Предмет: русский язык
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Класс: 3.
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели:
- Формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания, пользоваться эталоном.
- Развитие умений связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении
Ход занятия
1. Мотивация к учебной деятельности
Какой праздник мы собираемся праздновать через несколько дней?
- Как и все люди нашей страны, мы в эти весенние дни вспоминаем о наших близких, кто завоевывал нам эту победу, это мирное небо, наше счастливое детство. Сегодня о своем прадедушке расскажут…
Слайд 2. (Просмотр клипа и исполнение песни «О той весне», группы МультиКейс)
- Мы, сидя за партами, ежедневно одерживаем победы, благодаря чему приобретаем новые знания. Вперед к новым победам!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1) Вспомнить о понятии грамматическая основа (главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)
- У каждого слова в предложении своя роль. Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое? (главными членами) Слайд 3/1
- Главные члены предложения называются…? (грамматической основой) Слайд 3/2
Выполните следующие задания в рабочей тетради: Тема11, стр. 55-56, №3, №4
Слайд 4,5 (самостоятельная работа)
Оцените себя.
- Что мы сейчас повторили? (что такое грамматическая основа)
2) Повторение характеристик предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
Слайд 6 (работа в парах).
- По какому признаку предложения бывают:
а) повествовательные, вопросительные, побудительные? (По цели высказывания) (эталон 1)
б) восклицательные, невосклицательные? (По интонации.) (эталон 2)
в) распространённые, нераспространённые? (По наличию второстепенных членов.) (эталон 3)
Что повторили? (какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.)
3) Задание на пробное действие.
Определи, по какому признаку предложения делятся на простые и сложные?
- У кого нет результата?
- Что вы пока не смогли сделать? (Я не смог определить по какому признаку предложения делятся на простые и сложные)
- У кого есть результат?
- Кто уверен, что правильно выполнил задание? Каким эталоном пользовались?
- Что вы пока не смогли сделать? (Мы пока не можем назвать эталон, для определения признака)
3. Выявление места и причины затруднения
Какое задание вы выполняли? (Указывали по какому признаку предложения бывают простые и сложные)
Почему не смогли указать признак разбиения? (Нет эталона с таким признаком)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Сформулируйте цель своей работы (Узнать признак разбиения предложений на простые и сложные)
- Вспомните, о каких ещё сложных понятиях мы говорили на уроках русского языка? (О сложных словах)
- Приведите примеры сложных слов. (Самолёт, листопад, сыроежка)
- Почему эти слова называются сложными?
- Сравните два кубика: игральный кубик и кубик Рубика.
- Какой из них можно назвать простым, а какой сложным? Почему? (Кубик Рубика состоит из множества маленьких кубиков, которые можно определенным способом менять местами).
- Прочитайте название параграфа на с. 172. (Простые и сложные предложения.)
На какие вопросы нам предстоит ответить? Слайд 7/1
- Какое предложение называется простым?
- Какое предложение называется сложным?
- Как их отличить?
Что поможет Вам достичь поставленной цели?(план)
Предлагаю поработать по следующему плану
- Прочитать и сравнить предложения упражнения
- Выполнить задание в группе.
- Сделать вывод. Сравнить с авторским.
- Закончить эталон.
5. Реализация построения проекта
1) Чтение и сравнение предложений. Слайд 8
Упр. 443 (используется побуждающий диалог).
Чтение предложений.
- Назовите основы в каждом предложении.
Сравнение предложений.
Чем отличаются предложения друг от друга? (1-е, 2-е и 3-е предложения различны по смыслу,
Чем похожи? (Похожи тем, что в каждом одна грамматическая основа. 4-е предложение составлено из 1-го и 2-го; в нём две грамматические основы. 5-е предложение составлено из 1-го, 2-го и 3-го, в нём три грамматические основы.)
2) Работа в группах.
Задание на карточках.
Соедините стрелочками схемы с предложениями.
Разбить на две группы
Сделать вывод.
Ответы групп на вопрос:
- Какие из предложений вы назвали простыми, а какие сложными?
(Простые предложения - в которых одна грамматическая основа, сложные - в которых несколько грамматических основ.)
- Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении? (2, 3 и больше.) Слайд 9
- Почему в 4-м и 5-м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части сложного предложения.)
Сравним выводы с авторским.
3) Работа над определением, с. 173.Слайд 10, 11
- Прочитайте текст в рамке про себя. (работа с учебным текстом строится по технологии продуктивного чтения на основе вопросов, следующих после текста в рамке).
- По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ.)
- Приведите примеры простых предложений, сложных.
4) Появился ли у нас эталон?
По какому же признаку мы делим предложения на простые и сложные? (эталон 4)
6. Первичное закрепление во внешней речи
1) Работа в учебнике. Слайд 12, 13
Упр. 445 - развивается умение отличать простые и сложные предложения и составлять их схемы.
Схемы предложений выполняются на доске.
Запись:
1) [ = - ].
(Устный ответ: выделение грамматической основы, какое это предложение по количеству грамматических основ, есть ли однородные члены, комментирование при составлении схемы.)
Данное предложение выполняется одним учеником с комментированием.
Второе и третье выполняется в парах с проговариванием
Схемы
2) [ = - ], [ - = ], [ - = ]. (Сложное предложение.)
3) [ - = ], [ - = ]. (Сложное предложение.)
Проверка по образцу с самооценкой.
Что помогало в определении простого или сложного предложения? (Эталон)
7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу с использованием эталона
Предлагаю продолжить работу самостоятельно с 4 и 5 предложениями упражнения.
Что будет вам помогать в работе? (эталон)
4) [ = - ], [ = - ]. (Сложное предложение)
5) [ - = , = ]. (Простое с однородными членами)
Проверка по образцу с самооценкой.
8. Включение нового знания в систему знаний
Упр. 448.
Я прочитаю предложения, а вы попробуйте на слух определить простое это предложение или сложное. Простое - один хлопок, Сложное - два хлопка.
9. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 14
- Какова была тема сегодняшнего урока? С каким затруднением вы сегодня столкнулись? Какую цель мы себе ставили на уроке?
Посмотрите на свои листы «Проверь себя» и оцените себя.
Самооценка. Слайд 15
Поздравляю Вас с очередной Победой над очередным затруднением. Желаю вам никогда не сдаваться!