Эссе "Я – соработник и соратник дошкольника"

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с


…Я - Воспитатель, Педагог, Проводник ребенка в огромном окружающем мире, который для него пока ещё совсем непонятен и мало знаком. Я - соработник и соратник маленького, но уже такого большого Человека. Проживая рядом с воспитанниками день за днем, я помогаю им открыть тайные двери в удивительный мир чарующих звуков, невероятных цветов и оттенков, разнообразных предметов живой природы и рукотворного мира, бескрайней Вселенной… Вместе со мной мои маленькие воспитанники постигают очень важные жизненные ценности: учатся понимать и принимать мир таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками; учатся осознавать, что человек в ответе за то, что он видит вокруг и чем пользуется по милости Творца. Все в твоих руках: видишь, птица осталась без корма - давай построим ей дом и поможем выжить холодной зимой; слышишь, твои друзья спорят по поводу игрушки - помоги им разобраться в сложной ситуации; чувствуешь, музыка навевает на тебя печаль - давай погрустим вместе, ведь в нашей жизни есть место как для радости, так и для грусти…Мир эмоций человека удивителен и ярок, давай узнавать его вместе!

…Так много мне необходимо передать моим маленьким первооткрывателям. Все наши, проведенные вместе дни, такие разные, и так не похожи друг на друга, приносящие радость и грусть, успех и проигрыш, движение вперед, а порой, и отступление назад... И каждый мой рабочий день заканчивается поздно вечером, когда на страницах своего профессионального дневника я провожу глубокий анализ моих педагогических умений и действий. Все ли я сделала для того, чтобы каждый вверенный мне ребенок был счастлив, сделал шаг вперед в своем личностном развитии.

В основе моего педагогического инструментария лежит психологическая теория Л.С.Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека - это становление его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей его действительности, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этот период, являются образные средства: эталоны, символы, знаки. Поэтому я как педагог, стремящийся всесторонне развивать способности ребенка, в окружающем его пространстве создаю условия для становления сознания маленького человека. В моей группе живут «веселые человечки» - эталоны геометрических фигур, «дружные животные» - сериационно-величинный ряд, «разноцветные бабочки» - эталоны цвета, схемы чертежей конструкций, планы группы, макеты и т.д. Все это способствует накоплению опыта познания моих воспитанников, а я помогаю им обобщить и зафиксировать результат с помощью наглядного средства. Но ничего не доставляет большего удовольствия детям как удивительные погружения - путешествия в неизведанное. Следуя в рамках познавательной задачи, мы исследуем свойства воды, пробуя ее на вкус, на ощупь, слушая ее звучание. Познавая секреты волшебницы зимы, мы слушаем музыку П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, И.С.Баха и других композиторов, которая помогает моим исследователям услышать снежную метель, почувствовать завывающую зимнюю бурю, превратиться в маленькие снежинки и закружиться в легком воздушном хороводе…

Как современный педагог, я понимаю, насколько огромен поток информации, обрушивающийся на маленьких детей с экранов телевизоров, с мониторов торговых центров, с рекламных плакатов и другого современного медийного контента. Поэтому, мне так важно и жизненно необходимо, научить моих подопечных уже с самого детства ориентироваться в бурлящем потоке информации, знаний, умений и навыков, научиться видеть и предугадывать проблемы, которые неизменно сопровождают жизненный путь любого человека.

Что помогает мне, находить решения в трудных ситуациях? Прежде всего, Вера в каждого моего воспитанника, уважение к его личности, ориентация на общечеловеческие ценности. Как можно говорить детям о добре и зле, а самому не уметь выслушать или помочь высказать свое мнение находящемуся рядом, пусть еще маленькому человеку? Как можно говорить о толерантности и принятии каждого человека, и тут же отрицать индивидуальные особенности и возможности вверенных мне воспитанников? Ведь я ответственна за тех, кого воспитываю и учу, и вместе с тем, я отвечаю и за саму себя, свой личностный ресурс и профессиональное развитие. Ведь каждый день, я отстаиваю свое Право - быть Педагогом, Учителем, Воспитателем!