Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний,
что он будет переживать, зависит весь его дальнейший
путь к знаниям».

В.А.Сухомлинский

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развивать творческие способности? Что это значит?

  • Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
  • Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
  • В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

С целью развития творческой личности ребенка я стараюсь использовать на уроках различные упражнения. Например, на уроках на математике это:

  1. Задачи на смекалку
  2. Задачи шутки
  3. Обыгрывание текстовых задач
  4. Задачи с геометрическим содержанием
  5. Логические упражнения
  6. Математические игры и фокусы
  7. Кроссворды и ребусы
  8. Составление задач.

На уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

Работа с иллюстрацией к тексту

Перед чтением произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации, предлагаю предположить содержание произведения.

«Составляем вопросы по тексту»

После прочтения текста, надо составить вопрос по содержанию и задать его однокласснику.

Творческий пересказ

Рассказать сюжет произведения от лица героя.

Нарисовать иллюстрацию к тексту

Представить себя в роли художника-оформителя и создать обложку для книги

Например: для книги А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (ПОКАЗ)

Чтение по ролям

Инсценирование произведения

Придумывание загадок, небылиц (ЗАЧИТАТЬ)

Разгадывание литературных кроссвордов

На уроках русского языка стала применять следующий вид работы со словарными словами: записываю слово на доске с пропуском буквы, и у нас начинается дискуссия, какую букву надо писать. Класс, конечно же, делится на три лагеря:

1) те, кто называет правильную букву,

2) те, кто называет неправильную букву,

3) молчуны. Далее мы заглядываем в словарик, выясняем кто прав. И начинаем фантазировать: как запомнить букву О в слове СОБАКА? А собака, когда спит, сворачивается клубочком.

Как запомнить Е в слове МЕТЕЛЬ? А ветер завьюживает, закручивает снег. Рисую на доске направление ветра с помощью петель. Увидели Е в петельках. И т.д. правда не на все слова можем придумать карточку-запоминайку. Например, одним из последних слов были слова ЩАВЕЛЬ, ТОВАРИЩ.

Во внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для запоминания названия фигур и направлений (горизонталь, диагональ, вертикаль) использовала приём раскрашивания шахматной доски и фигур.

В работе над развитием творческих способностей школьников хорошо помогают уроки искусства и технологии. (показ видео изображение и фантазия)

Таким образом: атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.