Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Разделы: Начальная школа


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая концепция отражает процесс применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД). Подразумевается, что использование средств и методов ИКТ в учебной деятельности начальной школы, позволяет значительно усовершенствовать процесс формирования регулятивных УУД.

ВВЕДЕНИЕ

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем
учить сегодня так, как учили вчера»

Джон Дьюи

Актуальность темы определяется процессами, происходящими в современном обществе: глобализацией экономики, стремительным техническим прогрессом, информатизацией, демократизацией, которые повлекли за собой смену приоритетов в развитии образования. В современном обществе востребованными стали такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность. Данные положения отражены в документах, которые формируют основы современной политики образования: законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Современному выпускнику школы для успешной социализации нужны не только сумма знаний, но и стремление и умение самостоятельно осваивать новые информацию и опыт. В связи с этим в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.

Выделяют четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Предметом нашего исследования явились регулятивные учебные действия, поскольку именно на них базируется способность ребёнка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой успешного обучения в начальной школе.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Тем самым IT-технологии становятся средством формирования УУД в современной массовой школе.

Цель исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Предмет исследования: содержание работы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Гипотеза исследования построена на предположении, что применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе способствует повышению уровня формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью раскрытия понятия «регулятивные универсальные учебные действия».
  • Изучить методическую литературу по вопросам применения современных цифровых технологий, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
  • Описать возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при формировании регулятивных универсальных учебных действий.
  • Разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе обучения в начальной школе.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу обусловленности применения информационно-коммуникационных технологий (икт) при формировании регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.

При определении регулятивных универсальных учебных действий в данной работе опора лежит на работе А.Г.Асмолова, где автор подчеркивает, что «регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий».

Регулятивные универсальные учебные действия играют особую роль в процессе формирования умения учиться, так как включаются в структуру учебной деятельности.

Овладение учебными действиями формирует у ребенка умение учиться. Желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности, обладающего такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность и т.д.

Формирование субъекта учебной деятельности является прямой предпосылкой воспитания личности ученика начальной школы, способной к разным видам творчества.

РУУД действия имеют особое значение для развития личности, так как связаны с формированием произвольной регуляции деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими.

Г.К.Селевко отмечает, что «в деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

При планировании - самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.

При этапе реализации целей - трудолюбие, воля, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапе анализа формируются отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг».

Уровень саморегуляции обучающегося влияет на познавательные процессы, на коммуникацию, на развитие личностных действий. По мнению Н.Ф.Талызиной, «действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности».

А.В.Карпов использовал термин «регулятивные процессы». Им выделены следующие особенности регулятивных процессов:

  • Они синтетичны, то есть комплексны, и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных.
  • Регулятивные процессы метакогнитивны. Они - связующее звено, мост от когнитивных процессов к исполнительским действиям.
  • Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции.
  • Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Так, недостаточное развитие этих процессов обозначается негативными свойствами личности: разбросанностью, «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью, отсутствием внутренней дисциплины и др.

Таким образом, данные выводы еще раз подчеркивают значение РУУД и их связь с личностными и познавательными действиями.
Исследования А.В.Захаровой доказывают, что планомерное формирование действий контроля и оценки способствует формированию рефлексии. Рефлексия, в свою очередь, является одним из основных психических механизмов, обеспечивающих функционирование мышления как саморегулирующейся системы.

Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия тесно связаны с познавательными (целеполагание, рефлексия) и личностными действиями (мотивация, самооценка), влияют на их формирование и развитие.

Кроме этого, важно понимать, что период начального обучения является сенситивным для формирования основ учебной деятельности младших школьников. По мнению Н.П. Ансимовой, «на следующих этапах этот процесс встречает существенные трудности, связанные со спецификой возрастной мотивации». Учебная деятельность является ведущим видом деятельности младших школьников, поэтому процесс ее формирования нужно начинать с 1 класса.

Для того чтобы определить пути формирования РУУД, необходимо выяснить их структуру. Остановимся на характеристике данных видов действий учащихся.

«Деятельность по присвоению новой информации начинается с того, что у человека возникает потребность данную информацию присвоить… Самоопределение человека проявляется в том, что потребности и выражающие их мотивы осознаются и формулируются в виде цели (целей).

Этот этап вербализации мотивов носит название целеполагания».

Целеполагание является одной из составляющих как мышления, так и других самых разнообразных форм деятельности. О.К.Тихомиров выделяет такие функции целеполагания, как побудительную, регулирующую и системообразующую, О.Н.Логвинова - ориентирующую, смыслообразующую, конструктивно-проективную, рефлексивно-оценочную.

Умения ставить цель входят в состав всех видов универсальных учебных действий: личностных (смыслообразование), регулятивных (организация учебной деятельности), познавательных (постановка и решение проблем), коммуникативных (сотрудничество в целеполагании и достижении цели).

Регулятивные универсальные учебные действия имеют специфические особенности, поэтому их формирование происходит по-разному.

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы становится повышение качества образования, в том числе на основе развития и использования IT-технологий, формирование информационного капитала личности.

Наш мир ежедневно меняется, в том числе и развитие образования выходит на новый уровень. Цифровое обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Каждый день учителя сталкиваются с IT-технологиями и многие задаются вопросом: «А стоит ли развивать цифровое образование в школах?». Конечно, никто не может дать однозначного ответа на этот вопрос.

Практически каждый молодой учитель, переступая порог школы стремится к тому, чтобы быть современным педагогом. И часто на помощь приходят именно цифровые технологии.

В первую очередь, они помогают подать информацию для учеников более красочным способом. Несомненно, у детей появляется более высокая мотивация, так как они «новое поколение» и им интересно все связанное с цифровизацией.

Применяя данные технологии, даже самые неактивные дети во время уроков включаются в деятельность, что способствует высокому уровню формирования универсальных учебных действий.

Как правило при высокой мотивации и активности материал лучше усваивается, соответственно качество образования становится выше.

Возможности и способы применения информационно-коммуникационных технологий (икт) на учебных и внеурочных занятиях с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Важная задача начального общего образования - формирование умения учиться (или другими словами, учебной деятельности), решаются мною на основе использования разнообразных средств ИКТ. Прежде всего, я ориентируюсь на результаты, сформулированные ФГОС НОО. На данный момент в редакции ФГОС метапредметные результаты описаны подробно и значимое место занимают познавательные УУД: работа с информацией, Икт умения. Ориентируюсь и на программу «Формирование ИКТ компетентности», представленную в основной образовательной программе НОО. В своих рабочих программах я отражаю задачи по достижению этих результатов.

Прежде всего, это касается мотивационного компонента учебной деятельности. Ничто так не заинтересовывает современного школьника, как использование в образовательном процессе цифровых ресурсов, цифровых средств и технологий. Детям нравится работать с планшетами, ноутбуками, датчиками, цифровыми микроскопами, конструкторами по робототехнике.

Но важно, чтобы у детей формировался не только занимательный интерес к учебе, чтобы у них была не только сиюминутная мотивация к занятиям, которые проводятся с помощью цифровых средств.

Поэтому я обращаю внимание на целеполагание и планирование работы с учащимися. Для того чтобы ученики поняли и приняли цель деятельности, я часто использую изобразительную, звуковую информацию: демонстрирую видеофрагменты, видеоряды, презентации. При этом важно не только демонстрировать, но и предлагать детям ответить на вопросы, предположить, о чем пойдет речь. Для этого я использую коллекции ЦОР, сама подбираю банк видео и аудиозаписей.

Большое внимание уделяю работе с информацией. Конечно, главным источником информации является учебник, но в 21 веке необходимо научить школьника анализировать и преобразовывать информацию с помощью цифровых средств, средств ИКТ.

Хочется отметить, что и сам учебник приобрел электронную форму и стал цифровым средством. В электронной форме подобраны различные мультимедийные файлы, дополнительная текстовая информация. Электронная форма позволяет работать в интерактивном режиме, организовывать самопроверку и самоконтроль.

Также для работы с информацией я использую такие современные средства как QR-код, дополненная реальность.

Например, QR-код нужен для мгновенного получения информации, который активно применяется в нашем современном мире. На своих уроках использую QR-код для быстрого перехода на необходимый сайт, кодирую и текстовую информацию, активно применяю в практике и QR-квесты.

Дополненная реальность позволяет представить изучаемый объект в реальном виде, увидеть и объем, и цвет, и движение, то, что не может сделать картина или рисунок. Например, с помощью дополненной реальности можно исследовать признаки изучаемого предмета. Благодаря технологии дополненной реальности оживают иллюстрации учебника.

Использование ИКТ средств позволяет создать избыточную источниковую базу, чтобы сформировать умение отбирать из информации самое главное, существенное. Для этого я предлагаю или сайты, или собираю информацию и выкладываю в папку, что дает возможность каждому предоставить весь перечень дидактических материалов. В этом случае использование ИКТ средств предпочтительнее, чем использование бумажных.

ИКТ средства дают возможность формирования важного учебного умения, без которого не формируется учебная деятельность - умения сотрудничать. Вокруг компьютера или планшета дети объединяются более охотно. Им предлагаются разные задания: составить алгоритм действий, рассказ, текст, в который необходимо вставить рисунок, создать схему, решить примеры и задачи.

ИКТ средства эффективны и в процессе формирования таких регулятивных учебных действий как умение проверять и оценивать свои достижения. Для этого я использую тестовые задания, ресурсы, которые есть на сайтах. Некоторые создаю сама.

Рефлексия деятельности, контрольно-оценочная деятельность организуется мною разными способами. Часто применяю на своих уроках систему голосования Plickers.

Отвечая на вопрос, ученики поднимают карточку с выбором ответа. Учитель сканирует карточки мобильным устройством. На компьютер учителя передаются результаты. Это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда опрос ведётся устно. Приложение Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Сам механизм использования Plickers настолько удобен, что позволяет учителю обеспечить немедленную обратную связь на любом этапе урока. Для проведения работы не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников - только учительский планшет.

Так же активно использую систему голосования Ментиметр.

Достаточно продемонстрировать на экране QR-код или дать ссылку, и учащиеся с помощью гаджетов смогут быстро ответить на поставленный вопрос, выскажут свое мнение или оценку. Результаты голосования могут отображаться в разном виде. Картинка на экране изменяется с добавлением каждого нового голоса, и эта динамика привлекает учеников. Сервис не персонифицированный, нельзя определить, какой ответ дал каждый ученик, поэтому, лучше всего данный сервис подходит для содержательной и эмоциональной рефлексии.

Интерес представляет и игра Kahoot. Она служит и средством закрепления полученных умений, и средством контроля.

Kahoot подобен викторине. Каждый вопрос может иметь связанную с ним иллюстрацию или видео и выбор ответов, лимит времени на ответы. Обратный отсчет времени отражается на экране, что создает игровую соревновательную ситуацию и мотивацию правильно отвечать на вопросы и набирать наибольшее количество очков.

Следовательно, я применяю средства Икт на всех этапах урока от вводно-мотивационного до рефлексивно-оценочного. Благодаря чему учащиеся умеют увидеть учебную проблему, сформулировать (вместе со мной) учебную цель, спланировать и выполнить работу по ее достижению, умеют работать вместе, умеют проверить и оценить свои результаты.

Кроме уроков, все универсальные учебные действия, в том числе и ИКТ компетентность, формируются во внеурочной деятельности.

ИКТ средства - не являются главным условием формирования учебной деятельности. Главным я считаю умение найти педагогическую целесообразность их использования и грамотное, систематическое включение в образовательный процесс. Поэтому перед тем, как включить какие-либо ИКТ средства в учебный процесс, приходится тщательно анализировать содержание учебного материала, возможности детей.

Результаты своей деятельности я вижу в результатах учеников. У них успешно формируется умение учиться, и, в частности, ИКТ-компетентность.

В рамках ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность - способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Возможно и отслеживание сформированности ИКТ компетентности учащихся на основе наблюдения и экспертной оценки по следующим критериям: умение находить информацию по заданной ссылке, умение набирать текст на компьютере, умение фиксировать ход и результаты общения в группе на экране и в файлах, умение создавать рисунки, таблицы, умение создавать презентации, находить информацию по QR-коду, подбирать (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления, соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Несмотря на плюсы цифрового образования, есть и определенные риски. Очень часто качественный контент представлен англоязычными ресурсами, что вызывает трудности у педагога. В таком случае, часть учителей прибегает к приложениям на родном языке, но их содержание менее полезно и обширно.

Большинство учеников и учителей быстро принимают новые технологии, но как правило, это беглое ознакомление. В данном случае учитель может и должен ориентировать учеников и управлять их действиями, в этом не простом мире цифровых технологий, качественно отбирая и преподнося именно полезный контент.

Стоит не забывать о количестве цифровых ресурсов и времени их использования. Все должно быть дозировано.

Несмотря на все сказанное ранее, нужно помнить, что не нужно и даже опасно делать большой акцент на цифровизации. Она должна быть частью современного образования, быть дополнением к основным источникам знаний.

Если педагог будет учитывать все риски и правила использования цифровых технологий ­- это будет огромным плюсом школьного образования.

Использование ИКТ средств на всех без исключения предметах обеспечивает формирование регулятивных универсальных учебных действий, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Работать только с традиционными учебными средствами - значит отставать от прогресса. Я стремлюсь идти вперед и вести за собой своих учеников.

Приложения

Список литературы и источников

  1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.Н.Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
  2. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х.Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 79.
  3. Клименко, Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. - 289с.
  4. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: http://window.edu.ru/resource/957/63957/files/EOR_NP_v_voprosah_i_otvetah-1.pdf
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. - 456с.
  6. Чканикова А. Что такое ЭОР [Электронный ресурс]: https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-eor/