Разработка урока алгебры в 7-м классе "Умножение одночлена на многочлен"

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: Умножение одночлена на многочлен


Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор (Презентация), раздаточный материал (карта результативности урока для каждого ученика, карточки тестовые задания).

Цели урока:

Методическая:

  • организовать работу класса по закреплению темы «Умножение одночлена на многочлен»;
  • создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся.

Учебная:

  • применение правила умножения одночлена на многочлен на практике.

Развивающие:

  • формирование приемов логического мышления, умения анализировать сравнивать и обобщать;
  • развивать внимание, память;
  • развивать математическую речь учащихся;
  • формировать умение самостоятельно работать с учебным материалом.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся стремления к совершенствованию знаний. Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся,
  • воспитание привычки - доводить начатое до конца.

Задачи урока:

  • формирование навыков, применения правила умножения одночлена на многочлен для, преобразования выражений;
  • Развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания;
  • Воспитание культуры отношений.

Формируемые результаты:

Предметные: закрепить навыки умножения одночлена на многочлен; формировать у обучающихся познавательного интереса к предмету.

Личностные:

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.

Метапредметные:

  • формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

Планируемые результаты: Учащийся научится выполнять умножение одночлена на многочлен, приводить многочлен к стандартному виду, находить значение выражения при данных значениях переменной.

Основные понятия: Правило умножения одночлена на многочлен.

Методы работы:

  • словесные методы (беседа,),
  • наглядные (демонстрация презентации),
  • проблемно-поисковый,
  • репродуктивные и продуктивные,
  • самостоятельная деятельность;
  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • групповая (парная),
  • коллективная (фронтальная),
  • индивидуальная.

Ресурсы:

  1. Учебник: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.; Алгебра, 7 класс,
  2. http://www.rusedu.ru/detail_18449.html
  3. http://www.uroki.net/docmat/docmat50.htm
  4. Презентация
  5. Демонстрационный и раздаточный материал (pril 2)

Структура урока

I. Организационный момент. (2 мин)

Здравствуйте, ребята. Сегодня, я хотела бы начать урок с притчи.

Эта история произошла давным-давно. В одном городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Если он ответит, что мёртвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка - живая или мёртвая?» Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках». И пусть эти слова мудреца будут девизом нашего урока.

II. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Сегодня, ребята, урок формирования умения не только самостоятельно применять свои знания и умения, но и оценивать результаты своей деятельности. Старайтесь работать активно, дружно, культурно взаимодействовать друг с другом.

У каждого на столе лежат листы «Карта результативности урока», в которых вы видите:

  1. Таблица самооценки
  2. Графический диктант
  3. Практическая работа
  4. Самостоятельная работа в форме теста «Мозговой штурм»
  5. Итоги урока (Моё настроение)

В таблицу вы сегодня будете записывать ваши полученные балы. А в конце урока подведете итоги, выставите отметку за урок.

III. Актуализация опорных знаний

Посмотрите на Задание 1. Графический диктант [самостоятельно с самопроверкой] Верно ли утверждение, определение, свойство? (Время выполнения 3 мин)

Записаны верные и неверные утверждения. Поставьте Верно - И или Неверно - Л - где считаете нужным. (Оценивается 1-5 баллов) (Слайд 1)

1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

Л

2 . Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена

Л

3. Выражение, являющееся суммой нескольких одночленов, называется многочленом

И

4. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак "-", скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки.

Л

5. Одночлены, входящие в состав многочлена и имеющие одинаковые буквенные части, называют подобными слагаемым

И

Проверим ответы. За каждый правильный ответ ставим по 1 баллу. Максимальное кол-во баллов за это задание 5.

Задание 2. Найти ошибку: [самостоятельно с самопроверкой] (Время 3 мин)

Владение математикой - это умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности, смекалки, находчивости.

В задании 2 написаны 5 выражений с решением, среди которых есть верные, а есть и неверные. Вам необходимо найти ошибки. Напротив каждого тождества нужно написать верное или неверное.

Самопроверка (Слайд 2)

1. 2,7а2(х-у)=

2,7а2х-у

неверно

2. (3а2)2=

4

неверно

3. 3у (9у2-3у+1) =

27у3-9у2+3у

верно

4. -3с(с2+с-4)=

-3с3+3с2-12с

неверно

5. 5а2+3а-7а+3а2=

2- 4а

верно

Проверим ответы. Назвать ошибки, аргументируйте их. Оцените ваши результаты в соответствии с критериями:

  • 3 балла - 5 правильных ответов;
  • 2 балла - 4 правильных ответа;
  • 1 балл - 3 правильных ответа;

IV. Постановка цели и задач урока. (Время 5 мин)

- Давайте вспомним:

Что знаем? (Слайд 3)

  • Определение многочлена
  • Подобные члены многочлена
  • Стандартный вид многочлена
  • Степень многочлена
  • Правило умножения одночлена на многочлен.

Что умеем? (Слайд 4)

  • Приводить многочлен к стандартному виду
  • Находить значение многочлена
  • Определять степень многочлена
  • Заключать многочлен в скобки
  • Выполнять сложение и вычитание многочленов

Чему хотели бы научиться на сегодняшнем уроке? Какие задачи определите для себя?

- Попробуйте сформулировать цель сегодняшней работы: (Слайд 5)

- Отработать умение применять правило умножения одночлена на многочлен при преобразовании выражений.

- Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Умножение одночлена на многочлен» [Запишите тему] (Слайд 6)

Задание 3. Повторим правило умножения одночлена на многочлен.

Запишите его в буквенной форме. (Слайд 7). (Верный ответ 1 балл).

V. Формирование умений и навыков

Задание 4. Практическая работа

(10 мин)

(1-4 баллов, за каждое, верно выполненное задание - 2 балла)

1) Задание 7 вариант ГИА. [на доске и листах, с комментированием] (Слайд 6).

Упростите выражение 2с3 + 3с2 - 2с (с2 - 5с -1) и найдите его значение при c =2.

3 + 3с2 - 2с (с2 - 5с -1) = 3 + 3с2 - 2с3 + 10с2 + 2с = 13с2 + 2с

Если c =2, то 13∙ 22 + 2∙2=56.

2) № 366. (учебник стр. 72) [на листах, комментирование с места] (Слайд 9).

- Прочитайте задание:

Докажите, что значение выражения х(12х+11) - х22+8) -х (11+4х - х3) не зависит от значения переменной.

х(12х+11) -х22+8) -х (11+4х-х3) = 12х2 + 11х - х4 - 2 - 11х - 2 + х4 = 0

Значит, значение выражения не зависит от значения переменной.

VI. Математическая зарядка

(Время 4 мин) (Слайды 10-11)

- А теперь пришло время и отдохнуть.

- Показываю карточки на которых записаны одночлены, многочлены и выражения которые не являются ни одночленами, ни многочленами.

  • «Одночлен» - руки подняли вверх;
  • «Многочлен» - руки перед собой;
  • «Другое выражение» - руки в стороны.

- Закрыли глаза, про себя досчитали до 30, открыли глаза.

V. Формирование умений и навыков

Задание 5.

Работа в парах. № 371 (Время 3 мин) (1-3 баллов).

[Учащиеся работают в парах. Учитель контролирует и корректирует работу].

Учащиеся должны методом подбора найти подходящий одночлен.

  1. ⁎ = ______________________
  2. ⁎ = ______________________
  3. ⁎ = ______________________

Проверка. Объясните, как подобрали одночлен. (Слайд 12).

1) -bc∙(a - b + c) = -abc + b2c - bc2

2) a∙(ab - b2) = a3b - a2b2

3) -3a2∙( -2a - 5a2) = 6a3 + 15a4

Оцените ваши результаты.

VI. Проверочная работа (дифференцированные задания)

(Время 7 мин)

Ребята, задания в Тесте различного уровня сложности. Правильное выполнение заданий предусматривает количество баллов в соответствии 1, 2 и 3 оцениваются по 1 баллу, 4 - 2 балла.

6. «Мозговой штурм»

[самостоятельно, взаимопроверка] (1-5 балла)

ТЕСТ
Вариант 1

ТЕСТ
Вариант 2

1. Упростите выражение
-3х(2х-1) =
А) -6х2-1
Б) 6х-1
В) -6х2 +3х

1. Упростите выражение
-2х(4х-2)=
А) -8х2+4х
Б) -8х2-4х
В) 8х2 -2

2. 8в(2а-в ) - 6ав =
А) 10ав +8в2
Б) 10ав -8в2
В) 16ав -8в2+6ав

2. 5а (а-2в) + 10ав =
А) 5а2+20ав
Б) 5а2
В) 5а2-2в +10ав

3. 4а2·(а + 1) - а·(2+а2)=
А) 3а3 +4а2-2а
Б) 5а3 +4а2-2а
В) 4а3 -3а2-2а

3. 2(х2+1) - 3(х2-1)=
А) -х2+5
Б) х2+5
В) -х2

4. Решите уравнение (2б)
12 - 4·(3 - 2х) = 3·(5 + х).
А) х=
Б) х= -3
В) х=3

4.Решите уравнение (2б)
2·(2х + 3) = 8 - 5·(х - 2).
А) х= -2
Б) х=
В) х=

КОД: ВБАВ

КОД: АБАВ

Проверка. Работа в парах: поменяться тестами и проверить по данным ответам и поставить баллы в карту результативности. (Слайд 13)

VII. Подведение итогов

(Время 5 мин)

Подсчитайте итоговое количество баллов за урок и выставьте себе оценку в соответствии с критериями.

Какие результаты вашей деятельности на уроке?

Отчёт учащихся о выполнении заданий, оценках за работу на уроке.

Учащиеся высказывают мнение о том, что было особенно интересным и поучительным на уроке.

Рефлексия

(Слайд 14)

  • Чему научились на уроке?
  • Что удалось?
  • Над чем необходимо еще работать?

Выберите утверждение, которое соответствовало вашему настроению на уроке.

  • Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
  • О, монах, ты идешь трудной дорогой.
  • Учиться, обучая.
  • Ах, как я устал от этой суеты.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

VIII. Информация о домашнем задании

(Слайд 15)

§10 стр.69-70 (правило, пр. 2,4), № 360-2), 362-3), 367, 372-1,2), доп. №391.

Карта результативности урока