Разные виды деятельности на уроках с «особенными» детьми

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Так сложилось, что я работаю в классах, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.

Целью образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является их полноценное развитие, и освоение ими общеобразовательной программы, наряду со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей.

По моему мнению, включение таких детей образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.

Для меня главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Работая в таких классах учителю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.

Одно из основных требований к уроку для класса, где учатся учащиеся с ОВЗ - это учет слабого внимания таких детей.

Поэтому на уроке я стараюсь менять разные виды деятельности:

а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использую только в середине урока;

в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использую игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.

Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему.

Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала веду фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре:

Например, первый вариант работы - «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить «особенным» детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также использую задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом - определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). Затем предлагаю карточки с практическими примерами, которые сопровождаются пошаговой инструкцией. Пока «особенные» дети работают самостоятельно, я работаю с обычными детьми.

Второй вариант - пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.

Например, коротко проговариваю те понятия, которые усвоены детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Предлагаю детям задание по типу «10 слов»: на доске или на карточках написаны 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом устно дать определения этим словам.

Далее я объясняю новый материал всем учащимся.

После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера.

При этом в карточках «особенных» детей использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) - ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.

Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции, проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их.

Методы и приёмы, которые я использую:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя;
  • методы контроля (как устный, так письменный);
  • методы самоконтроля и взаимоконтроля;
  • дифференцированная работа.
  • работа в группах

Оценивая ребёнка с ОВЗ

Отмечаю его хорошее поведение, его прогресс.

Разрешаю ребенку переписывать работу на дополнительном занятии, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитываю отметку за переделанную работу).

Таким образом я выстраиваю свою работу в классах, где учатся дети с ОВЗ.