по нескольким темам на выбор: «Выиграна война, но не мир» (Альберт Эйнштейн); «Спите спокойно. Ошибка не повторится» (Надпись на мемориале жертв атомной бомбардировки в Хиросиме); «Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима - то, что мир забудет, что было такое место» (Генри Аппель). Большинство учащихся (кроме 3-4 человек) сделали компиляцию материалов (опять же из Интернета) о 2 мировой войне, Освенциме и Хиросиме. И были искренне удивлены оценкам…
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности составил 497 баллов (21 место), математической - 498 баллов (24 место), естественно-научной - 476 баллов (34 место) (участвует около 80 стран).
В контексте национального проекта «Образование» поставлена задача вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
В информационно-методическом письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» читаем: «Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.»
Функциональная грамотность учащихся формируется в урочной и внеурочной образовательной деятельности. Также может осуществляться исследовательская деятельность учеников.
Почему организация исследовательской деятельности становится столь актуальной для формирования функциональной грамотности?
ИССЛЕДОВАНИЕ - деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
В исследовательской деятельности формируются все базовые умения функциональной грамотности.
- Умение понимать текст, авторскую позицию, главную мысль
- Умение видеть проблему
- Умение выдвигать гипотезы и строить предположения (ключевой момент в исследовательской деятельности)
- Коммуникативные умения (вести дискуссии, рефлексировать, выстраивать социальные связи)
- Навыки экспериментирования (выполнение практических действий, проверка данных и сравнение)
Организация исследовательской деятельности позволяет формировать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, систематизировать и углублять знания в определенной области, учит применять их на практике. Исследовательская работа обучающихся связана с активным использованием метапредметных и межпредметных связей.
Отличие исследования от проекта
Параметры
|
Проектная деятельность |
Исследовательская деятельность |
Направление мыследеятельности |
Субъективизация |
Объективизация |
Вид решаемой проблемы |
Социальная |
Когнитивная |
Смысл |
Создать новый продукт |
Открыть новое знание |
Дифференцирующий признак |
Реализуемость |
Доказуемость |
Измеряемость результата |
Есть |
Нет |
Тип планирования |
От цели |
Последовательное |
Пропедевтика |
Инжиниринга, организационного проектирования, дизайна |
Научной деятельности |
Результат |
Продукт |
Открытие |
Описание процесса |
Рефлексивный дневник |
Лабораторный журнал |
Первое различие наиболее важно: выбирая тему исследования формулируется безличный и безоценочный вопрос. То есть исследователь должен быть «чистым инструментом». Это и есть объективизация. В проекте же мы формулируем цель, как выражение своих представлений и желаний. А дальше начинаем для достижения этой цели привлекать людей, ресурсы, время и вовлекать их в свою деятельность. Это и есть субъективизация.
При проекте (по Дьюи) проект «выброшен вперед», то есть мы полагаем впереди себя цель и, двигаясь от неё начинаем планировать условия её достижения. В исследовании нет заранее известного решения. Есть гипотеза, которая может подтвердиться или нет.
Если опыт исследовательской деятельности - это подготовка к научной работе, то проектная деятельность - подготовка к инженерному делу, оргпроектированию.
В проекте есть место исследованию, в исследовании есть место проекту. Когда я делаю проект, то в его рамках провожу маркетинговое исследование, которое является этапом моей проектной работы. Когда я провожу исследование и мне нужно оформить и представить результаты, то этот этап я могу рассматривать как проект в рамках исследования.
Виды функциональной грамотности.
В исследовательской деятельности формируются все виды функциональной грамотности.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Понимание содержание текста, умение пользоваться книгами для достижения своих целей, читать для расширения кругозора и т.д |
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Объяснять с научной точки зрения происходящие в природе процессы и явления, пользоваться научными доказательствами, понимать каким образом и для чего проводятся исследования и т.д |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Умение применять математические знания в повседневной жизни |
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Рациональное распределение доходов, грамотное и осознанное решение денежных вопросов, стремление к финансовой стабильности и независимости |
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - Развитие творческого потенциала, генерация идей, изобретение чего-то нового и нестандартного |
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - Успешное использование полученных навыков и умений на практике в различных областях деятельности и сферах жизни |
Индикаторы функциональной гамотности в исследовательской деятельности
ОБЩАЯ ГРАМОТНОСТЬ - написать сочинение, реферат, отвечать на вопросы, не испытав затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки |
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. |
ГРАМОТНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специалистам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ - находить отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. |
КОММУНИКАТИВНАЯ - работать в группе, в команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, эффективно налаживать социальные контакты. |
ПРАВОВАЯ И ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - отстаивать свои права и интересы; знать основы права; разбираться в политических процессах и структуре государственных органов. |
Давайте попробуем разобраться, как на каждом этапе исследовательской деятельности происходит формирование того или иного вида функциональной грамотности школьника.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. МОТИВАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Именно на этой стадии ученик должен увидеть вполне конкретные для себя «выгоды». Абстрактные обещания здесь неуместны.
Исследовательская деятельность дает:
- Бонусы к ЕГЭ при участии в значимых всероссийских конкурсах
- Умения писать курсовые, дипломы, диссертации в будущем
- Возможность получения премий (например, премии Главы ЗАТО п. Солнечный)
Необходимо сразу объяснить ученику, что в исследовательской деятельности главную роль играет самообразование и самообучение. В исследовательской деятельности педагог уходит от позиции носителя информации к позиции НАСТАВНИКА-КОНСУЛЬТАНТА (или тьютера).
2. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ/ОБЪЕКТА/ПРЕДМЕТА
Это наиболее сложный этап. Здесь необходимо учитывать:
- насколько тема интересная и увлекательная для учащегося
- важность и актуальность / практическое применение исследования
- время, которое учащийся может потратить на исследование
- некоторый багаж знаний ученика в этой области
(Рассказать, как происходил выбор направлений исследования в 2020-2021 (конкурс «Наш край - наше наследие»), в 2021-2022 году (конкурс «Мое Красноярье» и «Высший пилотаж»).
Здесь существуют несколько вариантов:
- Есть конкурсы, которые уже предлагают тему исследования,
- Конкурсы, которые предлагают номинации (направления) и если у вас и у ваших учеников есть материалы, идеи по определенному объекту и предмету исследования, которые подходят под заданные направления, то появляется возможность поучаствовать в интеллектуальных соревнованиях краевого и всероссийского уровней.
Важно избежать ситуации, когда «интересное - не ново, а новое - не интересно».
3. ВЫБОР ТЕМЫ:
- основное требование - новизна
- тема не должна быть «широкой» и общей, необходимо её конкретизировать, сузить материалом, местом, временем.
ПРИМЕР: ошибка в 2019 году при подготовке исследования на конкурс по «истории местного самоуправления» была выбрана тема «Исторические корни местного самоуправления в Красноярском крае в дореволюционный период - быль или небыль?».
ЗАДАНИЕ: какие ошибки вы видите при выборе темы?
Тема может измениться (как и объект и предмет исследования) в ходе сбора материала.
Пример: как изменилась тема исследования при сборе материала о памятнике в деревне Баит и памятнике «Скорбящая мать» в городе Ужур.
4. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ - КЛЮЧЕВОГО ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ (ГИПЕРССЫЛКА):
ЗАДАНИЕ: Попробуйте сформулировать темы 1 и 2 исследования, материалы которых вы видите на экране.
(Затем цели показываю на слайдах)
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Есть 3 варианта:
- Преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения (обычно, это применяется на уроках)
- Учитель ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования
- И постановку проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляет ученик
В 2020-2021 году при подготовке РАБОТ НА КОНКУРС «Наш край - наше наследие» я выбрала 1 и 2 вариант. На следующий год ребята самостоятельно осуществляли формулировку темы, проблемы и методов своих исследовательских работ. И это было гораздо эффективнее и результативнее.
ЗАДАНИЕ: Попытайтесь сформулировать проблемы исследований.
(на слайдах - проблемы и гипотезы учащихся)
6. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
Это очень важный организационный момент.
Это планирование работы - прописываются четкие конкретные действия, которые позволят достигнуть желаемую цель. Более того, фактически, это план основной части. Поскольку каждый параграф основной части работы и будет решать одну из поставленных задач. Их не должно быть много - обычно 3-4.
ЗАДАНИЕ: попытайтесь сформулировать задачи одного из исследований.
(затем показываю на слайдах)
Отталкиваясь от сформулированных задач исследования составляется план - проспект. В идеале хорошо бы в нем установить собственные дедлайны и строго выдерживать их, чтобы работа осуществлялась размеренно.
7. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Ребята знакомятся с тем, какие методы существуют и как они используются.
ЗАДАНИЕ: какие методы могли быть использованы в данных исследованиях?
(показываю на слайдах)
8. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- Это должны быть фундаментальные работы и релевантная литература
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПАРТНЕРОВ, «РАСШКОЛИВАНИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
ЗАДАНИЕ: попробуйте определить:
- Источники информации (в том числе организации)
- Где можно параллельно обучаться созданию исследования (некоторые конкурсы предлагают помощь менторов)
10. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На этом этапе учащиеся согласно плану выполняют и оформляют исследовательскую работу. Учитель выступает консультантом и наставником.
- Сразу нужно объяснить детям: списывать нехорошо, ПЛАГИАТ НЕДОПУСТИМ;
- объем заимствований должен быть не более 20%;
- Использование научного стиля, но не использование «научного окраса» для того, чтобы эффектно звучать (например, не нужно начинать работу с глупых вопросов: «Зададимся вопросом: Что такое история?»)
- Грамотность и оригинальность
11. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
- Это те знания, которые будут полезны всегда.
Оформление титульной страницы, аннотации, введения, основной части, заключения, списка литературы - все это пригодится в будущем при дальнейшей учебе ребят.
Выделяют пять ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:
- реферативные - в их основу входят сбор и представление информации по выбранной теме. Их суть заключается в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих проблему. Специфика реферата в том, что в нём нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений. Он отвечает на вопрос о том, какие новые сведения появились по этой проблеме;
- экспериментальные - пишутся на основе выполненного эксперимента, описанного в научной литературе и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий;
- проектные - в их основу входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта;
- описательные - направляются на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Эти работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования;
- исследовательские - выполняются с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеют полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределённость результата, который могут дать исследования. Все творческие работы имеют общие элементы: при их выполнении используются литературные источники, но в рефератах анализ литературы является основным его содержанием, а в проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работах анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.
12. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что обучающихся оказываются психологически не готовы к борьбе и победе. Очень полезно предварительно изложить результаты исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, например на школьной научно-практической конференции. Этот этап - не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, «программирование» авторов работы на успех: они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя - научиться быть просто консультантом, отвечая только на возникающие у обучающихся вопросы.
13. РЕФЛЕКСИЯ
В результате выполненной работы обучающиеся ещё раз убеждаются в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть использованы в реальной жизни для решения важных практических задач. У них формируются представления о существовании тесной связи между различными предметами, преподаваемыми в школе. Обучающихся приобретают опыт работы с различными источниками информации, навыки написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчётов, коммуникативные умения. Проектное обучение приносит удовлетворение школьникам, видящим результаты своего труда, и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле/
Возвращаемся к плану исследования
Этапы исследовательской деятельности
|
Базовые умения |
Формируемые виды функциональной грамотности |
Выбор предмета/ направления исследования |
Осознание собственных образовательных потребностей
|
|
Выбор темы исследования |
||
Формулировка цели/ключевого вопроса исследования |
Умение видеть проблему
|
|
Определить, где собирать материал, выбор метода |
Умение понимать тексты, авторскую позицию, главную мысль
|
|
Планирование процесса исследования, установка собственных дедлайнов, которые позволят вовремя закончить работу |
Выбор способа планирования |
|
Написание работы |
Способность анализировать, интерпретировать, представлять информацию в новом виде |
|
Представление работы |
Свободное владение речью |
|
Рефлексия |
Рефлексирование
|
ЗАДАНИЕ: попробуйте совместить
Функциональная грамотность старшеклассника подразумевает, что выпускник
- Умеет ориентироваться в сложных современных ситуациях
- Умеет оценивать ситуации
- Выстраивать социальные отношения
- Владеть информационными технологиями
- Рефлексия
- Стремиться к образованию в течение жизни
Именно эти компетенции формируются в результате исследовательской деятельности.
Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися предъявляет особые требования к педагогу.
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет особые требования к педагогу. Он должен:
- положительно относиться к ребёнку;
- проявлять уважение к его личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом школьнике;
- признавать право личности быть непохожей на других;
- предоставлять обучающихся право на свободу выбора;
- оценивать не личность обучающегося, а его деятельность, поступки;
- учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Педагогу следует совершенствовать технологию обучения и помнить, что, если позволить ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Важным условием для успешного ученического проектирования является профессионализм учителя и его самообразование в рамках поставленной цели.
Заключение
Притча «Крылья» Шалва Амонашвили. Как научить детей летать
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.
- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
- Верно! - удивился прохожий.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- А меня больше радуют твои пёрышки…
Мы надеемся, что наш тренинг поможет вам расправить ваши крылья.