Класс: 2.
Цель - развитие читательской грамотности как способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Задачи:
обучающие:
- совершенствовать умение анализировать текст;
- закреплять умение выстраивать цепь событий;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;
развивающие:
- развивать умение эмоционально воспринимать текст,
- выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
- развивать критическое мышление;
воспитывающие:
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;
- учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев
Конспект урока
Вы, конечно, любите играть. Это всегда увлекательно. Лего состоит из множества частей, из которых что-то складывается, собирается и вставляется в недостающую конструкцию. А ведь чтение тоже похоже на игру в лего: из букв складываются слова, из слов - предложения. А ещё каждый читатель по своему понимает книгу. И получается, что из одних и тех же деталей разные читатели «выстраивают» что-то свое. Давайте вместе попробуем читая, играть, а играя, читать.
Притча
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
«Мама, что это за птицы?» - спросил он.
«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
Ай-ай! Они украли у нас еду!
Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычей с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева (биография - гиперссылка)
До того как вы начнёте читать рассказ целиком, попробуйте догадаться только по названию, о чём он. Какие события могли произойти в рассказе? А теперь прочитайте текст.
Текст Осеева В. "Три товарища"
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял …
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А где ты его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь
Подумайте
- Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
- Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.
Чей поступок тебе больше понравился и почему?
В рассказе пропущены слова, их надо вставить.
Поисковое чтение
Читайте в рассказе только слова:
- Обозначающие действия.
- Подбери обобщающее слово. В тексте три героя - Коля, Миша, Володя. Как их Валентина Осеева называет одним обобщающим словом? Найди его в тексте.
Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны.
Соедините стрелочками героев и их поступки.
Подумайте
- Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
- Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
- Что значит быть хорошим другом?
Опишите, как вы себе представляете каждого мальчика.
Прочитайте рассказ по ролям
Подумайте
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
- Придумайте продолжение рассказа
Домашнее задание
- Прочитайте рассказ В.Осеевой «Сыновья».
- Сделайте иллюстрацию к рассказу Валентины Осеевой «Три товарища».
Рефлексия
Чему научил нас этот рассказ? Произведение В. Осеевой «Три товарища» даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях. Друг и товарищ казалось бы понятия простые, но как сложно бывает разобраться в этом.
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать знакомый.
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете фильм, игру, какое то событие, вы скажите приятель.
- О однокласснике, с которым вы сидите за одной партой , скажите товарищ.
- О человеке, которому вы доверяете свои тайны, с которым делите радость и печали, скажите друг…
Подбери обобщающее слово. В тексте три героя - Коля, Миша, Володя. Как их Валентина Осеева называет одним обобщающим словом? Найди его в тексте. В каком оно предложении? Можно ли сказать, что товарищи и ребята - это слова, близкие по смыслу?
- Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
Могли ли вы поделиться с другом своим лего - конструктором?
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева
(Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).
- Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
- Почему автор назвал текст «Три товарища»? (заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг).
- Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.
Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?
Чей поступок тебе больше понравился и почему?
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.
Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.
Рефлексия
Как бы ты поступил в такой ситуации?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа
Итог урока
Итак, какова тема нашего урока?
- Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
- Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
- Что значит быть хорошим другом?