1. Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 указывает нам на то, что образовательная программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие детей, с учетом индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода.
Во исполнение Федерального закона и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Ханты-Мансийский автономный округ продолжает государственную политику в области образования: обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, обеспечение равных стартовых возможностей для детей разной категории.
В последнее время значительно увеличивается численность детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее
ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), а также детей-инвалидов. В зависимости от патологии, имеющейся у дошкольника, образовательные учреждения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ), позволяющий скорректировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей воспитанника и его особых образовательных потребностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника, осуществляемый через психолого-педагогическое сопровождение, участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Сущность построения ИОМ состоит в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя внести коррективы в образовательный маршрут. Поэтому допускаются изменения содержания и сроков ИОМ в зависимости от степени выраженности нарушения и динамики развития дошкольника.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
1. Пояснительная записка
2. Копия заключения ТПМПК, рекомендации ТПМПК
3. Общие сведения о ребёнке и семье
4. Характеристика психологических особенностей ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи, посещающего группу общеразвивающей направленности.
5. Основные направления психологического сопровождения ребёнка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи.
6. Работа с родителями.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника разработан в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155; Уставом Учреждения;
- Основной образовательной программой Учреждения;
- адаптированной образовательной программой для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам заключения ТПМПК.
Образовательная среда Учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО. В кабинете педагога-психолога имеется: компьютер, интерактивное оборудование, лицензионные развивающие компьютерные игры психологического центра «Адалин», сенсорное оборудование: пузырьковая колба, стол для песочной терапии, стол для игр с водой, «Разноцветный дождь», сухой бассейн, что способствует благоприятному и полноценному развитию дошкольника.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), посещающего группу общеразвивающей направленности. Данный ИОМ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) с учетом заключения ТПМПК.
У данного ребенка наблюдается снижение мотивационной стороны учебной деятельности, произвольности поведения, недостаточный уровень развития высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Только при соблюдении определенной систематичности, индивидуального подхода, постепенности и неоднократной повторяемости возможно достижение положительных результатов в развитии ребенка.
Цель индивидуального образовательного маршрута - построение системы коррекционно-развивающей работы для освоения адаптированной образовательной программы для ребёнка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.
Задачи:
- Выявить особые образовательные потребности ребенка.
- Создать условия для обеспечения позитивной динамики в личностном развитии ребенка.
- Оказывать индивидуальную психолого-педагогическую помощь ребенку.
- Способствовать усвоению воспитанником адаптированной образовательной программы.
- Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника с особыми образовательными потребностями.
Содержание ИОМ строится на принципах коррекционной работы и дополняется основными принципами ФГОС ДО:
- Системность-принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития.
- Целостность-учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
- Непрерывность - принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
- проблемы или определения подхода к её решению.
- Доступность - подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям и потребностям ребенка.
- Гуманность - утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка.
- Единство диагностики и коррекции-наблюдение за динамикой развития для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
1. Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с воспитанником 6-ти лет с ОВЗ с ТНР
Реализуемая образовательная программа дошкольного образования задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Содержательный раздел ИОМ подобран с учетом особенностей развития ребенка 6-ти лет с ОВЗ с ТНР
Распределение обязанностей педагогов и специалистов в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка |
|
Воспитатели группы |
|
Учитель-логопед |
|
Педагог-психолог |
Организует взаимодействие педагогов
Направления работы
|
2. Копия заключения ТПМПК, рекомендации ТПМПК.
Заключение и рекомендации ТПМПК
Заключение ТПМПК от 12 декабря 2022 г. воспитанник является ребенком с ОВЗ. Направления коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогической помощи: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с педагогом- психологом: развитие познавательных процессов, мелкой моторики, произвольной регуляции поведения и деятельности, коммуникативных навыков, эмоционально- личностной сферы.
Образовательная программа: Рекомендована адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Сведения об инвалидности
Инвалидность: нет
3. Общие сведения о ребёнка и семье.
Общие сведения о ребенке. |
|
Ф.И.О. ребёнка: |
|
Дата рождения: |
|
Домашний адрес: |
|
Дата поступления в Учреждение: |
|
Краткие сведения о семье. |
|
Состав семьи: |
|
Социальная характеристика семьи: |
|
Жилищные условия: |
|
Материальное положение семьи: |
|
Мать: (Ф.И.О.); образование: |
|
Место работы: |
|
Отец: (Ф.И.О.); образование: |
|
Место работы: |
|
4. Характеристика психологических особенностей ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), посещающего группу общеразвивающей направленности.
Воспитанник проживает в полной семье. В воспитании ребенка принимают участие оба родителя. В группе занимает место «предпочитаемого», тяжело идет на контакт со взрослыми и детьми (наблюдается погруженность в собственный мир, присутствуют стереотипные движения). Участвуя в совместной игре, занимает пассивную позицию, избирательно взаимодействует с детьми, не согласовывает свои замыслы с планами сверстников. Проявляет интерес к играм и игрушкам. Предпочитает играть машинками, пазлами, конструктором, игра не носит сюжетно-ролевой характер. На занятиях по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим - инициативу и познавательный интерес не проявляет. Не всегда может работать длительно и целенаправленно, а также доводить начатое дело до конца, в случае затруднения обращается за помощью к педагогу. Ребенок добрый, трудолюбивый, неконфликтный. Мальчик недостаточно активен и самостоятелен, для выполнения заданий требуется постоянная внешняя стимуляция. В организованной деятельности спокоен, достаточно усидчив. Мимика и эмоциональные реакции скудны. В процессе деятельности постоянно нуждается в направляющей помощи. Внимание не устойчиво, с трудом распределяет, сосредотачивается, переключает внимание с одного вида деятельности на другой во время выполнения задания. Отмечаются трудности сосредоточения на поставленной задаче. Не способен выделить объект из предложенных при многократном повторении и показе. Зрительная и слуховая память развиты недостаточно. Непроизвольное запоминание, сохранение информации не длительно. Способен, путем зрительного соотнесения сложить коробку форм, нанизать пирамидку без учета величины. Неспособен самостоятельно перенести только что показанный способ действия на аналогичное задание, требуется многократное повторение и обучающая помощь. К художественно-продуктивной деятельности интерес проявляет. По просьбе выполняет поручения взрослых. Затрудняется работать в едином общегрупповом темпе.
Ведущая рука правая, согласованно действие обеих рук. Мелкая моторика развита слабо (не уверенно владеет карандашом, ножницами работает с напряжением). Уровень актуального развития ниже показателей возрастной нормы. Искаженное интеллектуальное развитие.
5. Основные направления психологического сопровождения ребёнка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание ИОМ направленно на индивидуальное сопровождение дошкольника и строится по принципу «присоединения» к ребенку. Этого принципа придерживаются все участники образовательных отношений.
Реализация индивидуального образовательного маршрута происходит поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1. Установление контакта с ребенком. Для этого необходимо: щадящая сенсорная атмосфера занятий: спокойная негромкая музыка в кабинете; мягкая эмоциональность занятий: общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом; избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.
2. Усиление психологической активности ребенка. Необходимо почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
3. Организация целенаправленного поведения ребенка, а также развитие основных психических процессов.
Коррекционно-развивающая работа по освоению адаптированной образовательной программы ребёнком 6-лет с ОВЗ с ТНР состоит из трех блоков и включает в себя сочетание разных видов деятельности.
1 блок - диагностический.
Цель: обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с воспитанником - контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не только регистрировать состояние развития ребенка на данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в его развитии.
Участие ребенка в психологической диагностике осуществляется только с письменного согласия родителей (законных представителей). На данном этапе по результатам полученных данных психологической диагностики ведется консультационная работа с семьей воспитанника, педагогами и специалистами, работающими с ребенком данной категории, а также обсуждаются возможные способы решения выявленной проблемы. Психологическая диагностика проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май) с использование следующего диагностического инструментария:
- «Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста» Павловой Н.Н., Руденко Л.
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» Е.А.Стребелевой.
- «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования» Забранной С.Д., Боровик О.В.
- Наблюдение за с ребенком в свободной и учебной деятельности.
2 блок - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация ИОМ с учетом поставленных задач и индивидуальных особенностей воспитанника (сентябрь-май).
Занятия педагога - психолога с ребенком проводятся в течение года два раза в неделю (одно индивидуальное, одно подгрупповое). Продолжительность подгрупповых занятий 25-30 минут, индивидуальных не более 15 минут. Время занятий с ребенком может корректироваться в зависимости от работоспособности дошкольника.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из трех этапов: организационно-мотивационного, операционно-исполнительского, рефлексии. Многократное повторение игровых упражнений и заданий позволяет добиться значительного развивающего эффекта и поддерживать интерес ребенка к занятию.
Содержание деятельности педагога-психолога
Раздел 1. Вводный
|
|
Игры с водой |
«Переливание воды», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание кукол» |
Игры с песком |
«Рисование на песке», «Кто спрятался?» |
Игры с крупами |
«Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покорми птичек», «Вкусная кашка»,
|
Раздел 2. Социально-коммуникативная сфера (коммуникативная деятельность) |
|
Активизировать коммуникативную речь ребенка.
|
|
Раздел 3. Эмоционально-личностная и волевая сфера | |
Эмоциональное развитие
|
Развитие произвольной регуляции поведения
|
Раздел 4. Восприятие
Цель: развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитии целостного восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности |
|
Игры на развитие восприятия цвета |
«Найди место», «Найди такой же», «Покажи, возьми», «Парные картинки», «Собери капельки в стакан», «Ежик и грибочки», «Капельки тучки», «Достань камушки» (игра с водой), «Оденем гномика», «Цветные пуговки», «Подбери по цвету», «Найди такого же цвета», «Подбери домик для игрушки», «Собери букет», «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…», «Какого цвета колечко?»,
|
Игры на развитие восприятия формы |
«Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол», «Покажи круг, квадрат…», «Подбери предмет такой же формы», «Что похоже на квадрат? круг?». |
Игры на развитие восприятия величины |
«Матрешки» (разбери и собери), «Разбери пуговки» (по величине), «Расставь всех матрешек по росту», «Строим лесенку» (палочки Кьюзера), вкладки по величине, парные картинки, противоположности. |
Игры на развитие восприятия пространства |
«Где же наши ручки», «Паучок, паучок…», «Мячик - далеко, а машинка… - близко», «Кукла - высоко, а мишка…- низко», «Что где расположено?». |
Раздел 5. Внимание
Цель: коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. |
|
Развитие концентрации внимания |
«Парные картинки», «Найди отличия», «Найди такую же», «Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки», «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке». |
Развитие устойчивости внимания |
«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт), «Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт). |
Раздел 6. Память |
|
Слуховое запоминание |
«Запомни слова», «Запомни звуки», «Послушай и запомни, кто что делает?» |
Зрительное запоминание |
«Что пропало?», «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?». |
Раздел 7. Мышление
|
|
Обобщение |
«Чей домик?», «Покажи овощи…фрукты…грибы», «Назови одним словом» |
Анализ |
«Чего не хватает у каждого предмета», «Что лишнее?», «Четвертый лишний», «Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи» |
Синтез |
«Разрезные картинки», «Собери картинку» (посуда), «Кубики с картинками 4-6 кубиков» |
Классификация |
«Разложи по группам», «Что к чему?»,
|
Раздел 8. Мелкая моторика (со стоит из четырех этапов)
|
|
I этап
|
• Рисование «ниточек» по опорным точкам
|
II этап
|
• Рисование и окраска по трафаретам
|
III этап
|
• Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета. Рисование квадрата, треугольника и прямоугольника, предварительно построенных из палочек разной величины
|
IV этап
|
• Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания
|
3 блок - аналитический.
Цель: определение динамики психологического развития ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи по освоению адаптированной образовательной программы.
По результатам коррекционно-развивающей работы с ребенком составляется дальнейший алгоритм деятельности.
6. Работа с родителями.
Родителей воспитанников знакомят с содержанием ИОМ. Они вправе вносить свои коррективы и пожелания в содержание данного документа. Только с письменного согласия родителей начинается процесс реализации ИОМ. Таким образом, выстраивается весь образовательный процесс. Только в этом случае коррекционная работа будет иметь положительный результат. Организация работы предполагает совместную деятельность ребенка со взрослыми (педагоги и родители). С целью приобретения навыков взаимодействия с ребенком с ОВЗ, родителям предоставляется возможность посещать занятия с ребенком, участвовать в играх и упражнениях, получать дополнительную консультативную и обучающую помощь.
7. Перечень литературных источников.
Программно-методическое обеспечение педагога-психолога.
Психологические нарушения
|
Программы
|
Технологии, методические пособия
|
Слабый уровень
|
Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик»». СПб.: речь 2005. - 96с |
Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы». М., 2015. Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников». М., 2011.
|
Эмоционально-
|
Крюкова С.В. Слободянник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». М. генезис 2002г - 2008с |
|
Ограниченные
|
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет». Санкт Петербург 2014 - 203с. |
Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» СПб,
|