«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно».
А.С.Пушкин
Класс: 6 класс.
Название раздела: «Русь в IХ - первой половине ХII в.».
Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Русь в IХ - первой половине ХII в.» изучается в курсе «История России» 6 класс - учебник «История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021».
Цели и задачи урока:
- Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русь в IХ - первой половине ХII в.».
- Способствовать сохранению исторической памяти.
- Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
-
Научатся:
- актуализировать и обобщать знания по истории Древней Руси;
- соотносить события истории Древней Руси по хронологическому признаку;
- доказывать, что история России является частью мировой истории.
-
Получат возможность научиться:
- соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
- приобретут опыт анализа конкретных исторических фактов и событий;
- высказывать собственное мнение, суждения.
2. Метапредметные УУД:
-
Познавательные:
- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
- используют общие приёмы решения поставленных задач.
-
Коммуникативные:
- участвуют в коллективном обсуждении проблем;
- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий.
3. Личностные УУД:
- Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их.
- Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
- Овладевают способами обобщения и систематизации знаний.
- Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация «Откуда есть пошла Русская земля…»;
- выставка книг «Время первых: первые русские князья»;
- интерактивная карта «Русь в IХ - начале ХII в.»;
- видеоролик песни «Я русский» (муз. и сл. Я.Дронова (SHAMAN)), (исп. Всероссийская хоровая акция) https://www.youtube.com/watch?v=NxcYLUgyBu8 (дата обращения: 07.01.2023);
- грамоты и сувениры для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Основные понятия и термины: государство, князь, дружина, дань, полюдье, уроки, погосты, христианство.
Форма проведения урока: дидактическая интеллектуальная игра.
Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.
Домашнее задание: Внимательно прочитайте историческую балладу «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Составьте иллюстрированный словарик исторических терминов и понятий упоминающийся в данном произведении.
Этапы урока-игры:
- Представление команд.
- Конкурс «Разминка».
- Конкурс «Словесные пазлы».
- Конкурс «Историческая карта».
- Конкурс «Черный ящик».
- Конкурс «Историческая задача».
- Конкурс «Домашнее задание».
- Конкурс «Историческая картина».
- Конкурс «Исторические ребусы».
- Конкурс «Русь изначальная».
- Конкурс «Историческая память».
Ход интеллектуальной игры
Организационный момент
Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Откуда есть пошла русская земля…», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.
Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 6 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
Выявляется победитель (команда).
Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.
Интеллектуальная игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Вступительное слово учителя: Вопрос о причинах образования государства интересовал наших предков еще много лет назад. Монах Печерского монастыря в Киеве Нестор в начале ХII века поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти на сегодняшнем уроке.
Этапы дидактической игры
1. Представление команд (название, эмблема, девиз)
За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org - «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).
2. Конкурс «Разминка»
На многофункциональную интерактивную панель с сенсорным экраном выводится изображение скульптурной работы М.М.Антокольского «Нестор-летописец».
«В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ».
(Н.Кончаловская)
Задание для команды №1:
- Кого запечатлел автор этой скульптуры, и чем он занят?
- Как называется труд, который пишет изображаемый скульптором персонаж и какое значение имеет для нас этот труд?
Задание для команды №2:
- Где и в каком веке писал свой труд герой этого художественного произведения?
- Как изображаемый персонаж объяснял причины образования государства?
Ответ:
Команда №1:
- Монах Нестор пишет летопись.
- «Повесть временных лет». Это был первый документ, в котором была записана история Древней Руси с самого ее становления, послуживший основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований.
Команда №2:
- В Киево-Печерском монастыре в ХII веке.
- Предпосылки образования государства восточных славян: развитие хозяйства (ремесла, торговли); появление городов, как торгово-ремесленных центров; образование крупных племенных союзов во главе с князьями; необходимость обороны от врагов.
Конкурс «Словесные пазлы»
Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов отрывок из летописи «Повесть временных лет» и укажите, когда произошло описываемое событие. Прочитайте и объясните смысл этого высказывания.
Задание для команды №1: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Задание для команды №2: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит».
Ответ:
Команда №1: IХ век (862 год). Легендарное призвание варягов.
Команда №2: Х век (945 год). Гибель князя Игоря.
Конкурс «Историческая карта»
Задание для команд №1, 2: Пронумеруйте участки пути «из Варяг в Греки» и покажите этот путь на карте.
Ответ команд №1, 2:
- р. Нева -
- Ладожское озеро -
- р. Волхов -
- озеро Ильмень -
- р. Ловать -
- волок до притоков Днепра -
- р. Днепр -
- Черное море -
- Византия.
(Река Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море - Византия).
Задание для команды №1:
- Покажите на карте и назовите города, где стали княжить Рюрик с братьями.
- Какие племена присоединил к древнерусскому государству Олег?
Задание для команды №2:
- Назовите и покажите на карте столицу Древлянской земли.
- Какие племена присоединил к древнерусскому государству Святослав?
Ответ:
Команда №1:
- Рюрик - Новгород, Синеус - Белоозеро, Трувор - Изборск.
- Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
Команда №2:
- Столица древлян - Искоростень.
- При князе Святославе в состав Древнерусского государства вошли территории, где проживали вятичи, уличи, тиверцы.
Конкурс «Черный ящик»
По важнейшему торговому пути «Из варяг в греки» перевозили разные товары.
Внимание, «черный ящик»! Ответьте на вопрос: «Что в черном ящике?».
Задание для команды №1: Что везли русские купцы «из варяг в греки»?
1. Вопрос такого рода
Задам я пчеловоду,
Из чего его пчела
Слепила ловко закрома.
(Воск).
2. Загадаю Вам загадку,
Вкусный он и очень сладкий.
Быть здоровым помогает,
Его пчёлы собирают.
(Мёд).
Задание для команды №2: Что везли русские купцы из Царьграда на Русь?
1.
Кто-то жгучим обзывает,
Кто-то сладким называет.
Но в любом случае,
В ряду специй лучший он!
(Перец).
2.
Если нити шелкопряда
Применяют для наряда -
Мастер получает толк:
Превращая нити в …
(Шёлк).
Конкурс «Историческая задача»
Решите историческую задачу.
Задание для команды №1: Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделите на три. К частному прибавьте дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?
Ответ: (972 - 912) / 3 + 862 = 60 / 3 + 862 = 20 + 862 = 882,
где
- 972 - последний год правления князя Святослава;
- 912 - последний год правления князя Олега;
- 862 - начало правления Рюрика;
- 882 - образование Древнерусского государства.
Задание для команды №2: Сосчитайте, что было раньше и на сколько лет: открытие Америки викингами (примерно в 6508 г. от Сотворения мира) или легендарное призвание варягов на Русь (862 г. от Рождества Христова)?
Ответ:
Согласно византийской системе летоисчисления, от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет.
6508 - 5508 = 1000 г. от Рождества Христова - открытие Америки викингами.
1000 - 862 = 138 лет
Легендарное призвание варягов на Русь произошло на 138 лет раньше открытия Америки викингами.
Конкурс «Домашнее задание»
Задание для команд №1, 2: Внимательно прочитайте историческую балладу «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Составьте иллюстрированный словарик исторических терминов и понятий упоминающийся в данном произведении.
Ответ:
- Вещий - способный предвидеть, предсказывать будущее, мудрый.
- Хазары - тюркоязычный кочевой народ, живший к югу от Руси.
- Царьградская броня - воинские доспехи из Византии.
- Кудесник - предсказатель, волшебник, колдун, чародей.
- Перун - один из славянских богов, повелитель грозы и грома.
- Волхвы - жрецы, волшебники, предсказатели.
- Щит на вратах Царьграда - Царьградом на Руси в IХ-Х веках называли Константинополь, столицу Византии, которую осадили войска князя Олега, в результате чего греки заключили мирный договор в пользу русских. В знак победы над Царьградом Олег повесил свой щит на вратах этого города.
- Дружина - первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления.
- Князь - глава монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее - дворянский титул. Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени.
- Тризна - погребальный обряд у восточных славян в честь погибшего воина над его курганом, состоявший из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного.
- Пращ - то же, что и праща - это древнее ручное оружие, которым метали камни.
- Кинжал - холодное оружие с коротким клинком, заточенным с двух сторон.
- Секира - старинное оружие в виде топора на длинной рукояти и др.
Конкурс «Историческая картина»
Задание для команды №1: Расскажите, какое историческое событие изображено на картине Б.М.Ольшанского «Слава Руси! Твой щит на вратах Царьграда!». В каком веке произошло изображенное событие? С каким русским князем это событие связано? Каков был главный итог похода на Царьград?
Ответ:
В лето 907 г. князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии - Константинополь, или, как его называли русы, Царьград.
Город не сумел оказать должного отпора войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой Рог цепью и преградить русским ладьям подход к городу. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к стенам города. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля подошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
И установил Олег дань воинам на две тысячи кораблей по двенадцать гривен на весло, а потом давать дань на русские города, подвластные ему. Выгодный договор предоставлял русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе, бессрочное содержание в городе и пользование византийскими банями.
Византийцы целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег, согласно русскому обычаю, дал клятву на верность договору своим оружием, богом Перуном и скотьим богом Волосом. В конце церемонии, в знак победы, Олег повесил свой боевой щит на ворота Константинополя.
Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и последняя вынуждена была принять их.
Задание для команды №2: Расскажите, какое историческое событие изображено на картине И.Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру». В каком веке произошло изображенное событие? С каким русским князем это событие связано? Какое государство сыграло важную роль в принятии Русью православной веры?
Ответ:
В молодости князь Владимир был язычником. В 986 году к Владимиру стали приходить послы из разных стран с предложением своей веры, но князь не сразу переменил свою веру.
Так, пришли магометане из Болгарской земли и сказали ему: «Ты - князь мудрый и смышлёный, а не знаешь истинной веры. Прими нашу веру и поклонись Магомету. Мы веруем в Бога, а Магомет учит нас, что нельзя ни есть свинины, ни пить вина». Владимиру не понравилось запрещение пить вино, и он сказал: «Пить - веселие Руси, не можем без того быть».
За магометанами пришли послы от германского короля Оттона III, но Владимир им сказал: «Идите обратно: отцы наши не приняли вашего учения».
За немцами пришли евреи из земли Хазарской. Владимир выслушал их и затем спросил: «А где ваша земля?». «Бог разгневался на отцов наших, - ответили евреи, - и рассеял нас по разным странам». «Как же Вы других учите, - сказал Владимир, - когда сами отвергнуты Богом».
Прислали своего посла и греки. Греческий проповедник рассказал Владимиру о православной вере. Но князь Владимир сказал: «Немного подожду», и отправил своих послов в Византию в Царьград.
По возвращении в Киев послы передали князю, что видели в Царьграде, заключив свой рассказ такими словами: «Греческое богослужение лучшее. Мы не знали, где мы были - на Небесах или на Земле…». Так совершился выбор веры.
Конкурс «Исторические ребусы»
Задание для команд №1, 2: Отгадайте исторические ребусы:
Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
Отряд воинов, объединявшихся вокруг князя, привилегированный слой общества.
Вождь племени у восточных славян, правитель государства или удельного княжества.
Исторические произведения ХI - ХVII вв., в которых повествование велось по годам.
Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Народное собрание на Руси.
Ответ:
- Дань.
- Дружина.
- Князь.
- Летопись.
- Полюдье.
- Вече.
Конкурс «Русь изначальная»
Задание для команд №1, 2: Заполните таблицу «Первые русские князья», систематизировав и обобщив все сведения полученные на уроках.
Исторический деятель |
Годы правления |
Внутренняя политика |
Внешняя политика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ответ:
Первые русские князья
Исторический деятель |
Годы правления |
Внутренняя политика |
Внешняя политика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Олег |
882-912 |
1. Захват Киева в 882 г.
|
1. Укрепление внешнеполитических позиций государства.
|
Игорь |
912-945 |
1. Продолжение политики объединения восточнославянских племен. Покорение тиверцев и уличей.
|
1. Заключение союза с печенегами в 915 г.
|
Ольга |
945-964 |
1. Жестокая расправа с древлянами - месть за убийство мужа. Окончательное покорение древлян.
|
1. Курс на сближение с Византией.
|
Святослав |
964-972 |
1. Покорение вятичей.
|
1. Разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата.
|
Конкурс «Историческая память»
Рюрик и первые русские князья укоренены в русскую культуру не только страницами школьных учебников, но и строками поэтов и писателей, именами кораблей и др.
«Рюрик, тот, что нами правил
В достославные года,
Впечатление оставил
У потомков навсегда…».
Задание для команд № 1, 2: Назовите известные Вам памятники культуры и произведения искусства, посвященные первым русским князьям.
Ответ:
- Памятник «Тысячелетие России» (скульпторы М.Микешин, И.Шредер);
- Памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (2015 г.);
- Бюст Рюрика на Аллее правителей России (З.К.Церетели) (2017 г.);
- Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция);
- «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (худ. В.К.Сазонов);
- «Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года» (худ. К.Лебедев, 1903 г.);
- «Призвание варягов» (худ. В.М.Васнецов, 1909 г.);
- Военные корабли «Рюрик», «Варяг»;
- Рюрику посвящена золотая коллекционная монета Банка России номиналом 50 рублей (2011 г.);
- «Рюриковичи. История первой династии» реж. М. Беспалый (докум. драма, 2019 г.);
- «Легенда о княгине Ольге» реж. Ю.Ильенко (историческая драма, 1983 г.);
- «Крещение Руси» реж. М.Беспалый (исторический фильм, 2016 г.);
- «Викинг» реж. А.Кравчук (историческая драма, 2016 г.) и др.
Итог урока
Изучению деятельности первых русских князей мы посвятили несколько занятий. На сегодняшнем уроке, который проводился в форме деловой игры, мы систематизировали и обобщили изученный материал. Интеллектуальная игра показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Вы продемонстрировали свои компетенции при анализе исторических событий, в работе с историческими документами и картами. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, Вы справились с ними.
«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны».
Н.Кончаловская
Звучит песня «Я русский» (муз. и сл. Я. Дронова (SHAMAN)) в исполнении российских хоровых коллективов (https://www.youtube.com/watch?v=NxcYLUgyBu8) и школьников, принимавших участие в уроке-игре.
Рефлексия
(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).
Пройдите экспресс-опрос участников интеллектуальной игры «Откуда есть пошла Русская земля…».
Ответьте на вопрос: Ваше отношение к интеллектуальной игре «Откуда есть пошла Русская земля…»?
- Ответ 1: Урок понравился.
- Ответ 2: Не могу определиться.
- Ответ 3: Урок не понравился.
Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.
Домашнее задание: составьте синквейн по теме «Первые русские князья».
Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.
Команда-победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.
Библиографический список
- Гурьянова С.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности школьников // Современные технологии: тенденции и перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции (10 января 2022 г.). - Петрозаводск: МЦПН «Новая наука», 2022. - с. 15-24. DOI: 10.46916/12012022-2-978-5-00174-441-2.
- Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала ХVI века: 6-7 кл.: Метод. пособие. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 400 с.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. - М.: Вако, 2016. - 320 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России и её ближайших соседей / Сост. С.Т.Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. - 670 с.
- LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 07.01.2023).
- Квестодел: [сайт]. URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 07.01.2023).