Лего – чтение как способ формирования читательской грамотности в начальной школе.

Разделы: Начальная школа


Класс: 2.

Цель - развитие читательской грамотности как способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Задачи:

обучающие:

  • совершенствовать умение анализировать текст;
  • закреплять умение выстраивать цепь событий;
  • совершенствовать навык выразительного чтения;
  • учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;

развивающие:

  • развивать умение эмоционально воспринимать текст,
  • выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
  • развивать критическое мышление;

воспитывающие:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;
  • учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев

Конспект урока

Вы, конечно, любите играть. Это всегда увлекательно. Лего состоит из множества частей, из которых что-то складывается, собирается и вставляется в недостающую конструкцию. А ведь чтение тоже похоже на игру в лего: из букв складываются слова, из слов - предложения. А ещё каждый читатель по своему понимает книгу. И получается, что из одних и тех же деталей разные читатели «выстраивают» что-то свое. Давайте вместе попробуем читая, играть, а играя, читать.

Притча

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

«Мама, что это за птицы?» - спросил он.

«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай-ай! Они украли у нас еду!

Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычей с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева (биография - гиперссылка)

До того как вы начнёте читать рассказ целиком, попробуйте догадаться только по названию, о чём он. Какие события могли произойти в рассказе? А теперь прочитайте текст.

Текст Осеева В. "Три товарища"

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял …

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А где ты его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь

Подумайте

- Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

- Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.

Чей поступок тебе больше понравился и почему?

В рассказе пропущены слова, их надо вставить.

Поисковое чтение

Читайте в рассказе только слова:

  • Обозначающие действия.
  • Подбери обобщающее слово. В тексте три героя - Коля, Миша, Володя. Как их Валентина Осеева называет одним обобщающим словом? Найди его в тексте.

Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны.

Соедините стрелочками героев и их поступки.

Подумайте

- Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

- Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

- Что значит быть хорошим другом?

Опишите, как вы себе представляете каждого мальчика.

Прочитайте рассказ по ролям

Подумайте

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

- Придумайте продолжение рассказа

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ В.Осеевой «Сыновья».
  2. Сделайте иллюстрацию к рассказу Валентины Осеевой «Три товарища».

Рефлексия

Чему научил нас этот рассказ? Произведение В. Осеевой «Три товарища» даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях. Друг и товарищ казалось бы понятия простые, но как сложно бывает разобраться в этом.

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать знакомый.
  • О человеке, с которым время от времени обсуждаете фильм, игру, какое то событие, вы скажите приятель.
  • О однокласснике, с которым вы сидите за одной партой , скажите товарищ.
  • О человеке, которому вы доверяете свои тайны, с которым делите радость и печали, скажите друг…

Подбери обобщающее слово. В тексте три героя - Коля, Миша, Володя. Как их Валентина Осеева называет одним обобщающим словом? Найди его в тексте. В каком оно предложении? Можно ли сказать, что товарищи и ребята - это слова, близкие по смыслу?

- Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

- А зачем человеку друг?

- Кто может быть вашим другом?

Могли ли вы поделиться с другом своим лего - конструктором?

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева

(Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).

- Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

- Почему автор назвал текст «Три товарища»? (заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг).

- Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.

Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?

Чей поступок тебе больше понравился и почему?

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.

Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.

Рефлексия

Как бы ты поступил в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа

Итог урока

Итак, какова тема нашего урока?

  • Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
  • Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
  • Что значит быть хорошим другом?