Доклад «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся»

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом


Современная действительность характеризуется тем, что практически все сферы экономики переориентируются на использование высоких технологий и творческого потенциала человека. Если еще недавно, в период плановой экономики, основная доля затрат в произведенном продукте (до 70%) приходилось на использованное сырье, материалы и другие ресурсы, то сейчас в готовом продукте более 80% затрат обусловлено новыми идеями и технологиями. Труд становится более емким интеллектуально.

Исследования в области психологии мышления показывают, что начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом, уже поздно. Начинать этот процесс следует гораздо раньше - в детском возрасте. Уже в школе или даже в дошкольных учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности: развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать детские исследования стройными, систематизированными и методологически грамотными, надо включать исследовательскую деятельность обучающихся в образовательный процесс.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановка проблемы;
  • изучение разной информации по данной проблематике;
  • выбор методов исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение;
  • формулировка выводов.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В исследовательской деятельности обучающихся наблюдается смена функциональных позиций субъектов этой деятельности. В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема «учитель-ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает.

При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема требуют самостоятельного анализа. Это часто требует согласованных действий учителя и ученика в постижении окружающей действительности в рамках схемы «партнер - партнер» или - «наставник - младший товарищ», которая предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и педагога, ее носителя.

Следующей безусловной нормой исследовательской деятельности является необходимость доказательности и обоснования позиции, данных, способов достижения результатов исследования, необходимости постоянной проверки результатов, адекватности их практической реализации. В коммуникационном аспекте очень важным является обсуждение результатов исследовательской деятельности на предмет их истинности.

Анализ передового педагогического опыта показывает, что одним из педагогических условий эффективного проведения ученических исследований является организация проблемного обучения, которое содержит элементы исследовательского поиска.

Учебное исследование и научное исследование

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, повышении мотивации к учебной деятельности, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ребенка).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности обучающихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.

В развитии исследовательской деятельности обучающихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность обучающихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования. Такие требования преследует иные цели (сами по себе не менее значимые по сравнению с исследовательской деятельностью) - цели социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях.

Представление исследований

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и обучающийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских научных конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

  • Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Современные представления о проблеме озоновых дыр».
  • Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Исследование зависимости яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры».
  • Проектные - творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Установление места гибели N-ской экспедиции». Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу каких-либо проблем, например, загрязнения окружающей среды: «Нет загрязнению реки Бульки целлюлозным заводом!».
  • Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Учет количества водоплавающих на N-ском водоеме».
  • Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Пример: «Изучение особенностей геологической истории N-ского озера».

Приобщение детей к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Можно, например, превратить простые лабораторные работы в настоящее научное исследование, не жертвуя при этом содержанием предмета. В результате ученики приобретут чувство причастности и восхищения к тому, что происходит на занятиях. Вы станете руководителем научного проекта, в то время как ваши ученики превратятся в исследователей.

Научно-исследовательскую работу обучающихся нужно рассматривать как одну из форм учебного процесса, как модель педагогической технологии, как способ работы с одаренными детьми, как средство воспитания.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры обучающегося:

  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Непосредственный перенос традиций научно-исследовательских лабораторий, институтов в школу оказывается неэффективным. Говорить о вкладе в фундаментальную науку школьников второй ступени даже не приходится. Однако, формирование у обучающегося исследовательского типа мышления, основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности.

Сложной является задача включения детей в научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую деятельность подросток может, лишь если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из субъектов. Во-вторых, деятельность должна быть направлена на достижение вполне определенных, понятных ребенку целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально-значимая.

Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ребенка. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск ребенка в нужное русло и подсказывая источники информации.

Чаще всего создание ученической исследовательской работы занимает не менее одного учебного года, но школьники могут вести изыскания и в течение нескольких лет в зависимости от различных обстоятельств, таких, как сложность избранной темы, отсутствие необходимых данных, многоплановость статистической обработки.

На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней.

Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.

Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему. Структуру работы надо раскрыть на начальном этапе, чтобы у обучающегося была опора для планирования своей деятельности.

Структура научной работы

Структура научной работы предполагает наличие традиционных компонентов:

  • актуальность проблемы,
  • предмет исследования,
  • цель проекта,
  • гипотеза,
  • задачи,
  • используемые методы,
  • практическая значимость результата.

Высшим пилотажем считается умение произвести расчет затрат.

Основные этапы научно-исследовательской работы обучающихся

1. Мотивация

Первым шагом должно стать включение ребенка в данную систему деятельности. Это может быть рассказ педагога, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства - это поиск проблемы; создание качественного нового продукта; получение результата. На этой стадии ребенок хочет увидеть вполне конкретные выгоды. Наряду с моральными, и материальные стимулы (от защиты реферата на переводных экзаменах, до получения преимуществ при поступлении в ВУЗ).

2. Выбор проблемы, направлений исследований

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым ребенком. Руководитель ученических исследовательских работ предлагает примерный перечень тем для исследования, составленный и обсужденный на заседании методического объединения и утвержденный научно-методическим советом.

При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

  • актуальность темы, недостаточность ее изученности, важность в практическом отношении;
  • соответствие интересам обучающегося-исследования;
  • реальную выполнимость;
  • возможность более глубокого осмысления общих зако­номерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
  • обеспеченность необходимым количеством различных источников;
  • грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы). В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов.

Очень важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенности задач, который можно определить как сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы, изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч с компетентными лицами. Все это подготовит разум разработчика к следующим этапам работы над проектом: разработка гипотезы, определение задач, создание собственного варианта решения проблемы, конструирование модели, формирование программы и т.д.

Вопрос актуальности обычно не вызывает у обучающихся непонимания. Они ее достаточно легко могут изложить в плане своего видения существующего противоречия. Но совершенно затрудняются, когда надо выяснить, а что же было сделано до них, какие существуют взгляды на решение проблемы. Им кажется, что они первооткрыватели. Учите их радоваться общению с трудами других. «Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль» - говорил немецкий философ И.Гердер.

3. Постановка задачи

Пожалуй, это самый сложный и самый важный момент, так как нельзя рекомендовать детям проблему в готовом виде. Учитель может направить мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации. Важно учить «спотыкаться», «цепляться» за проблему, вопрос. Этого не хватает и нашим повседневным урокам. Мы должны учить побуждать наших детей искать дополнительные вопросы, которые они задают отвечающим урок товарищам. Но если проанализировать соотношение этих вопросов на характер репродуктивного и проблемного содержания, то можно увидеть преобладание первого. Надо придавать значение этой деятельности. Услышав из уст ребенка чудо-вопрос, остановитесь, сделайте паузу, порадуйтесь, привлеките внимание других, покажите его особенность, утонченность, похвалите создателя.

Удивитесь пришедшим Вам в ходе урока неожиданному ракурсу проблемы, ее новому звучанию, подходу. Обратите внимание на недостаточную освещенность темы, укажите, что она ждет в лице ваших обучающихся своих исследователей, способных найти новое решение. И вы получите мыслителей!

Подтолкнуть мысль к пробуждению, особенно в поиске проблем для социальных, экологических, игровых проектов, возможно при проведении деловой игры, диспута, дискуссии, обсуждении различных тем современности в форме «круглого стола», «мозгового штурма».

При организации сбора идей часто используется во многом традиционный «ящик предложений». Завуалируйте свое прямое желание подсказать тему работы. Конечно, можно просто предложить список тем. Однако мы упустим важнейший начальный момент авторского представления проблемы. Постараемся создать будоражащее мысль эмоционально-информационное поле. Наша задача на этом этапе - создать условия для того, чтобы начавшийся процесс генерировал.

Например, учитель может организовать занятие для 7- или 8-классников «Дополнительные возможности графического редактора» или т.п. В этой мозаике предложений обязательно найдутся желающие искать еще не использованные решения, добиться реализации своих конструктивных замыслов. Следует не упустить, что проблема всегда должна базироваться на противоречии.

После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться только после завершения собственно исследования) обучающейся-исполнитель исследования переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а также делается прогноз ожидаемых результатов исследования.

В момент определения цели проекта школьнику обязательно нужна консультация, собеседование с научным руководителем, чтобы более реально построить свою работу. Детский максимализм, слабое знание своих правовых возможностей приводит их то к гигантомании, то к хаосу целей.

4. Изучение информации по проблематике исследования

Для определения состояния изученности темы, уточнения цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное знакомство детей с литературой по выбранной ими проблеме. Первоначально ученик занимается поиском литературы. Не случайно теме «Библиотека - твой помощник» рекомендуется посвятить одно из первых занятий, на котором обучающиеся знакомятся с правилами работы в библиотеках, получают навык ускоренного поиска необходимой информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий. Такие занятия целесообразно организовать в библиотеке. На следующем этапе работы с литературой следует обучить детей брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также публикуемые библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого, ученики должны научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий. Ребенок учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.

Т.о., в первые месяцы работы детям необходимо усвоить общие навыки работы с литературой. Итогом усвоения навыка работы с литературой должна быть способность обучающихся написать фрагмент работы, который условно можно назвать «обзор литературы по проблеме исследования».

Важно, чтобы дети самостоятельно составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований.

Сбор и анализ информации. Учителю, который выполняет роль научного руководителя, на этом этапе следует обратить внимание ребенка на культуру научного поиска. Он может попасть в ловушку такого состояния, когда глубокие мысли других кажутся до того простыми, что ему они представляются своими собственными. Начинающий исследователь должен уяснить, что ценность его работы не в заимствовании чужих идей, а в том, что он познакомился и оценил их, привлек в свой труд или оппонировал им.
И. Ньютон говорил, что «он видел дальше, потому что стоял на плечах гигантов». Использование опыта предшественников не постыдно, это огромная, ценная работа. Постыдно брать чужое. Здесь пригодится культура написания и оформления реферата.

Следует отвергать работу, если в ее обосновании, на ее страницах нет сносок на литературу, не указаны имена исследователей изучаемой проблемы. К сожалению, «поголовное списывание - присвоение» у нас присутствует очень часто. Иной «труд» можно взять в кавычки с первой до последней строчки. Особенно обострение этой болезни чувствуется с появлением как бы безымянного Интернета.

5. Предварительная обработка данных. Выдвижение и проверка гипотез

Главная цель на этой стадии - ознакомить обучающихся с методикой проведения исследовательской работы (экспериментальная обработка, отладка программ, заполнение журнала наблюдений, тестирование, сопоставление и анализ).

В отличие от традиционных научных исследований, главное здесь не результат, а пройденный детьми путь.

Позиция научного руководителя - активно-наблюдательная, важно не вмешиваться, а задавать вопросы (почему, что если).

Далее следует этап разработки гипотезы. Часто учитель еще сам не совсем владеет методологией ее формирования.

Гипотеза - это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать. Формулируя гипотезу, обучающийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленную цель. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения по типу «Если..., то...».

Заканчивается этап обсуждением результатов исследований и поверкой гипотез. Обсуждение необходимо, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Каждый высказывает свою точку зрения. Дискуссия - не экспромт, здесь наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователями одиночками. Дух соревнования у детей - мощный стимул. Далее теоретические обоснования, т.е., объяснение механизма обнаруженных закономерностей.

6. Оформление результатов работы

Оформляется в виде сообщения. Задача научного руководителя отредактировать «детский текст».

Возрастная логика обучения, предполагает следующие формы самостоятельной работы обучающихся: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.); сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Нужно сразу же предостеречь: выбранная форма должна соответствовать содержанию. А то у нас зачастую, особенно в начальной школе, именуют «рефератами» и соответственно оценивают простые сообщения на заданную тему, к тому же буквально списанные из энциклопедии или словаря или, что ещё хуже, конспекты главы какого-то учебника. За красивым иноземным словом теряется его смысл, и у ребенка смешиваются понятия. Назвать это научной работой можно с большим сомнением.

  • Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие.
  • Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.
  • Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. Рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИР вполне оправданно.
  • Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д./li>
  • Исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмыслению факта, процесса, события и т.д.

7. Представление исследовательской работы

К ней надо готовиться, так как она всегда регламентирована по времени. Необходимо продумать возможные варианты вопросов аудитории. Дети часто воспринимают вопросы как провал, раздражаются, нервничают. Их нужно научить благодарить за вопросы, радоваться возможности дополнительного времени на более глубокое раскрытие существа проекта. Ведь именно отсутствие вопросов говорит о том, что проект не пробудил интереса. И это уже близко к провалу.

Иногда бывает, что серьезные по содержанию работы не попадают в пятерку лучших, т.к. о не могут представить их должным образом. Причина в том, что дети оказываются не готовы к психологической борьбе и победе. Полезно предварительное представление работы сначала в узком творческом коллективе, а затем на конференции. Этот этап не просто тренировка, а рекламная кампания, программирование авторов работы на успех - они должны быть уверены в предстоящей победе.

За два месяца до защиты ученической исследовательской работы начинаются занятия по формированию умений и навыков оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями.

После завершения оформления работы руководитель пишет рецензию на нее и сосредоточивает свое внимание на подготовке обучающихся к защите исследования. При подготовке к защите следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

  • актуальность и новизна исследования;
  • характеристика использованных источников и литературы;
  • характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
  • обоснование выбора методов исследования;
  • основные выводы по содержанию работы.

Творческая модель защиты предполагает:

  • оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
  • демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
  • оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
  • выводы по работе.

Необходимый момент после защиты - «разбор полетов» (рефлексия). Ее следует провести дважды, сразу после окончания мероприятия, так как это остро эмоциональный момент, и если проект не заинтересовал присутствовавших на защите, то море отрицательных суждений будет отравлять душу ребенка вплоть до вашей следующей встречи. Не надо поддерживать критический настрой о несправедливости жюри. Надо настаивать, что выполнена задача первой пробы сил, задача участия, приобретения опыта и т.д. А затем, когда «страсти улягутся», подробно разобрать достоинства и слабые стороны работы и продолжать ее далее.

Функции исследовательской деятельности в разных видах образования:

  • в дошкольном образовании и начальной школе - сохранение исследовательского поведения обучающихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
  • в основной школе - развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;
  • в старшей школе - развития исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы;
  • в дополнительном образовании (функции исследовательской деятельности) - создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей;
  • в профессиональном образовании - повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования;
  • в системе повышения квалификации и переподготовки кадров - развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования поливерсионных представлений об объектах и явлениях у педагогов.

Заключение

Таким образом, начав с частной проблемы активизации учебного процесса, мы пришли к глобальному вопросу подготовки нового поколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому, что необходимо в условиях демократического строя.

Поэтому уже давно целью является не заставить ребенка запомнить материал, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.

Если ребенок за счёт свободного времени готов дополнительно заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация школьника к занятиям. То есть ребенок из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами школы и подготовки к практическим занятиям и экзаменам.

Список литературы

  1. Белых, С.Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С.Л.Белых. - Комментарии А.С.Савичева. Под ред. А.С.Обухова. - М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. - 56 с.
  2. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.
  4. Пособие. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / Авт.-сост. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. - Великий Новгород, 2002. - 63 с.
  5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
  6. Сбитнева З.И. Программа факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность».
  7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. С-П.: Каро, 2005.
  8. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. М.: Бином, 2006.
  9. Электронное учебное пособие «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся» федеральный институт развития образования Авторы: Волков А.Е. и Грачёв А.В. (http://www.obzh.ru/uchebnik/)