Тип занятия: комплексное применение знаний и способов действий.
Методы обучения: интерактивные.
Цели занятия: создание условий для овладения обучающимися элементами естественно- научной грамотности: научно объяснять явления, оценивать и понимать особенности научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов; формирование интереса к научному изучению природы.
Задачи занятия:
- приобретение обучающимися умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
- освоение обучающимися методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;
- развитие у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
- освоение обучающимися приёмов анализа и критического оценивания информации.
Формы работы: групповые.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание обучающимися ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
- развитие у обучающихся любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
- сформированность у обучающихся рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека;
- потребность обучающихся во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других.
Метапредметные:
- овладение обучающимися умением оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
- овладение обучающимися умением самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- овладение обучающимися умением самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- овладение обучающимися умением в ходе обсуждения результатов лабораторных работ задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- овладение обучающимися умением сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- овладение обучающимися умением выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- овладение обучающимися умением публично представлять результаты выполненного физического исследования;
- овладение обучающимися умением принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
- овладение обучающимися умением выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- овладение обучающимися умением ориентироваться в таком подходе принятия решений, как принятие решений группой;
- овладение обучающимися умением объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
- овладение обучающимися умением оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные:
- овладение обучающимися умением описывать изученные свойства тел используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, вес тела, давление (жидкости, газа), выталкивающая сила; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
- овладение обучающимися умением объяснять физические свойства тел в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из 1-2 логических шагов с опорой на свойства физических явлений, физические законы или закономерности;
- овладение обучающимися умением решать расчётные задачи в 1-2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины;
- овладение обучающимися умением выполнять прямые измерения массы тела, объёма, силы с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
- овладение обучающимися умением проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества; выталкивающая сила), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
- овладение обучающимися умением соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
Оборудование: проектор мультимедиа, видеоролики, оборудование для работы в группах, карточки с заданиями для групп, таблицы плотностей [1].
Ход занятия
I. Организационный этап
Подготовка обучающимися принадлежностей к занятию, деление их на группы.
II. Формулирование обучающимися темы и цели занятия
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
На экране демонстрирует видеоролик с рассуждениями учащихся начальной школы по поводу того, что такое плотность «устами первоклассника». В заключение просмотра предлагает обучающимся сформулировать тему занятия студии, обосновав своё мнение. |
Высказывают свои предположения. |
Управляет процессом обсуждения с помощью задаваемых обучающимся вопросов. Организует обобщение высказанных мнений. |
Участвуют в обсуждении. В заключение выступлений обобщают мнения и формулируют тему занятия. |
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задаёт обучающимся вопросы:
|
В ходе фронтального опроса отвечают на вопросы учителя, анализируют ответы свои и других учащихся. |
Предлагает на доске написать формулы с физической величиной «плотность» |
Пишут на доске формулы, анализируют ошибки, если они имеют место. |
IV. Постановка цели и задач учебной деятельности, мотивация
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Предлагает учащимся прочитать задания на карточках и каждой группе сформулировать цель экспериментального исследования. |
Знакомятся с содержанием заданий, формулируют цели исследований. |
Задание для 1 группы
Рецепт приготовления рассола:
Наберите в ёмкость воды. Опустите в воду сырое яйцо. Затем добавляйте в воду соль, размешивая до её полного растворения, до тех пор, пока круг у всплывшего яйца не будет размером с копейку. После этого перелейте рассол в другую емкость, а осадок соли удалите. Залейте полученным рассолом приготовленные овощи. Опустите в подвал для хранения. Приятного аппетита! |
Оборудование:
- весы электронные с разной точностью измерений - 8 шт.,
- калориметры (проградуированные) с водой - 4 шт.,
- мерные стаканчики с разного вида солью - 4 шт,
- деревянные палочки - 4 шт.,
- сырые яйца на блюдцах - 4 шт.,
- монеты достоинством 1 копейка - 4 шт.
Цель эксперимента: приготовить раствор нужной плотности, овладеть элементами естественнонаучной грамотности.
Ход эксперимента
(индивидуальная работа, работа в группе)
1. Включите весы. Поставьте на весы пустой калориметр, нажмите кнопку tare.
2. Налейте в калориметр воду и измерьте её массу.
3. Поставьте калориметр с водой на стол и опустите в воду сырое яйцо.
4. Добавляйте в воду соль и хорошо размешивайте ее, предварительно определив её массу с помощью электронных весов, до тех пор, пока круг всплывшего яйца над водой не будет таким, как круг 1 копеечной монеты (добивайтесь того, чтобы не было на дне осадка соли).
5. Рассчитайте массу раствора, прибавив к массе воды массу растворенной соли.
6. Заполните таблицу:
масса воды |
масса добавленной в раствор соли |
масса приготовленного раствора
|
объём приготовленного раствора
|
плотность раствора
|
|
|
|
|
|
7. Определите объём полученного раствора с помощью шкалы объёма, имеющейся на калориметре.
8. Рассчитайте плотность полученного раствора по формуле:
10. Обсудите результаты индивидуальных экспериментов, рассчитайте значение средней плотности и сделайте выводы.
Задание для 2 группы
В древности медь была, чуть ли не самым популярным средством в лечебной практике. Медная монета или украшение были у каждого. Аристотель утверждал, что этот металл нужно применять при ушибах, синяках и отечности. В лечебных целях лучше всего применять хорошо отшлифованные тонкие пластины или диски, сделанные из чистой меди. Специалисты утверждают, что самые лучшие монеты - петровского времени, так как тогда плавили их без примесей, но найти такие деньги практически невозможно, поэтому подойдет вариант советского образца.
Ионы меди оказывают положительное влияние на состояние организма человека:
- антибактериальное;
- обезболивающее;
- кровоостанавливающее;
- жаропонижающее;
- гармонизирующее нервную систему;
- противоопухолевое.
Источники:
- https://narodnymisredstvami.ru/med/
- https://tepcontrol.ru/med-pri-perelomah-kostey-kak-pit/
Оборудование:
- весы рычажные - 4 шт.,
- мензурки с разной ценой деления с водой - 4 шт.,
- монеты достоинством 1, 2 и 3 копейки - 4 шт.,
- монеты достоинством 10 рублей - 4 шт.,
- тела разного объема и массы, изготовленные из меди, стали, латуни, алюминия - 5 шт.,
- моток медной проволоки,
- таблица плотностей различных веществ,
- ноутбук с программой Excel.
Цель эксперимента: определить какие предметы изготовлены из меди, понять важность физической величины «плотность» в жизни человека.
Ход эксперимента
(индивидуальная работа, работа в группе)
1. Уравновесьте весы.
2. Распределите работу в группе
3. Измерьте массу предложенных предметов.
4. Определите объём предмета с помощью мензурки.
5. Заполните таблицу:
Название или номер предмета |
масса предмета
|
объём предмета
|
плотность вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Рассчитайте плотность вещества, из которого изготовлено тело, предположительно изготовленное из меди, по формуле:
7. Совместно по результатам экспериментов постройте столбчатую диаграмму плотностей различных тел в программе Excel и сделайте выводы.
Задание для 3 группы
Оборудование:
- датчик давления Robiclab, программное обеспечение для работы датчика https://robiclab.ru/
- ноутбук с подключением к сети интернет.
- манометр, ёмкость с исследуемой жидкостью, шприц, силиконовые трубки разной длины, линейка,
- таблицы плотностей различных веществ.
Цель эксперимента: идентифицировать исследуемую жидкость, овладеть нестандартным методом определения плотности вещества.
Ход эксперимента
(работа в группе)
1. Посмотрите видео с объяснением эксперимента, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1WKs3LJ2JkJR18CM14lVGRx_9_Kw-A3Zp
2. Повторите видео эксперимент, измерив с помощью датчика давление при разной высоте столба жидкости.
3. Заполните третью колонку таблицы:
№ |
Высота столба жидкости
|
Давление жидкости
|
Плотность вещества
|
Название вещества |
1 |
10 см |
|
|
|
2 |
20 см |
|
||
3 |
30 см |
|
||
4 |
40 см |
|
4. Постройте график зависимости давления столба жидкости от его высоты в программе Excel.
5. Рассчитайте плотность жидкости по графику:
6. По результатам эксперимента определите название исследуемой жидкости.
7. Повторите эксперимент, опуская силиконовую трубку в мензурку с исследуемой жидкостью на определённую глубину. Для измерения давления используйте манометр.
№ |
Высота столба жидкости
|
Давление жидкости
|
Плотность вещества
|
Название вещества |
5 |
5 см |
|
|
|
6 |
10 см |
|
||
7 |
15 см |
|
8. Постройте график зависимости давления столба жидкости от его высоты в программе Excel.
9. Рассчитайте плотность жидкости по графику:
10. Сделайте вывод о точности измерений различными методами.
Задание для 4 группы
Оборудование:
- датчик давления Sensorlab,
- ноутбук с программным обеспечением для работы датчиков электронной лаборатории,
- барометр, мензурка с водой, палочка деревянная, линейка, весы электронные, емкость с солью, силиконовая и стеклянная трубки
- таблицы плотностей некоторых жидкостей.
Цель эксперимента: овладеть элементами гносеологической культуры, являющейся частью естественнонаучной грамотности.
Ход эксперимента
(работа в группе)
1. С помощью барометра измерьте атмосферное давление.
2. Запустите датчик давления и зафиксируйте показание датчика, не опуская его в воду. Запишите результаты измерений в таблицу. Сравните значения атмосферного давления, измеренного двумя способами.
3. Запустите датчик давления и зафиксируйте давление жидкости на глубинах, указанных в таблице.
№ |
Атмосферное давление, измеренное барометром
|
Атмосферное давление, измеренное датчиком
|
Глубина погружения свободного конца силиконовой трубки, подключенной к датчику давления
|
Давление воды на глубине, измеренное датчиком
|
Разность давлений
|
Плотность воды
|
Среднее значение плотности воды
|
пресная вода |
|||||||
1 |
|
|
0,10 м |
|
|
|
|
2 |
0,20 м |
|
|
|
|||
солёная вода* |
|||||||
3 |
|
|
0,10 м |
|
|
|
|
4 |
0,20 м |
|
|
|
|
4. Рассчитайте плотность воды по формуле для двух случаев:
,
где g = 9, 8 м/c2
5. Повторите эксперимент, опуская силиконовую трубку в мензурку с исследуемой жидкостью на определённую глубину. Для измерения давления попробуйте применить манометр.
6. Рассчитайте среднюю плотность по результатам эксперимента.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:
- Добавьте в воду соль и хорошо размешайте полученный раствор.
- Повторите эксперимент для солевого раствора с занесением данных в таблицу.
Задание для 5 группы
Оборудование:
- динамометры с разной шкалой измерения - 4 шт.,
- мензурки с пресной водой - 2 шт.,
- цилиндры пластиковые со шкалой - 2 шт.,
- таблица плотностей различных веществ.
Цель эксперимента: овладеть нестандартным методом определения плотности вещества.
Ход эксперимента
(работа в парах, затем в группе)
1. Проверьте, установлен ли на динамометре ноль при отсутствии нагрузки. Если не установлен, то отрегулируйте прибор.
2. Повесьте к крючку динамометра пластиковый цилиндр и определите вес цилиндра в воздухе P0.
3. Начните заполнять таблицу:
Вес цилиндра в воздухе
|
Перво-
|
Глубина погружения цилиндра в воду
|
Объём воды в мензурке
|
Объём погру-
|
Вес цилиндра в воде
|
Сила Архимеда
|
Плотность воды
|
|
|
0 м |
|
|
|
|
|
0,02 м |
|
|
|
|
|
||
0,04 м |
|
|
|
|
|
||
0,06 м |
|
|
|
|
|
||
0,08 м |
|
|
|
|
|
||
0,10 м |
|
|
|
|
|
4. Опускайте цилиндр в мензурку с водой постепенно: сначала на 2 см, затем с интервалом 2 см до максимального значения. Каждый раз измеряйте вес цилиндра в воде и рассчитывайте объём погруженной части цилиндра через изменение объёма воды (не забудьте разделить измеренный объём на 1000000 для перевода из мл в м3), записывайте показания в таблицу.
5. Рассчитайте силу Архимеда по формуле:
FA= Рn- P0
6. Рассчитайте плотность воды по формуле:
где g = 9, 8 м/c2
7. Сравните полученный результат с табличными данными, выскажите предположения о расхождении экспериментальных и табличных данных.
V. Творческое применение знаний и способов действий в изменённой или новой ситуации
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Предлагает учащимся выполнить задания на карточках, помогает им, при необходимости. |
Выполняют экспериментальные задания. |
Предлагает в классе озвучить результаты вычисления плотности вещества предложенным способом, сравнить вычисленное значение с табличным. |
Озвучивают результаты экспериментального определения плотности веществ, анализируют их. |
VI. Рефлексия
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Предлагает учащимся дать оценку своей деятельности на уроке и ее результатам.
|
Оценивают свою деятельность и ее результаты. |
Интернет-ресурсы
- Пурышева Н.С. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. - М.: Дрофа, 2012. - 222.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. 2022.
URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2 - Робиклаб. Справочно- методические материалы к цифровой лаборатории. [Электронный ресурс]
URL: https://robiclab.ru/help-topic/ - Копилка приёмов рефлексии [Электронный ресурс]. 2018.
URL: https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html